Дистанционное музыкальное занятие "Песни, рожденные войной"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Самойлова Алёна Витальевна

Конспект содержит историю создания военных песен, краткое описание методов и приемов для развития эмоциональной отзывчивости на песни, созданные военным временем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельностипо художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Конспект музыкального занятия «Песни, рожденные войной»

 в старшей и подготовительной группах

в условиях дистанционного обучения.

Составитель:

Самойлова А.В.

Музыкальный руководитель

2020

Задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством композиторов в годы Великой Отечественной войны. Прививать интерес к литературе, музыке, искусству военных лет.
  2. Развивать  эмоциональную отзывчивость на песни Великой Отечественной войны: побуждать различать настроение, эмоции, характер песни, отмечать наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные).

Уважаемые родители! В преддверии празднования 75-летия Великой Победы предлагаю провести музыкальное занятие, посвященное песням Победы.

 Начните занятие со стихотворения, объявите, что сегодня будет разговор о песнях, написанных в годы войны, расскажите о значении песни для народа, для страны, для чего композиторы писали песни в те военные годы.

Я бы с песни начала рассказ,

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

Их портретов не было в газете,

Но прославлен их нелёгкий путь,

И народ, воспевший песни эти!

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину.  Все встали на защиту своей страны. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Что это значит? Это значит то, что песня помогала солдатам идти в бой, придавала силы,  а в минуты отдыха песня позволяла сделать передышку, вспомнить дом, родных. Они помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти. С первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Песня и музыка поднимали настроение, укрепляли боевой дух, помогали сражаться с врагом, залечивать раны.

Что пели на фронте? Сначала это были популярные патриотические песни, созданные ещё в довоенное время. Но очень скоро появились и были приняты на вооружение новые песни – песни, рождённые войной… 

Далее знакомим детей с историей создания некоторых песен военных лет.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…». Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Покажите ребенку фотографию А.В. Александрова. https://drive.google.com/open?id=18DbEUB3GQ6stqkhIpKNPwEuesjL5nuTz  Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: Будем разучивать новую песню – «Священная война». На следующий день на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны, состоялась премьера песни. С первых же звуков песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

 Покажите ребенку иллюстрации, вместе рассмотрите военный оркестр, дирижера, строй солдат, идущих на войну. https://drive.google.com/open?id=18DbEUB3GQ6stqkhIpKNPwEuesjL5nuTz 

Покажите детям видеоклип  песни «Священная война»

https://drive.google.com/open?id=1zjOw98p_a8tvtYa7DKD75W0XJoUpiTDu 

Спойте вместе, пусть ребенок подпевает небольшие фразы; спросите: о чем поется в песне? Какой характер песни? какие чувства вызывает песня?  (мужественная, строгая, призывная, суровая). Расскажите детям, что песню исполняет  Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.  Ансамбль назван в честь дирижера, композитора и создателя хора А.В. Александрова. Ансамбль является одним из лучших и известен во всем мире. При исполнении песни целесообразно предложить ребенку  игру «в дирижера». Посмотрите клип еще раз.

Одна из самых известных песен Великой Отечественной войны – «В землянке» (Муз. К. Листова, сл. А. Суркова). Предложите ребенку рассмотреть фотографию Константина Листова    https://drive.google.com/open?id=120tdGWy2j7fbfKLwzYLvneuMLwMoYv-j 

https://drive.google.com/open?id=1PZztNvMQT126YB-8pEUaD0XDpok3QaXJ 

 Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма моей жене Софье Антоновне», – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – «написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой».

Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, он не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны был песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную… Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

Посмотрите видеоклип песни «В землянке»   https://drive.google.com/open?id=1n4UXRENp2w06Oz6CWPXuPQTxEewQOYgE 

Спросите: какая музыка по характеру (мягкая, нежная, теплая, лиричная), о чем поется в песне, проговорите слова песни, раскрывая идею, о чем хотел поведать автор. Спросите, какие эмоции вызвала песня, какой образ представился. Если у вас есть военная пилотка или другой военный атрибут, предложите ребенку одеть его. При повторном прослушивании обнимите ребенка, смоделируйте ситуацию отдыха после боя, расскажите, как скучали, переживали бойцы о своих родных, близких людях.

Без песни-шутки очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню – шутку «На солнечной поляночке» создали в 1943 году композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Первоначально композитор написал песню в форме лирического вальса, мечтательного и задумчивого. Музыка получилась приятная на слух, она нравилась слушателям. Но не нравилась композитору. Он почувствовал, что песне недостает той жизнерадостности, веселья, удали, которыми проникнуты стихи Фатьянова. И он написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.

Посмотрите клип песни «На солнечной поляночке» https://drive.google.com/open?id=1amQqV9daRDLVbbPLNn_izf1olioLH-1B , спросите у ребенка про настроение музыки, какое настроение вызывала песня?; проговорите слова песни, акцентируя внимание на смысле песни, разъясните непонятные слова. Отметьте, что песня исполняется хором имени Александрова, это тот самый хор, который впервые исполнил песню «Священная война». Посмотрите клип еще раз, во время повторного просмотра можно предложить двигательную импровизацию, пусть ребенок исполнит несколько движений под эту песню (топотушка, кренделек, ковырялочка).

Одна из самых любимых песен многих семей это песня «Катюша». Начало песни было написано до войны, а продолжение в первые годы войны. Эта песня о девушке, которая переживает разлуку с любимым. Поэт М. Исаковский написал первое  яркое восьмистишие, а дальше у него «не получалось». Однако когда стихи попали к композитору М. Блантеру и тот написал мелодию, так было написано  продолжение знаменитой «Катюши». Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Предложите посмотреть клип «Катюша»

https://drive.google.com/open?id=1B6WKEpKcgPYw1dQFdAGPRSDu3J86Rm0b , спросите у ребенка: какая по характеру песня? (песня шуточная, светлая, благородная).

Под песню предложите создать домашний оркестр. В него включите ложки, крышки от кастрюлек, шуршащую бумагу, стеклянные бокалы и др. обратите внимание ребенка на поиск разнообразных способов извлечения звука, будет интересно и весело. Спойте эту песню вместе с ребенком.

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.

Посмотрите клип песни «День Победы»  https://drive.google.com/open?id=1v-Ivpqsrz5OSmizYgMrp5p8yrnS6sT4t  расскажите ребенку, что в клипе показана настоящая хроника военных лет; расспросите ребенка, какие чувства вызывает у него песня, почему этот праздник называется «со слезами на глазах», если в семье есть ветеран, расскажите о нем.

В конце занятия можно поиграть в игру «Угадай мелодию». Можете включить или напеть прослушанные песни, вспомнить название, авторов, вспомнить несколько строк из песни или исполнить всю песню вместе с ребенком.

Смотрите наш онлайн-концерт «Споемте, друзья!» на нашем сайте https://nl-skazka.ru/

С Днем Победы! И пусть песни Победы звучат в вашем доме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме интегрированного занятия. «Песни, рожденные войной»

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, используя средства музыкального искусства....

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»...

Песни, рожденные войной

Познакомить детей с песенным материалом, с которым наш народ победил в ВОвойне....

Проект "Музыка, рожденная войной"

Пррект для старших дошкольников...

Дистанционный проект "Дети о Войне"

развитие в детях интереса и уважения к истории России;формирование представлений детей о военном времени;развитие их активности, творческих способностей, артистизма, умения составлять рассказ по теме ...

Дистанционное музыкальное занятие по теме: Музыкальные инструменты.

В реалиях нашего времени, когда нам педагогам приходится осваивать новые формы работы с воспитанниками будет актуально предложенное мною занятие. Занятие закрепляет знания детей о музыкальных инструме...