Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей
проект (младшая группа)
Доклад "Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zotova_gorohovadoklad_eksperementalnoy_deyatelnosti_1.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Детское экспериментирование, как средство развития
познавательной активности детей»
Воспитатели: Горохова Е.В.
Зотова Е.В.
г. Тольятти
2022-2023 учебный год
Доклад
«Детское экспериментирование, как средство развития
познавательной активности детей раннего возраста»
Вид проекта: групповой.
Сроки проведения: в течении года (2022 - 2023)
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы № 201, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: У детей младшего дошкольного возраста не сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
Актуальность экспериментирования:
Все дети любят эксперименты. Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, т.к. возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать. Необходимость делать вывод увиденного, формулировать обнаруженные закономерности, стимулирует развитие речи.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, искать способы для достижения цели. Детское экспериментирование способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, выбрали проведение элементарных опытов.
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи проекта:
- вызвать интерес детей к экспериментированию;
- развивать собственный познавательный опыт;
- расширить и углубить знания и представления воспитанников об окружающей среды;
- поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность;
- поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности;
привлечь родителей к развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Предполагаемый результат:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта;
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Основные этапы проекта:
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- работа с детьми и их родителями.
Формы работы с детьми:
-специально организованные занятия по познавательной деятельности с включёнными опытами по заданной теме («Какая разная бумага», «Прозрачность воды», «Узнаем какая вода? Переливание»
- совместная деятельность педагога с детьми «Посадка лука», «Ухаживаем за огородом», д/и «Компот», д/и «Варим суп», использование художественной литературы.
- свободная самостоятельная деятельность детей «Вода наша помощница», «Бумага и что с ней можно делать – рисовать»
Формы работы с родителями:
Наглядно-информационная:
1.Папка-раскладка «Значение экспериментальной деятельности для детей».
2. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
3. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
4. Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира».
5. Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Досуговые:
1. Фотовыставка «Я - маленький экспериментатор»
Заключительный этап:
- оформление картотеки опытов,
- мастер-класс для родителей на тему «Забавные эксперименты»,
- пополнение уголка экспериментирования.
Было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы данной возрастной группы.
Тема: «Какая разная бумага».
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Один из общедоступных материалов для игры – самая обычная бумага. Бумага идеальный материал для детского творчества и использовать ее можно с самого раннего детства. С помощью бумаги мы развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения, воображение, глазомер. Формируем сенсорные эталоны, культурный этикет, зрительное восприятие, знания о свойствах бумаги.
Задачи:
Познавательные:
- Познакомить детей со свойствами бумаги
- Формировать умение сравнивать бумагу по качествам и свойствам (легкая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и т.д.)
- Формирование умений и навыков экспериментирования с бумагой
- Активизировать речь детей, обогащать словарь новыми словами (гладкая, плотная, шершавая, рвётся, мнется).
Развивающие:
- Развивать у детей тактильные ощущения и мелкую моторику рук
- Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз
- Обучать техническим навыкам и умениям (обрывание, сминание, скатывание и скручивание бумаги)
- Развитие интереса к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать
- Аккуратность в работе
- Старание и дружеские отношения между детьми во время выполнения опытов и заданий.
Эксперимент с бумагой, позволил сделать следующие выводы:
*бумага рвется;
*бумага мокнет в воде;
*на бумаге можно рисовать;
*тонкую бумагу можно смять, а твердую (картон) помять затруднительно.
Тема: «Волшебная водичка».
Игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Она обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации. И еще вода есть всегда и везде.
Задачи:
Развивающая: через экспериментирование с водой у детей развиваются познавательные процессы: речь, мышление, воображение, восприятие, внимание, память, и мелкая моторика пальцев рук. Поддерживается и развивается интерес к самостоятельным исследованиям, открытиям.
Познавательная: в ходе экспериментирования формируются представления о свойствах и особенностях исследуемых предметов.
Воспитательная: воспитывают интерес и любовь к окружающей природе, за счет того, что в ходе экспериментальной деятельности перед ребенком открывается вся красота природы, ранее ему неизвестная.
Свою работу в экспериментах с водой мы начали в режимных моментах с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной.
Утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса.
Пополнение среды:
1. Игра: «Волшебница вода»
Цель: Закрепление трёх состояний воды (твёрдое, газообразное, жидкое)
Материал: Большие карты и маленькие карточки, с изображением воды в разных состояниях: (пар, дым, снег, иней, лёд, дождь, роса, ручей.)
2. Игра «Тонет - не тонет»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; (прозрачность, плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материал: аквариум с водой, различные предметы (из стекла, пластмассы, дерева, металла.)
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что:
*вода прозрачная;
*прозрачная вода может стать мутной;
*некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус;
*вода не имеет формы, ее можно переливать;
*вода имеет свойство впитываться.
Тема: «Огород на окне».
Задачи:
1. Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
2. Формировать умение различать овощи и фрукты по цвету, форме, величине.
3. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
4. Расширять кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
5. Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука)
6. Воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем и фруктом скрывается определенная польза.
Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. Расширять знания детей о строении лука, о его полезных свойствах и условиях, необходимых для его роста. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. Получить положительные эмоции от полученного результата. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Пополнение среды:
- Игра «Сварим суп и компот» цель: познакомить с понятиями «суп» и «компот» расширять знания знание об овощах и фруктах, закрепить умение делить их на группы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, развивать словарный запас память речь.
- Игра «Наш огород» цель: познакомить с понятием «огород», повторять с детьми название овощей и фруктов, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, развивать словарный запас, память, речь.
Совместно с детьми мы посадили и вырастили на окне лук и сделали следующие выводы:
*луку как любому растению нужны свет, тепло, вода, воздух;
*чтобы вырастить лук, нужно его посадить, рыхлить землю, поливать;
*в луке много витаминов.
Выводы: Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной. Новые сведения о мире позволили детям:
* увидеть результаты собственных экспериментальных действий.
* проводить эксперименты и делать первые выводы.
*сформировать представление о свойствах воды, бумаги, земли.
*понять достаточно сложные экологические знания.
*испытать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий
*высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому планируем дальнейшее использование экспериментирования в своей работе.
План взаимодействия с родителями:
1. Ознакомление с темой проекта.
2. Папка-раскладка «Значение экспериментальной деятельности для детей».
3. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
4. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
5. Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира».
6. Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!».
7. Фотовыставка «Я - маленький экспериментатор».
С помощью родителей собраны детские книги познавательного характера, стихи, загадки, иллюстрационный материал по темам, оборудование для опытов и экспериментов.
В результате проводимой работы родители: научились проводить элементарные опыты и эксперименты, повысили уровень педагогических знаний по этой теме.
Результат:
У детей младшего дошкольного возраста сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
РППС несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка она воспитывает и развивает его. Учитывая принцип РППС у нас есть центр экспериментирования, помогающий нам, решать образовательные задачи.
Центр воды и пека. Предметное наполнение центра: емкость для воды, емкость с песком, лейка, различные формочки, кораблики, камешки, пипетки.
Перспективы работы детское экспериментирование, как средство развития
познавательной активности детей:
- познакомить детей со свойствами сахара;
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- познакомить детей со свойствами ткани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Презентация для воспитателей...
Мастер-класс "Детское экспериментирование, как средство познавательной активности"
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов....
Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"
В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность. Это дает детям реальные представления о различных сторонах из...
Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...
«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста»
Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – иссле...
Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовате...