Пищевая избирательность у детей с РАС. Что делать и чего не делать.
консультация

Наличие пищевых предпочтений у ребенка ─ та обыденная действительность, с которой сталкивается каждый родитель. Однако в некоторых случаях даже безобидные на первый взгляд предпочтения грозят дезадаптацией в будущем. Одни родители замечают выраженную избирательность еще в период младенчества, например, на этапе введения прикорма, другие наталкиваются на проблематичное пищевое поведение в более позднем возрасте (от двух до пяти лет). Опросы показывают, что не менее половины детей с РАС испытывают те или иные трудности, связанные с приёмом пищи. Часто это приводит к формированию крайне ограниченного рациона. Последнее может ощутимо сказаться на росте и развитии ребенка.

 Вам нужно действовать, если

   Ребенок (почти) не питается продуктами из разных групп: крупы, овощи, фрукты, мясо, птица, дары моря, молочная продукция и т.д.

Ребенок мало потребляет жидкости (не включая соки и газированные напитки).

Ребенок разительно отличается от сверстников в плане физического развития (рост, вес, двигательная активность и т.п.).

Нередко во время приема пищи ребенок очень долго/мало жует, торопится глотать, кашляет, давится, случаются эпизоды рвоты.

Часто во время приема пищи (в том числе при попытках ввода новых продуктов) ребенок кричит, убегает из-за стола, плачет, бросается едой и т.п.

Существует некий критерий, определяющий выбор ребенка (только ресторанные блюда, только пища консистенции пюре, только одна марка изготовителя и т.п.).

Ребенок соглашается есть/пить исключительно тогда, когда соблюдается ряд известных условий или ритуалов.

Ребенок предпочитает помещать в рот/облизывать несъедобные предметы, а не пищу.

 

 Прежде чем что-либо предпринять, соберите сведения о текущей ситуации, которую вы и планируете изменить. Мы рекомендуем это делать письменно в форме подробного дневника непосредственно после каждого приема пищи в течение трех-пяти дней. Вы также можете заснять несколько эпизодов проблематичного поведения для анализа другими членами команды.

 

Что следует записывать?

 

Время начала и конца приема пищи. В том числе перекусы.

Это поможет сделать выводы о характере режима питания ребенка.

 

Конкретный продукт и предлагаемый объем.

Рекомендуем также отметить такие моменты как состав, цвет и форму, запах, вкус, консистенцию, температуру, происхождение, производителя, характер упаковки, место, способ приготовления и подачи.

 

Для многих детей с РАС чувствительность к тем или иным признакам является значимым фактором в выборе продуктов. Некоторые стремятся получить специфические ощущения и поэтому переедают соответствующие виды пищи, другие, наоборот, избегают определенной стимуляции.

 

Отдельно стоит указать, является ли продукт привычным, абсолютно новым или же известным, но ранее отвергнутым ребенком.

 

Сколько ребенок ест условных ложек без нежелательного поведения. Делает ли он это самостоятельно или с физической помощью?

Ритуалы

Речь об устойчивых поведенческих паттернах, не отделимых от приема пищи и вызывающих сопротивление при попытке внешнего вмешательства. Например, ребенок после каждой ложки выливает следующую на стол и старательно вытирает пятно или же раскладывает приборы причудливым образом.

 

Формы проблематичного поведения и реакция на них окружающих.

Список видов поведения (не исчерпывающий):

 

Высказывает недовольство, но начинает есть.

Спокойно отказывается от еды приемлемым образом.

Отказывается криком, плачет.

Отодвигает тарелку, руку с ложкой, отворачивается, убегает.

Занимается посторонней деятельностью: играет с приборами и т.п.

Выплевывает пищу, намеренно давится/срыгивает/кашляет.

Опрокидывает тарелку, стаскивает скатерть.

Бросается или плюется едой в других.

Проявляет более опасные формы физической агрессии (бьет кулаком, пытается нанести удар прибором и т.д.).

Проявляет любые формы самоповреждающего поведения (начинает грызть вилку зубами, прикусывает язык и т.п.)

Ребенка рвет, или он/она вызывает у себя рвоту.

Зафиксируйте дополнительно, как именно реагируют окружающие на проблематичное поведение.

Составьте набор из 15-20 видов пищи, максимально питательных при сравнительно меньших объемах. Дополнительными критериями послужат: распространенность или популярность, простота в приготовлении, возможность гармоничного сочетания с привычным рационом, относительная совместимость с предпочтениями ребенка, вероятность того, что ребенок согласится попробовать.

 

Не вводите одновременно более трех видов пищи.

Выбирайте монопродукты. Лучше один овощ, чем салат. Впоследствии вы сможете научить ребенка принимать комбинированные блюда.

Продукт питания, способ его приготовления и подачи должны соответствовать уровню навыков и возможностей ребенка и быть предельно безопасны для здоровья. Если ребенок с трудом прожевывает твердую пищу, порежьте её на более мелкие куски или превратите в пюре. При запорах не стоит давать свежую выпечку или рис. Из рыбы и птицы обязательно извлеките кости. Нет ничего хорошего в том, что у ребенка возникнет ассоциация «удушье-морепродукты».

Начните с малого. Это может быть порция размером с горошину.

Определите, в какие сроки, что именно, сколько и как будет есть ребенок. Пример: «Через 30 дней Вася будет самостоятельно съедать в день половину сырого очищенного огурца, целое печеное яблоко и 2 куриные котлеты».

Если ранее предъявление продукта из списка вызывало мгновенное проблематичное поведение, отложите его на потом (когда вероятность поведения снизится почти до нуля) или замените аналогичным по питательности.

Не предлагайте ребенку то, от чего сами бы отказались или не готовы есть на постоянной основе. Выбранные продукты питания по возможности должны либо присутствовать в общем рационе, либо быть согласованы с другими и введены. Убедитесь, что окружение не будет критически комментировать за столом выбор продукта, морщиться или иначе отрицательно реагировать.

Ставьте следующую цель, когда достигнута предыдущая. Например, выполнена цель №1: «Женя станет съедать ложку бульона в 90% случаев в течение трех сессий подряд». В дальнейшем количество ложек можно будет постепенно увеличить.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpp_u_detey_s_ras.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пищевая избирательность у детей с РАС. Что делать и чего не делать.

   Наличие пищевых предпочтений у ребенка ─ та обыденная действительность, с которой сталкивается каждый родитель. Однако в некоторых случаях даже безобидные на первый взгляд предпочтения грозят дезадаптацией в будущем. Одни родители замечают выраженную избирательность еще в период младенчества, например, на этапе введения прикорма, другие наталкиваются на проблематичное пищевое поведение в более позднем возрасте (от двух до пяти лет). Опросы показывают, что не менее половины детей с РАС испытывают те или иные трудности, связанные с приёмом пищи. Часто это приводит к формированию крайне ограниченного рациона. Последнее может ощутимо сказаться на росте и развитии ребенка.

 Вам нужно действовать, если

   Ребенок (почти) не питается продуктами из разных групп: крупы, овощи, фрукты, мясо, птица, дары моря, молочная продукция и т.д.

Ребенок мало потребляет жидкости (не включая соки и газированные напитки).

Ребенок разительно отличается от сверстников в плане физического развития (рост, вес, двигательная активность и т.п.).

Нередко во время приема пищи ребенок очень долго/мало жует, торопится глотать, кашляет, давится, случаются эпизоды рвоты.

Часто во время приема пищи (в том числе при попытках ввода новых продуктов) ребенок кричит, убегает из-за стола, плачет, бросается едой и т.п.

Существует некий критерий, определяющий выбор ребенка (только ресторанные блюда, только пища консистенции пюре, только одна марка изготовителя и т.п.).

Ребенок соглашается есть/пить исключительно тогда, когда соблюдается ряд известных условий или ритуалов.

Ребенок предпочитает помещать в рот/облизывать несъедобные предметы, а не пищу.

 Прежде чем что-либо предпринять, соберите сведения о текущей ситуации, которую вы и планируете изменить. Мы рекомендуем это делать письменно в форме подробного дневника непосредственно после каждого приема пищи в течение трех-пяти дней. Вы также можете заснять несколько эпизодов проблематичного поведения для анализа другими членами команды.

Что следует записывать?

Время начала и конца приема пищи. В том числе перекусы.

Это поможет сделать выводы о характере режима питания ребенка.

Конкретный продукт и предлагаемый объем.

Рекомендуем также отметить такие моменты как состав, цвет и форму, запах, вкус, консистенцию, температуру, происхождение, производителя, характер упаковки, место, способ приготовления и подачи.

Для многих детей с РАС чувствительность к тем или иным признакам является значимым фактором в выборе продуктов. Некоторые стремятся получить специфические ощущения и поэтому переедают соответствующие виды пищи, другие, наоборот, избегают определенной стимуляции.

Отдельно стоит указать, является ли продукт привычным, абсолютно новым или же известным, но ранее отвергнутым ребенком.

Сколько ребенок ест условных ложек без нежелательного поведения. Делает ли он это самостоятельно или с физической помощью?

Ритуалы

Речь об устойчивых поведенческих паттернах, не отделимых от приема пищи и вызывающих сопротивление при попытке внешнего вмешательства. Например, ребенок после каждой ложки выливает следующую на стол и старательно вытирает пятно или же раскладывает приборы причудливым образом.

Формы проблематичного поведения и реакция на них окружающих.

Список видов поведения (не исчерпывающий):

Высказывает недовольство, но начинает есть.

Спокойно отказывается от еды приемлемым образом.

Отказывается криком, плачет.

Отодвигает тарелку, руку с ложкой, отворачивается, убегает.

Занимается посторонней деятельностью: играет с приборами и т.п.

Выплевывает пищу, намеренно давится/срыгивает/кашляет.

Опрокидывает тарелку, стаскивает скатерть.

Бросается или плюется едой в других.

Проявляет более опасные формы физической агрессии (бьет кулаком, пытается нанести удар прибором и т.д.).

Проявляет любые формы самоповреждающего поведения (начинает грызть вилку зубами, прикусывает язык и т.п.)

Ребенка рвет, или он/она вызывает у себя рвоту.

Зафиксируйте дополнительно, как именно реагируют окружающие на проблематичное поведение.

Составьте набор из 15-20 видов пищи, максимально питательных при сравнительно меньших объемах. Дополнительными критериями послужат: распространенность или популярность, простота в приготовлении, возможность гармоничного сочетания с привычным рационом, относительная совместимость с предпочтениями ребенка, вероятность того, что ребенок согласится попробовать.

Не вводите одновременно более трех видов пищи.

Выбирайте монопродукты. Лучше один овощ, чем салат. Впоследствии вы сможете научить ребенка принимать комбинированные блюда.

Продукт питания, способ его приготовления и подачи должны соответствовать уровню навыков и возможностей ребенка и быть предельно безопасны для здоровья. Если ребенок с трудом прожевывает твердую пищу, порежьте её на более мелкие куски или превратите в пюре. При запорах не стоит давать свежую выпечку или рис. Из рыбы и птицы обязательно извлеките кости. Нет ничего хорошего в том, что у ребенка возникнет ассоциация «удушье-морепродукты».

Начните с малого. Это может быть порция размером с горошину.

Определите, в какие сроки, что именно, сколько и как будет есть ребенок. Пример: «Через 30 дней Вася будет самостоятельно съедать в день половину сырого очищенного огурца, целое печеное яблоко и 2 куриные котлеты».

Если ранее предъявление продукта из списка вызывало мгновенное проблематичное поведение, отложите его на потом (когда вероятность поведения снизится почти до нуля) или замените аналогичным по питательности.

Не предлагайте ребенку то, от чего сами бы отказались или не готовы есть на постоянной основе. Выбранные продукты питания по возможности должны либо присутствовать в общем рационе, либо быть согласованы с другими и введены. Убедитесь, что окружение не будет критически комментировать за столом выбор продукта, морщиться или иначе отрицательно реагировать.

Ставьте следующую цель, когда достигнута предыдущая. Например, выполнена цель №1: «Женя станет съедать ложку бульона в 90% случаев в течение трех сессий подряд». В дальнейшем количество ложек можно будет постепенно увеличить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...

Консультация для родителей "Пищевая избирательность или нарушение пищевого поведения"

Что означает проблема избирательности в пище?          Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избиратель...

ПИЩЕВАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С РАС

Наличие пищевых предпочтений у ребенка ─ та обыденная действительность, с которой сталкивается каждый родитель....

«Ребята учатся делать то, чего никогда не было»: столярное дело в детском саду «Метелица»

Виктория Валентиновна Иванова, директор детского сада «Метелица» в Новом Уренгое, была одной из первых, кто опробовал столярную мастерскую «Бабашки» в своем учебном заведении....