Кружок "Чудеса своими руками"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кара-Сал Чаяна Кошкар-ооловна

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_svoimi_rukami.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации Дзун-Хемчикский кожуун

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Чечена» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна

Республики Тыва

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

"__" _________2022 г.,

протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Чечена» г.Чадаана

__________/Куулар С.С./

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая)

программа по естественно - научной направленности

для детей 5-6 лет старшей группы «Улыбка»

«Чудеса своими руками»

Срок реализации:1 год (34 часов)

                                      Уровень программы - стартовая

Условия реализации - бюджетная

                                       Направленность: художественная

                                       Возраст обучающихся: 5-6 лет

                                                                                                               Составитель:

                                                                            Кара-Сал Чаяна Кошкар-ооловна

Чадан, 2022г

Паспорт программы

Наименование муниципалитета

«Управление образование»

Дзун-Хемчикског района г.Чадаана

Наименование организации

МБДОУ Детский сад «Чечена» г .Чадаана

Полное наименование программы

«Чудеса своими руками»

Механизм финансирования (ПФДР, муниципальное задание, внебюджет)

Муниципальное задание

Ф.И.О. автора

Кара-Сал Чаяна Кошкар-ооловна воспитатель старшая группа

Краткое описание программы

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Форма обучения

Очная

Уровень программы

Стартовая

Продолжительный основание (объем)

1 год (34 часов )

Возрастная категория

5-6 лет (старшая группа)

Цель программы :

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи программы:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Особые условия(доступность для детей с ОВЗ)

Не имеется

Возможность реализации в сетевой форме

Не имеется

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий

Не имеется

Материально – техническая  база

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.Комплекс основных характеристик

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………..6

1.2. Цель и задачи Программы …………………………………………………7

1.3. Содержание программы ……………………………………………………8

1.4.Планируемые результаты ………………………………………………… 9

 Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Календарно-тематическое планирование …………………………………9

2.2.Условия реализации ДООП            …………………………………………15

2.3. Список литературы …………………………………………………………16

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками» разработана с учетом современных требований и основных законодательных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
  • «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»(с изменениями от 30.09.2020);
  • Письмо Минобрнауки Росси №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» является программой художественной направленности.

Приоритетным курсом данной программы является изучение и освоение различных техник экспериментирования.

Новизна заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.

Форма обучения программы очная.

Уровень ДООП-стартовый(ознакомительный)

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Педагогическая целесообразность

Программа «Чудеса своими руками» основана на использовании традиционных материалов сочетании с новыми технологиями.

Ориентирована на углубленное изучение эксперимента различного характера, программа  способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, к конкретной выполняемой работе, к развитию творческого потенциала.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей  посредством

опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи:

1.Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2.Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

  1. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  2. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  3.  Развивать коммуникативные навыки.

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

1.3 Основное содержание программы

Работа с песком

Приобретение начальных технологических знаний о песке: виды песка (песок карьерный, песок намывной, песок искусственный, строительный песок, морской песок и т.д), их природные свойства., как добыть песок. Эксперименты в песком.

Работа с водой

Приобретение начальных технологических знаний о воде: виды воды( пресная, морская, минеральная вода), их природные свойства. Эксперименты с водой.

1.4 Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

2..1 .Перспективное планирование    экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Количество часов

Цель

Форма контроля

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

1

Педагогическое наблюдение

2 неделя

3 неделя

«Удивительный песок»

1

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

1

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

1

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

1

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

1

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И

БЕЛОЕ»

 

1

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И  ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

           

1

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

            

1

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

            .

1

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

1

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

1

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

1

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

1

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ

ДОМ»

1

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

1

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

1

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

1

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

.

1

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

1

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

1

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

1

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

1

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

1

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

1

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

1

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

1

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

1

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

1

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

1

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

1

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

1

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

1

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

1

Воспитывать бережное отношение к природе.

2.1. Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

5. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

8. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

9. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

10. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

14. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

15. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

16. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

17.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.

18. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.

19.Материалы интернета.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Чечена» г.Чадаана

__________/Куулар С.С./

Список детей кружка «Чудеса своими руками»

Ф.И.О

Дата рождения

1

Монгуш Тензин Джонович

14.07.2017

2

Монгуш Чолдуг Александрович

06.05.2017

3

Ондар Айшет Хереловна

15.07.2017

4

Ондар Оттук Аянович

14.11.2017

5

Ондар Жасмин Артышовна

09.09.2017

6

Ондар Алина Эрес-ооловна

16.06.2017

7

Серижикбей Санхэ Ай-Хереловна

13.04.2017

8

Сат Чигжит Далай-Мергенович

16.05.2017

9

Соскур-оол Сай-Суу Эресовна

27.06.2017

10

Тюлюш Анаанда Аржаановна

29.05.2017

11

Чалзап Рамон Март-оолович

24.08.2017

12

Чачыр-оол Аселия Хаяаевна

02.11.2017

13

Хертек Алдын-Чечек Айдомировна

02.09.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Сделайте пособие своими руками. "ТЕЛЕВИЗОР"

Уважаемые родители! Попробуйте сделать вместе с детьми увлекательное пособие "Телевизор". Оно поможет вам не только весело провести совместный досуг, но и  позволит   автоматизировать ...

Сделаем пособие для выработки целенаправленной воздушной струи своими руками.

Постановка многих звуков начинается с выработки целенаправленной воздушной струи. Незатейливые пособия, котрые я хочу предложить вашему вниманию, позволят превратить довольно скучный процесс в увлекат...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...