"Техника безопасности на занятиях" консультация для педагогов
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлена стаья о правилах безопасности на физкультурных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_bezopasnosti_na_zanyatiyah.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Техника безопасности на занятиях»

(консультация для педагогов)

Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.

Ответственность за вред, причиненный ребенку во время его пребывания в детском саду, несет администрация ДОУ. Прежде всего, необходимо отметить, что согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники этих заведений (к которым в том числе относятся и частные детские сады) несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.

Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДОУ. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре. В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.

Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Требования к условиям организации занятия дошкольников

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и оборудование.

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях

1. Нарушение правил организации занятий.

- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;

- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;

- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

2. Нарушение в методике преподавания

- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.

- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

- отсутствие вентиляции;

- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;

- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.

- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5. Недооценка значения страховки и помощи.

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.

- малые размеры зала или площадки для занятий;

- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

- отсутствие телефона в доступном месте;

- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.

Все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Ответственными лицами за организацию работы в детском саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатель и инструктор по физической культуре.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Инструктаж для старших дошкольников.

  1. К занятиям по физической культуре допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по технике безопасности  -  для воспитателей.
  2. К занятиям по физической культуре допускаются воспитанники, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья)  - для воспитателей.
  3. Воспитанники  обязаны иметь на занятиях спортивную форму и  спортивную обувь на нескользящей подошве. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице) – для воспитателей.
  4. Запрещается жевать жевательную резинку на занятиях физкультуры – для детей и воспитателей.
  5. Воспитанники  не должны мешать  инструктору по физкультуре проводить занятие, а также другим детям выполнять упражнения на занятии  -  для детей и воспитателей.
  6. Воспитанники обязаны вести себя корректно по отношению к другим детям. В случае возникновения конфликтной ситуации между воспитанниками немедленно обратиться к инструктору по физкультуре или воспитателю – для детей и воспитателей.Хочу такой сайт
  7. На занятиях воспитанники обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять инструктор по физкультуре  -  для детей и воспитателей.
  8. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале  -  для детей и воспитателей.
  9. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) воспитанник обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленной травмы  других детей  - для детей и воспитателей.
  10. Во время проведения спортивных и подвижных игр воспитанники обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам  - для детей и воспитателей.
  11. Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов  -  для детей и воспитателей.
  12. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом инструктору по физкультуре или воспитателю – для детей.
  13. В случае плохого самочувствия на занятии воспитанник должен незамедлительно сообщить об этом инструктору по физкультуре (воспитателю). Он также обязан проинформировать о травме или плохом самочувствии, которые проявились после занятия по физкультуре – для детей и воспитателей.
  14. Воспитатель обязан присутствовать на занятиях физической культуры.
  15. Воспитатель обеспечивает страховку воспитанников. Помогает в организации поточного, группового метода выполнения основного вида движения детьми.
  16. Воспитатель следит за самочувствием каждого ребенка, либо другие проявления за физическим состоянием.

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре

Приведена должностная инструкция по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры...

Техника безопасности проведения физкультурных занятий.

Техника безопасности проведения физкультурных занятий....

Доклад на тему:«Оборудование рабочего места ребенка на занятиях по изодеятельности. Техника безопасности»

План доклада:       Оборудование рабочего места ребенка по аппликации:          -3 стр - младшая группа - средняя группа - старшая ...

Семинар для педагогов на тему: "Правила техники безопасности при работе дошкольников с ножницами"

Семинар для педагогов на тему: "Правила техники безопасности при работе дошкольников с ножницами"...

памятка для педагогов «Организация и соблюдение техники безопасности во время проведения зимних прогулок»

Памятка для педагогов «Организация и соблюдение техники безопасности во время проведения зимних прогулок»...

Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"

Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспит...

Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"

Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"...