Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"
консультация
Консультация для педагогов "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_bezopasnosti_kak_osnova_professionalizma_pedagoga.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура безопасности как основа профессионализма педагога
Постоянное взаимодействие с опасными механизмами, в том числе быту, различных учреждениях, приводит к ситуации, когда человек перестает бояться того, что является опасным. Это приводит к нарушению человеком правил безопасности. Большинство несчастных случаев связано с тем, что человек пренебрег правилами безопасности. Таким образом, достижение более высокого уровня БДЖ в обществе возможно через формирование у граждан, в первую очередь, педагогов и воспитанников, умений и навыков БДЖ.
При этом важно понимать, что педагог может сформировать у воспитанников лишь те навыки, которыми обладает сам. (пример) Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается его социальный опыт. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но, к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты
- Безопасность человека в наши дни не может быть обеспечена только мерами защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Принцип: «Спасать и защищать», - должен уступить место новому: «Предвидеть, предупреждать, предотвращать»;
- Воспитание духовно-нравственных, социально значимых ценностей выходит на первый план.
Сущность такого культурологического подхода заключается не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в формировании КБЖ граждан как важного, неотъемлемого компонента личностных качеств, позволяющих регулировать, направлять и контролировать образ жизни и деятельность. Именно КБЖ служит основой для обеспечения оптимального уровня безопасности общества.
Культуру безопасности, применительно к нашей сфере деятельности, можно понимать в том числе, как категорию, отображающую социальные отношения, направленные на минимизацию и устранение социальных рисков, опасностей и угроз. Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основополагающих целей процесса воспитания.
КБЖ как состояние и уровень развития представляется результатом двух естественных и обязательных для человека и общества способов осознанной деятельности:
- обучения, дающего человеку знания и умения;
- воспитания, содействующего развитию способности и готовности применять их
Важны последовательность и непрерывность формирования КБЖ. Начинать ее необходимо с первых дней осознанной жизни человека. Реализация принципов воспитания КБЖ может быть достигнута на основе тщательно организованной непрерывной системы образования и воспитания, охватывающей все ступени - от дошкольных воспитательных учреждений до институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто набор усвоенных знаний, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.
Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Взаимодействие с родителями
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно инофрмировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний, именно поэтому столь высокую роль играет КБЖ педагога. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"
В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...
Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»
Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка ст...
«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».
Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....
Семинар-практикум "Культура безопасности как основа профессионализма педагога"
Цель: способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения....
Презентация "Педагогический стандарт педагога и модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников как инструменты повышения уровня профессионализма педагогов и качества образования обучающихся"
Данная презентация позволит познакомиться педагогам с новыми требованиями к ведению образовательной деятельности....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада. Задачи: • Выявить имеющи...
Консультация для педагогов «ВЫСТРАИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА»
План темы: 1. Определение задачи 2. Исследование текущей ситуации 3. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий 4. Выявление внутренних и внешних препятствий на пути к результату ...