Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе" Подарок лесовичку"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»
Конспект
для детей 5-6 лет.
«Подарок Лесовичку »
Автор:
Воспитатель
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Магер Наталья Александровна
Город Бийск 2022 г
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность темы
- Целевая аудитория
- Цели и задачи
- Планируемые результаты
- Форма проведения
- Методы
- Основная часть
- Заключение
- Список использованной литературы
Пояснительная записка
Актуальность
Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к школьному обучению в условиях групп дошкольных учреждений. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Целевая аудитория: дети и воспитатель подготовительной группы МБОУ «СОШ №41»
Цель: развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.
Задачи:
образовательные:
Закреплять навык звука слогового анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Закрепить умения определять место звука в слове.
развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной и самостоятельной работы.
Планируемые результаты
Предполагается активизация познавательного интереса дошкольников; повышение уровня развития памяти детей. Развитие внимания, речи, воображения, логического мышления. Умение правильно строить предложения.
Форма проведения
Организованная образовательная деятельность
Используемые методы и приемы:
Игровые: получение письма от лесовика, артикуляционная гимнастика под музыку, дидактическая игра « Допиши правильно букву», «Какая? какой? какое?», «Когда это бывает?»
Словесные: беседа о буквах алфавита, оценка воспитателем выполнения заданий, указания к выполнению заданий.
Наглядные: демонстрация заданий выполненных совместно на мольберте.
Практические: звуковой, слоговой, позиционный анализ слов, составление предложений.
Оборудование: цветные фишки; предметные картинки для звукового и слогового анализа; игра «Составь слово по первым звукам»; схемы для составления предложений; колонка с музыкой для артикуляционной гимнастики «Улыбка», письмо от Лесовичка; индивидуальные наборы карандашей.
Основная часть
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем и подарим наши улыбки гостям. А сейчас повторим наше правило!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ой, Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Я нашла его прямо под дверью. Давайте вместе его прочитаем (читают письмо).
Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Мне нужна ваша помощь. Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Я решил открыть школу для жителей моей лесной страны, чтобы все желающие смогли научиться читать и писать, но у меня возникла проблема-в моей стране нет ни одной книги, по которой мои друзья могли бы учиться. Нельзя допустить, чтобы жители моей страны остались безграмотными. Помогите нам пожалуйста составить такую книгу с заданиями, выполнив которые, мои друзья будут знать всё о буквах и звуках, научаться читать и писать. Помогая нам, вы и сами вспомните, чему вы научились в детском саду и пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Ваш друг гном Лесовичок
Воспитатель: Ну что ребята поможем Лесовичку? Надо выручать?
Дети: Да.
Задание 1. «Звуки и буквы»
Ребята, для начала я предлагаю вспомнить, что мы с вами знаем о грамоте…
1.Из чего состоит наша речь? (слова)
2. Из чего состоят слова? (звуки)
3.Чем буквы отличаются от звуков? (буквы ми пишем и видим (читаем), а звуки мы слышим и произносим)
4. Какими бывают звуки? (гласные и согласные)
5. Какие буквы называются гласными? (сколько гласных букв, сколько звуков?)
6. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
7. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? мягкие согласные звуки
8. Какими ещё могут быть согласные звуки? (глухие и звонкие)
Вот и готова первая страничка для нашего учебника. Давайте продолжим нашу работу.
Задание 2. «Допиши правильно букву»
На магнитной доске находится лист с изображением букв, у которых не хватает каких-нибудь элементов.
Воспитатель: Ребята, что это за буквы, вы узнали? Давайте попробуем дописать недостающие элементы букв, и это будет вторая страничка учебника, по которой можно узнать как выглядят буквы нашего алфавита.
(Дети поочерёдно выходят к доске и маркером дописывают элемент той буквы которую они узнали.)
Задание 3. Артикуляционная гимнастика
Но прежде чем мы продолжим с вами нам нужно подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, проведем артикуляционную гимнастику «Улыбка»
Задание 4 « Какая? какой? какое?»
Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..
Стол - прямоугольный, низкий, деревянный….
Солнце - большое, круглое, жаркое, яркое….
Задание 4. «Звуковой анализ»
Обозначить цветными фишками все звуки в заданных словах.
Слов: «РОЗА», «ИГЛА», «ЛИСТ»
Слово «ШАПКА» один ребёнок делает у доски.
Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим? И т.д.
Сколько всего звуков?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Готова страничка, где мы изучаем звуковой анализ слова.
Задание 5. Игра «Рассели слова в домики»
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать.
Хлопать в ладоши пора начинать.
Названия предметов на слоги поделите
И сколько в слове том частей
Скорее вы скажите.
- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)
Ребята, а для следующего задания нам понадобятся волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка – три слога. Вам нужно расселить слова по домикам, если в названии предмета на картинке есть один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.
Дети поочерёдно выходят к доске, берут по одной карточке-слову, и располагают его рядом с домиком, с соответствующим количеством окошек.
Задание 7. Игра «Составь предложение»
Ребята, вспомните пожалуйста, на какие три большие группы делятся слова в нашем языке?
Дети:
- На вопрос Кто? Что? Отвечают «слова – предметы».
- На вопрос Какой, какая, какие? Отвечают «слова – признаки»
На вопрос Что делает? Что делают? Отвечают «слова-действия»
Когда слова связаны между собой по смыслу получается….. Дети - ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Воспитатель : Ещё правильно построить предложение нам помогают специальные короткие слова……..
Дети - ПРЕДЛОГИ.
Воспитатель: Сейчас для каждой подгруппы я раздам карточки по содержанию которых вы должны составить правильное предложение.
Помните, что волнистой линией обозначены «слова – признаки», двойной линией-«слова-действия», а картинкой-«слова – предметы», в каждой карточке содержится схематичное изображение предлога.
Дети работают группами, они садятся за столы, составляют из слов предложения.
Любое выбранное предложение выкладывают на столе.
Воспитатель: Вот и готова последняя страничка нашего учебника. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране будет наконец свой учебник и все её жители смогут учиться в школе.
А теперь наконец, давайте с вами посмотрим, что же у нас получилось…. (Демонстрирует учебник с заготовленными заранее листами с выполненными заданиями.)
Ответное сообщение Лесовичка.
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Лесовечок.»
Подведение итога. Рефлексия.
Воспитатель: Вот вы и выполнили все задания, вспомнили, чему научились в детском саду. Я очень рада, что вы смогли достойно справиться со всеми заданиями.
Скажите ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Чем оно вам запомнилось?
Ответы детей…………
Воспитатель: вспомним, что мы хорошего сделали?
Теперь жители волшебной страны смогут писать и читать. А самое главное, это будут уметь все дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа).
Конспекты по обучению грамоте (подготовительная группа)....
Конспект НОД. Обучение грамоте. Подготовительная группа.
Нетрадиционная познавательная форма организации общения педагогов и родителей. ...
конспект по обучению грамоте подготовительная группа Звуки г, гь и буква Г
конспект по обучению грамоте подготовительная группа...
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...