Картотека музыкально-дидактических игр
картотека (старшая, подготовительная группа)

Ayman Ragulina

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. 

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

 

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx41.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр.

Игры на определение характера музыки:

Ромашки настроения

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).

Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.

Ход игры:

  1. Вот – ромашковый букет У меня - милее нет. Как нежны мои милашки – Желтоглазые ромашки.

Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.

  1. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
  2. Нарядные платьица, Такие все разные Желтые брошки, Эти ромашки- Ни пятнышка нет. Вот-вот заиграют На красивой одежке.Как дети, в пятнашки.

Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной

Ромашки.

 Три цветка

Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка – один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Снеговики настроения

Цель:Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение,

переданное в ней.

Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки:

Весёлая, радостная, плясовая, задорная;

Грустная, жалобная.

На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий

характер музыки.

Ход игры:

  1. Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
  2.  После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
  3. Желающие дети самостоятельно под музыку придумывают образ грустного и веселого снеговика.

Музыкальный материал: программные музыкальные произведения.

Разноцветная гусеница

Цель:Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем

определенному цвету.

Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных

«животиков» гусеницы.

Ход игры:

  1. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по

содержанию музыкального произведения.

  1. После прослушивания музыкальное произведение, педагог

предлагает построить гусеницу «животиками», цвета которых соответствуют характеру

произведения.

  1. Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер

музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.

Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.

День рождения

Игровой материал:
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

Ход игры:
Муз.Рук: посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

«Облачка настроения»

Цель: Развитие умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Игровой материал: карточки – облачка с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки.

Ход игры:

1 этап: Дети слушают отрывки музыкальных произведений различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.

2 этап: У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.

3 этап: Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.

 «Разноцветная гусеница»

Цель. Развитие у детей умения определять характер музыки, подбирать цвета, соответствующие характеру музыки.

Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и

разноцветных «животиков» гусеницы.

Ход игры:

1 этап: Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по

содержанию музыкального произведения.

2 этап: После прослушивания музыкальное произведение, педагог

предлагает построить гусеницу «животиками», цвета которых

соответствуют характеру произведения.

3 этап: Педагог предлагаетдетям изобразить в рисунке характер

музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.

 «Ромашки настроения»

Цель: Развитие у детей представления о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).

Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.

Ход игры:

1 этап:

Вот – ромашковый букет

Как нежны мои милашки –

У меня - милее нет.

Желтоглазые ромашки.

Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок

берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.

2 этап:

Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Зайцы»

Цель: Развитие слухового восприятия, умения слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную).

Игровой материал: картинки («зайцы спят», «зайцы пляшут»)

Ход игры: 

Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (слушание плясовой музыки – педагог показывает картинку «зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (слушание колыбельной – картинка «зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям определить по звучанию музыки, что делают зайцы, и показать соответствующую картинку.

 «Цветная музыка»

Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера

Игровой материал: квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.

Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это

очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты

произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые

цвета на свой вкус, например:

Черный – мрачная, жуткая

Серый – грустная, печальная

Синий – тревожная, взволнованная

Голубой – легкая, воздушная

Желтый – солнечная, радостная

Розовый – нежная, мягкая

Коричневый – грубая, колючая

Красный – торжественная, бодрая

Оранжевый – веселая, шутливая

Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их»характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.

Ход игры:

 Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать три-четыре отрывка различных по характеру. Поочередно включайте детям тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, дети выберут несколько карточек, попросите их обосновать ответ, описать настроение, которое уловили.

 «Солнышко и тучка»

Цель: Развитие слухового восприятия, элементарного музыкально-аналитического мышления – умения сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровой материал: картинки с изображением солнца, тучки, солнца за тучкой, фишки.

Ход игры:

 Детям раздают картинки с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную, и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки.

 «Два домика» (мультимедийная игра)

Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера.

Игровой материал: Презентация Microsoft Office PowerPoint

Ход игры:

 На волшебной полянке стоят два домика. В одном живет добрая волшебница, а в другом – злая. Маленькой принцессе нужно попасть в дом доброй волшебницы. Но, вот беда, домики потеряли свой цвет и принцесса не знает, в какой домик ей войти. Вдруг, принцесса услышала, что из каждого домика звучит своя музыка. Давайте поможем принцессе определить, где живет добрая волшебница и вернем домикам их цвет.

Послушаем музыку, звучащую из домика слева… (прослушиваем музыкальный отрывок)

А теперь послушаем музыку, звучащую из домика справа… (слушаем)

(Определяем характер прослушанных отрывков и подбираем для домиков соответствующие цвета (черный – мрачная, жуткая; синий – тревожная, взволнованная; коричневый – грубая, колючая; голубой – легкая, воздушная; желтый – солнечная, радостная; розовый – нежная, мягкая).

Маленькая принцесса благодарит вас, ребята, что вы помогли ей попасть в домик доброй волшебницы.

 «Музыкальная шкатулка»

Цель: Развитие умения определять характер музыки, расширение словарного запаса детей.

Игровой материал: Шкатулка, карточки-картинки, соответствующие разному характеру музыкальных произведений

Ход игры:

Ребята, посмотрите, Фея Музыки подарила нам волшебную шкатулку, шкатулка не простая – музыкальная. Фея пообещала, что когда мы будем открывать эту шкатулку, мы будем слышать музыку, но взамен мы должны определить характер звучащей музыки, подобрать подходящие картинки и опустить их в шкатулку. Итак, открываем нашу музыкальную шкатулку…

(открываем крышку шкатулки, звучит фрагмент какого-либо музыкального произведения, соответствующие характеру картинки опускаются в шкатулку)

последовательно исполняются все произведения.

Игры на определение чувства ритма:

Передай ритм

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: 

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

Придумай слово

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».

Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Лена, Ле-ночка. Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д. Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с однимчетырьмя слогами, например, Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена. Педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например,: крот, кот, пу-ма, ле-опард. Дети все вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После дети проигрывают ритм на каком либо инструменте.

Ритмическое эхо 

Цель: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).

Ход игры:

Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно: - точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте); - эхо окрашено тихой динамикой. Педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

 Примечания: 

1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.

2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.

Ручей

 Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.

1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей? Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!

2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да! К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!

3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой! Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!

4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я? Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!

Тук-тук молотком

Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры:

выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук-  тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

палочкой по треугольнику.

Кружочки

Ход игры: 

музыкальный руководитель показывает детям, что большие

кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

кружочками 2-3 ритмических рисунка.

Дети проговаривают слоги,  прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

Прыг-скок

Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры:

ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу.

Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.

На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на

которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»

допрыгнет, тот становится на его место в центр круга.

Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь?

Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок!

Прыг, прыг, скок!

Игра на определение настроения музыки

Облака настроения

Цель: Развитие умения детей определять настроение музыкального

произведения, выражать настроение мимикой.

Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением

оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе

комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих

характер музыки.

Ход игры:

  1. Дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.
  2. У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.
  3. Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.

Игра на развитие музыкального образа и представление о регистрах

Три медведя

Цель: Закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных; развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.

Ход игры:

  1. Был большим и серьезным медведем папа - Михайло Иванович. Очень любили лесные соседи маму, Настасью Петровну. Ну, а Мишутка придумывал шутки. Песенки и прибаутки. Так они жили и жили . И ни о чем не тужили.

Теперь послушайте музыкальную сказку.

Педагог исполняет пьесу И.Арсеева «Три медведя». Дети, прослушав, отгадывают музыкальные загадки.

Каждая пьеса звучит в определенном регистре: папа - в низком, мама - в среднем, Мишутка - в высоком.

  1. После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
  2. После прослушивания пьесы, дети (трое) импровизируют движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжелого, неуклюжего Михайло Ивановича, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и веселого, живого и игривого Мишутку.

Музыкальный репертуар: «Три медведя» И.Арсеева

Игра на различие динамических оттенков

Море

Цель: знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения.

Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об

изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей

природы.

Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного,

бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.

Ход игры: 

  1. Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния: взволнованное, бушующее и тихое, спокойное.

Море вздуется бурливо, Разольется в шумном беге,

Закипит, подымет вой, И очутятся на бреге,

Хлынет на берег пустой, В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Затем педагог знакомит детей с пособием.

  1. Педагог предлагает проследить, как меняется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
  2. Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое спокойное).

Музыкальный репертуар. «Море» Н.Римского-Корсакова

Игра на развитие слухового восприятия

Колобок

Цель: развивать у детей представление о регистрах

(высокий, средний, низкий).

Игровой материал : Карточка из плотного картона,

разделена на две части: слева изображен весёлый колобок;

справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено.

В щель вставляется полоска из картона в виде линейки,

разделённой на четыре равные части,

на каждой из которой изображён тот или иной персонаж

сказки (заяц, лиса, волк, медведь).

Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Ход игры:

  1. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются

колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы

характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре:

«заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.

После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке

(кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в

соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ

которого передан в музыке.

  1. Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое

выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому

персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям

данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.

  1. Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают

педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую

пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию

отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка

которого только что прозвучала.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

Игра на различие динамических оттенков

Краски музыки

Цель: Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить им ассоциацию с определенным цветом.

Игровой материал: квадраты разных цветов: красный, зеленый, голубой, любая игрушка, раздаточные карточки по количеству детей трех цветов: красный, зеленый, голубой.

Ход игры: 

  1. Педагог исполняет пьесу. Дети определяют ее веселый танцевальный

характер, отвечает на вопросы педагога о том , как звучит музыка, какие изменения в ней

происходят (звучит то громче, то тише). При повторном исполнении пьесы, все внимательно

следят за динамическими изменениями в музыке: от негромкого звучания первой части к тихому

звучанию во второй части и громкому звучанию в третьей части. Дети слушают музыку, а потом

показывают карточку соответствующего цвета (красная – громкое звучание, зеленая – умеренное

звучание, голубая - тихое звучание).

  1. Перед исполнением пьесы педагог вызывает к себе ребенка и дает ему три

квадрата разного цвета - красный, зеленый, голубой. Во время исполнения музыки ребенок,

повернувшись к детям, поднимает тот или иной квадрат в соответствии с динамическими

изменениями в музыке: на первую часть (не слишком громкую) поднимает зеленый квадрат; на

вторую часть (тихую)- голубой; на третью часть (громкую)-красный.

Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности.

  1. Дети выбирают водящего, он выходит их зала. Все договариваются,

куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь, громкостью звучания песни

(за раннее выученной), которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к

месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. После успешного

выполнения задания все дети свободно пляшут под музыку, используя знакомые танцевальные

движения.

Музыкальный репертуар: «Громкая и тихая музыка» Г.Портнова, «Громкая и тихая музыка»,

Г.Левкодимова, «Слон и моська» , И.Арсеева, « Аяз - Ата» С.Мухамеджанова.

Игра на развитие тембрового слуха

Музыкальный паровоз

Цель:Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры:

  1. Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.

Вот смотрите - паровоз

Он вагончики повез.

Путь у него дальний,

Ведь поезд музыкальный .

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.

  1. Паровоз гудит, поет. Инструменты к нам везет.

А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.

  1. Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.

Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»

Г.Свиридова.

Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа

Теремок

Цель:Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.

Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка.

На выдвижной бумажной ленте сбоку от

терёмка нарисованные сказочные персонажи:

лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей

из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.

Ход игры:

1. Педагог начинает сказку:

«Стоит в поле терёмок- теремок,

он не низок, не высок, не высок».

Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию

и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него

войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы

характеристикой об этом музыкальном отрывке и так

о всех героях сказки .

2. После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке.

3. У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор.

Затем предложить изобразить повадки своего персонажа.

Другие дети оценивают выполнение задания.

Музыкальный репертуар: 

Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,

«Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Музыкальная палитра

Цель: Уметь передавать в цвете свое эмоциональное состояние.

Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.

Ход игры: дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски

кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты

музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их

мнению, характеру музыкального произведения.

Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине

учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания,

анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми

подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и

второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность

проведённой работы.

Музыкальный репертуар:

Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом»,

произведения, рекомендованные программой для слушания.

Подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года»,

произведения, рекомендованные программой для слушания.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...