Картотека музыкально-дидактических игр
картотека (старшая, подготовительная группа)
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.docx | 41.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека музыкально-дидактических игр.
Игры на определение характера музыки:
Ромашки настроения
Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Ход игры:
- Вот – ромашковый букет У меня - милее нет. Как нежны мои милашки – Желтоглазые ромашки.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
- Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
- Нарядные платьица, Такие все разные Желтые брошки, Эти ромашки- Ни пятнышка нет. Вот-вот заиграют На красивой одежке.Как дети, в пятнашки.
Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной
Ромашки.
Три цветка
Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка – один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры:
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Снеговики настроения
Цель:Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение,
переданное в ней.
Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки:
Весёлая, радостная, плясовая, задорная;
Грустная, жалобная.
На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий
характер музыки.
Ход игры:
- Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
- После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
- Желающие дети самостоятельно под музыку придумывают образ грустного и веселого снеговика.
Музыкальный материал: программные музыкальные произведения.
Разноцветная гусеница
Цель:Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем
определенному цвету.
Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных
«животиков» гусеницы.
Ход игры:
- Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
содержанию музыкального произведения.
- После прослушивания музыкальное произведение, педагог
предлагает построить гусеницу «животиками», цвета которых соответствуют характеру
произведения.
- Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер
музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.
День рождения
Игровой материал:
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Ход игры:
Муз.Рук: посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
«Облачка настроения»
Цель: Развитие умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки – облачка с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки.
Ход игры:
1 этап: Дети слушают отрывки музыкальных произведений различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.
2 этап: У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.
3 этап: Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
«Разноцветная гусеница»
Цель. Развитие у детей умения определять характер музыки, подбирать цвета, соответствующие характеру музыки.
Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и
разноцветных «животиков» гусеницы.
Ход игры:
1 этап: Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
содержанию музыкального произведения.
2 этап: После прослушивания музыкальное произведение, педагог
предлагает построить гусеницу «животиками», цвета которых
соответствуют характеру произведения.
3 этап: Педагог предлагаетдетям изобразить в рисунке характер
музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
«Ромашки настроения»
Цель: Развитие у детей представления о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Ход игры:
1 этап:
Вот – ромашковый букет
Как нежны мои милашки –
У меня - милее нет.
Желтоглазые ромашки.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок
берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
2 этап:
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
«Зайцы»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную).
Игровой материал: картинки («зайцы спят», «зайцы пляшут»)
Ход игры:
Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (слушание плясовой музыки – педагог показывает картинку «зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (слушание колыбельной – картинка «зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям определить по звучанию музыки, что делают зайцы, и показать соответствующую картинку.
«Цветная музыка»
Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера
Игровой материал: квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.
Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это
очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты
произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые
цвета на свой вкус, например:
Черный – мрачная, жуткая
Серый – грустная, печальная
Синий – тревожная, взволнованная
Голубой – легкая, воздушная
Желтый – солнечная, радостная
Розовый – нежная, мягкая
Коричневый – грубая, колючая
Красный – торжественная, бодрая
Оранжевый – веселая, шутливая
Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их»характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.
Ход игры:
Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать три-четыре отрывка различных по характеру. Поочередно включайте детям тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, дети выберут несколько карточек, попросите их обосновать ответ, описать настроение, которое уловили.
«Солнышко и тучка»
Цель: Развитие слухового восприятия, элементарного музыкально-аналитического мышления – умения сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровой материал: картинки с изображением солнца, тучки, солнца за тучкой, фишки.
Ход игры:
Детям раздают картинки с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную, и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки.
«Два домика» (мультимедийная игра)
Цель: Развитие умений улавливать музыкальные характеристики произведений различного характера.
Игровой материал: Презентация Microsoft Office PowerPoint
Ход игры:
На волшебной полянке стоят два домика. В одном живет добрая волшебница, а в другом – злая. Маленькой принцессе нужно попасть в дом доброй волшебницы. Но, вот беда, домики потеряли свой цвет и принцесса не знает, в какой домик ей войти. Вдруг, принцесса услышала, что из каждого домика звучит своя музыка. Давайте поможем принцессе определить, где живет добрая волшебница и вернем домикам их цвет.
Послушаем музыку, звучащую из домика слева… (прослушиваем музыкальный отрывок)
А теперь послушаем музыку, звучащую из домика справа… (слушаем)
(Определяем характер прослушанных отрывков и подбираем для домиков соответствующие цвета (черный – мрачная, жуткая; синий – тревожная, взволнованная; коричневый – грубая, колючая; голубой – легкая, воздушная; желтый – солнечная, радостная; розовый – нежная, мягкая).
Маленькая принцесса благодарит вас, ребята, что вы помогли ей попасть в домик доброй волшебницы.
«Музыкальная шкатулка»
Цель: Развитие умения определять характер музыки, расширение словарного запаса детей.
Игровой материал: Шкатулка, карточки-картинки, соответствующие разному характеру музыкальных произведений
Ход игры:
Ребята, посмотрите, Фея Музыки подарила нам волшебную шкатулку, шкатулка не простая – музыкальная. Фея пообещала, что когда мы будем открывать эту шкатулку, мы будем слышать музыку, но взамен мы должны определить характер звучащей музыки, подобрать подходящие картинки и опустить их в шкатулку. Итак, открываем нашу музыкальную шкатулку…
(открываем крышку шкатулки, звучит фрагмент какого-либо музыкального произведения, соответствующие характеру картинки опускаются в шкатулку)
последовательно исполняются все произведения.
Игры на определение чувства ритма:
Передай ритм
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
Придумай слово
Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».
Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.
Ход игры:
Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Лена, Ле-ночка. Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д. Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с однимчетырьмя слогами, например, Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена. Педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например,: крот, кот, пу-ма, ле-опард. Дети все вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После дети проигрывают ритм на каком либо инструменте.
Ритмическое эхо
Цель: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).
Ход игры:
Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно: - точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте); - эхо окрашено тихой динамикой. Педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
Примечания:
1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
Ручей
Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.
1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей? Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!
2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да! К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!
3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой! Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!
4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я? Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!
Тук-тук молотком
Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
Ход игры:
выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.
Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.
Как усложнение:
1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
партию по строчкам песни;
2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –
палочкой по треугольнику.
Кружочки
Ход игры:
музыкальный руководитель показывает детям, что большие
кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает
кружочками 2-3 ритмических рисунка.
Дети проговаривают слоги, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.
Прыг-скок
Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Ход игры:
ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу.
Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.
На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на
которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»
допрыгнет, тот становится на его место в центр круга.
Игра продолжается.
Что ты, заинька, сидишь?
Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок!
Прыг, прыг, скок!
Игра на определение настроения музыки
Облака настроения
Цель: Развитие умения детей определять настроение музыкального
произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением
оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе
комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих
характер музыки.
Ход игры:
- Дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.
- У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.
- Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
Игра на развитие музыкального образа и представление о регистрах
Три медведя
Цель: Закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных; развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.
Ход игры:
- Был большим и серьезным медведем папа - Михайло Иванович. Очень любили лесные соседи маму, Настасью Петровну. Ну, а Мишутка придумывал шутки. Песенки и прибаутки. Так они жили и жили . И ни о чем не тужили.
Теперь послушайте музыкальную сказку.
Педагог исполняет пьесу И.Арсеева «Три медведя». Дети, прослушав, отгадывают музыкальные загадки.
Каждая пьеса звучит в определенном регистре: папа - в низком, мама - в среднем, Мишутка - в высоком.
- После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
- После прослушивания пьесы, дети (трое) импровизируют движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжелого, неуклюжего Михайло Ивановича, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и веселого, живого и игривого Мишутку.
Музыкальный репертуар: «Три медведя» И.Арсеева
Игра на различие динамических оттенков
Море
Цель: знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения.
Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об
изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей
природы.
Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного,
бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.
Ход игры:
- Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния: взволнованное, бушующее и тихое, спокойное.
Море вздуется бурливо, Разольется в шумном беге,
Закипит, подымет вой, И очутятся на бреге,
Хлынет на берег пустой, В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Затем педагог знакомит детей с пособием.
- Педагог предлагает проследить, как меняется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
- Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое спокойное).
Музыкальный репертуар. «Море» Н.Римского-Корсакова
Игра на развитие слухового восприятия
Колобок
Цель: развивать у детей представление о регистрах
(высокий, средний, низкий).
Игровой материал : Карточка из плотного картона,
разделена на две части: слева изображен весёлый колобок;
справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено.
В щель вставляется полоска из картона в виде линейки,
разделённой на четыре равные части,
на каждой из которой изображён тот или иной персонаж
сказки (заяц, лиса, волк, медведь).
Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры:
- Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются
колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы
характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре:
«заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.
После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке
(кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в
соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ
которого передан в музыке.
- Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое
выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому
персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям
данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.
- Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают
педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую
пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию
отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка
которого только что прозвучала.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.
Игра на различие динамических оттенков
Краски музыки
Цель: Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить им ассоциацию с определенным цветом.
Игровой материал: квадраты разных цветов: красный, зеленый, голубой, любая игрушка, раздаточные карточки по количеству детей трех цветов: красный, зеленый, голубой.
Ход игры:
- Педагог исполняет пьесу. Дети определяют ее веселый танцевальный
характер, отвечает на вопросы педагога о том , как звучит музыка, какие изменения в ней
происходят (звучит то громче, то тише). При повторном исполнении пьесы, все внимательно
следят за динамическими изменениями в музыке: от негромкого звучания первой части к тихому
звучанию во второй части и громкому звучанию в третьей части. Дети слушают музыку, а потом
показывают карточку соответствующего цвета (красная – громкое звучание, зеленая – умеренное
звучание, голубая - тихое звучание).
- Перед исполнением пьесы педагог вызывает к себе ребенка и дает ему три
квадрата разного цвета - красный, зеленый, голубой. Во время исполнения музыки ребенок,
повернувшись к детям, поднимает тот или иной квадрат в соответствии с динамическими
изменениями в музыке: на первую часть (не слишком громкую) поднимает зеленый квадрат; на
вторую часть (тихую)- голубой; на третью часть (громкую)-красный.
Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности.
- Дети выбирают водящего, он выходит их зала. Все договариваются,
куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь, громкостью звучания песни
(за раннее выученной), которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к
месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. После успешного
выполнения задания все дети свободно пляшут под музыку, используя знакомые танцевальные
движения.
Музыкальный репертуар: «Громкая и тихая музыка» Г.Портнова, «Громкая и тихая музыка»,
Г.Левкодимова, «Слон и моська» , И.Арсеева, « Аяз - Ата» С.Мухамеджанова.
Игра на развитие тембрового слуха
Музыкальный паровоз
Цель:Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры:
- Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.
Вот смотрите - паровоз
Он вагончики повез.
Путь у него дальний,
Ведь поезд музыкальный .
Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инстр ументов.
- Паровоз гудит, поет. Инструменты к нам везет.
А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.
- Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.
Музыкальный репертуар : «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»
Г.Свиридова.
Игра на развитие слухового восприятия и музыкального образа
Теремок
Цель:Развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.
Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка.
На выдвижной бумажной ленте сбоку от
терёмка нарисованные сказочные персонажи:
лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажей
из сказки по количеству детей, шапочки - маски героев.
Ход игры:
1. Педагог начинает сказку:
«Стоит в поле терёмок- теремок,
он не низок, не высок, не высок».
Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию
и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него
войти. Дети отвечают и мотивируют свои ответы
характеристикой об этом музыкальном отрывке и так
о всех героях сказки .
2. После каждого прослушивания дети выполняют задание: с помощью пособия выбирают карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке объясняет свой выбор и устанавливает картинку перед домиком, образ которого передан в музыке.
3. У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор.
Затем предложить изобразить повадки своего персонажа.
Другие дети оценивают выполнение задания.
Музыкальный репертуар:
Пьесы: « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик»,
«Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова
Игра на развитие творчества при восприятии музыки.
Музыкальная палитра
Цель: Уметь передавать в цвете свое эмоциональное состояние.
Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Ход игры: дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски
кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты
музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их
мнению, характеру музыкального произведения.
Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине
учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания,
анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми
подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и
второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность
проведённой работы.
Музыкальный репертуар:
Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом»,
произведения, рекомендованные программой для слушания.
Подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года»,
произведения, рекомендованные программой для слушания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр...
Картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...