Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.
методическая разработка
Тема мастер-класса «Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками». В условиях современного общества, думаю, что успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Это высказывание немецкого банкира Натана Ротшильда, актуально и сейчас. Этими словами автор хотел сказать, что если человек располагает ценными знаниями, то он может стать довольно успешным. Я согласна с мнением автора, даже в современном обществе эта тема актуальна как никогда, так как с каждым годом становится всё больше информации и если правильно ее подать, то можно добиться больших успехов.
Актуальность. В современном мире и нашим детям приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её понять, запомнить и применять в жизни. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы работы, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом воспитаннике жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать и детей полезно этим приёмам научить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования в работе интеллектуальных карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 509.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: знакомство педагогов с практическими способами применения в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
- вызвать у педагогов интерес к методу «Интеллект-карт»;
- познакомить коллег с методом «Интеллект-карт» и рекомендациями по их составлению;
- показать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками;
- отработать методику создания интеллект-карты в деятельностном режиме.
Целевая аудитория: педагоги.
Оборудования: интерактивная доска, ватман 3шт., стикеры, фломастеры, цветные карандаши, клей, картинки.
Добрый день, уважаемые коллеги.
СЛАЙД 1. Тема мастер-класса «Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками». В условиях современного общества, думаю, что успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации.
СЛАЙД 2. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Это высказывание немецкого банкира Натана Ротшильда, актуально и сейчас.
Этими словами автор хотел сказать, что если человек располагает ценными знаниями, то он может стать довольно успешным. Я согласна с мнением автора, даже в современном обществе эта тема актуальна как никогда, так как с каждым годом становится всё больше информации и если правильно ее подать, то можно добиться больших успехов.
Актуальность. В современном мире и нашим детям приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её понять, запомнить и применять в жизни. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы работы, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом воспитаннике жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать и детей полезно этим приёмам научить. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования в работе интеллектуальных карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
СЛАЙД 3. Немного из истории метода «Интеллект-карт».
Что такое интеллектуальная-карта?
Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации и простой метод запоминания, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются познавательные процессы.
СЛАЙД 4. Интеллектуальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. Этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику, благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта - необычный вид деятельности, имеющий много общего с
игровой, это эффективный способ работы с информацией, доступный для детского восприятия, составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала.
СЛАЙД 5. Полезные свойства интеллект-карт:
- Наглядность - вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость - благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Творчество - интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
СЛАЙД 6. Условия и правила создания интеллектуальных карт.
1.Используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры.
2.Используется лист любого формата и располагается горизонтально.
3. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
4. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки,
картинки.
5. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,
третьего уровня и т.д. соединяются с главными ветвями.
7. Над каждой линией – ветвью можно писать только ключевое слово.
8. Для дошкольников лучше использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове, в подготовительной группе можно использовать и слова, если дети читают.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не
смешивались с соседними ветвями.
СЛАЙД 7. Основная идея. Основная идея моей работы заключается в том, что наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать технологию интеллектуальных карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, развивает речь, самостоятельность, творчество, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
СЛАЙД 8. Поставила перед собой цель и задачи.
Цель: систематизация знаний детей через использование метода интеллектуальных карт.
С задачами можете ознакомится на экране.
Задачи:
- расширять кругозор детей и целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира;
- формировать познавательные действия;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- создать условия для овладения детьми технологией -самостоятельного заполнения интеллект – карты;
- развивать память, воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности.
СЛАЙД 9. Интеллектуальные карты начала использовать в своей работе с этого учебного года, (средний дошкольный возраст), метод для меня и для детей новый. Сначала это были несложные по содержанию карты, и они были готовые, составленные мною, отражающие одну тему «Овощи», «Фрукты». «Животные», далее мы продолжили составлять интеллект-карты вместе с детьми в основном по лексическим темам. Ознакомила родителей своих воспитанников данным методом, и они вместе с детьми составляли дома интеллект-карты, как домашнее задание.
Например: Интеллект - карта по теме «Домашние животные». Центральная картина (идея) – это домашние животные, первые стрелки (линии) обозначают каждое животное по отдельности – это под-идея, следующие - уровни (где живет, что ест и т.д.). Каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие под темы.
СЛАЙДЫ 10-15. Предлагаю вам просмотреть интеллект – карты, которые мы составили совместно с детьми и родителями.
СЛАЙД 16. Интеллект-карты могут составляться:
- воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а также при решение проблемных ситуаций;
- детьми самостоятельно в ходе итогового мероприятия как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе;
- детьми вместе с родителями. Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог с детьми в стенах детского сада.
Можно составлять интеллект карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания интеллект-карты идет обсуждение и проговаривание. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.
СЛАЙД 17. Вывод. Хочется отметить, что использование интеллект - карт открывает новые возможности: развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным, а речь ребенка более связным. Таким образом, в современном мире где идет большой поток информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. А также в условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей.
СЛАЙД 18. Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на 2 группы, по 4 человека. И ваши команды попробуют создать несложные интеллект-карты на темы «Семья», «Детский сад». А с остальными сейчас мы вместе составим интеллект-карту. Предлагаю Вам ключевую идею «Морковь». Нарисуем в центре нашего листа морковь (это ключевая идея).
Нарисуем главные ветви и напишем слова.
Морковь – это овощ.
1.Где растет? – на грядке.
2.Форма – треугольник
3.Цвет – оранжевый
4.Вкус – сладкая
5.Что можно приготовить? – добавить, в суп, сделать морковный сок, испечь морковный пирог.
Когда вся интеллект-карта заполнена, можно составить рассказ по теме «Морковь».
После, каждая группа представляют работы, по теме «Семья» и «Детский сад».
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в работе с детьми. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.
Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении и думаю, что подача информации для детей в виде интеллект - карт точно принесет успехи.
СЛАЙД 19. Рефлексия: Сейчас я вам предлагаю написать синквейн. Для этого вам предлагаю взять стикеры и написать синквейн.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк.
Правила построения синквейна:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Например: Солнце.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Яркое, далекое.
В третьей строчке, посредством использования глаголов описываются действия, относящиеся к слову. В третьей строке три слова. Согревает, светит, радует.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а предложение, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Я люблю солнце.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме. Звезда.
Солнце:
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Звезда.
СЛАЙД 20. Спасибо за внимание, и за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....
Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...
Использование технологии «Интеллектуальная карта» в работе с дошкольниками
Что Интеллект-карта - это визуальный метод запоминания информации, представленной в графической форме, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется ...