«ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
учебно-методический материал

Еськова Наталья Владимировна

Выбор профессии – дело серьезное, в дошкольном возрасте – это первая ступень, первые шаги во взрослую жизнь. Это проявляется в  любой игровой деятельности, т. е. какие книги читают, фильмы смотрят, какие вопросы задают и в какие игры играют. Поэтому именно с детских лет, необходимо заинтересовывать ребенка, знакомить ребенка с понятием труда, и дать полное представление о различных профессиях. Начинать воспитывать нужные для той или иной специальности качества лучше с детского возраста. Это залог успеха во взрослой трудовой жизни!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dou_23-24_marta.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

        Базарова Евгения Сергеевна,

воспитатель, МБДОУ ДС №71 «Почемучка»;

Новикова Наталья Владимировна,

воспитатель, МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

«Правильный выбор профессии позволяет

реализовать свой творческий потенциал…»

В.Гюго

Выбор профессии – дело серьезное, в дошкольном возрасте – это первая ступень, первые шаги во взрослую жизнь. Это проявляется в  любой игровой деятельности, т. е. какие книги читают, фильмы смотрят, какие вопросы задают и в какие игры играют. Поэтому именно с детских лет, необходимо заинтересовывать ребенка, знакомить ребенка с понятием труда, и дать полное представление о различных профессиях. Начинать воспитывать нужные для той или иной специальности качества лучше с детского возраста. Это залог успеха во взрослой трудовой жизни!

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Поэтому назрела необходимость поиска наиболее эффективных современных способов, приемов и форм деятельности с дошкольниками, ведь профессиональное самоопределение - механизм осознанного и самодостаточного выбора своего профессионального пути.

В детском саду дети знакомятся с большим разнообразием профессий. Известно, что опыт, заложенный в детстве, во многом определяет жизнь взрослого человека. Ребенок должен почувствовать, как много зависит от его целеустремленности, усидчивости, упорства, трудолюбия и хорошего отношения к людям, которые помогают ему достичь  цели. Элементарные навыки о выборе профессий помогут дошкольникам пополнить свои знания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - самая ответственная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный окружающий мир.

В своей практике мы используем картотеку дидактических и  каталог сюжетно – ролевых игр на  тему «Женские и мужские профессии». Дети в возрасте 4-7 лет легко воспринимают учебное и воспитательное воздействие. Приобретенные качества помогут ребенку не только освоиться в мире профессий, но и сформировать нравственную позицию, эмоциональное отношение к профессиональному миру различных видов труда, представиться возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Поэтому время, когда дети посещает ДОУ, оптимально для прививания наклонности к труду и уважения к любой работе.

Данная картотека разработана по принципу современной педагогической технологии, может быть рекомендована для применения как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме: «Мир профессий». Ей можно пользоваться во время образовательной деятельности, подгруппового занятия, в индивидуальной работе или в свободной деятельности детей. Участниками игры являются воспитанники детского сада, педагог/родители.

Картотека состоит из материала, который находится в отдельных наборах (папках) с разнообразными заданиями: это  сюжетные картинки с изображением людей различных  профессий; изображение инструментов и материалов, нужных для работы по профессии; картотека загадок; сюжетные картинки для беседы на тему: «Мир увлекательных  профессий»; мнемосхемы; стихи о профессиях; рассказы; перфокарты;  лото - бинго; разрезные картинки (пазлы). 

Каталог сюжетно – ролевых игр составлен согласно современным требованиям времени и в доступной форме знакомят  детей с такими социальными институтами, как (банк, цирк, театр, краеведческий музей, спортивная школа, церковь,  туристическое и модельное агентства),  а так же с современными профессиями как косметолог, визажист, мастер – маникюра, блогер, дизайнер, флорист, модель, грумер (специалист – парикмахер для домашних животных), модельер и т.д. Многие профессии- специальности перестают быть нужными, зато другие становятся перспективными и доступными и модными.

Сейчас идет такая тенденция, что уже на  мужских профессиях могут работать женщины и наоборот. Поэтому этот каталог создан как для мальчиков, так и для девочек. В одну и ту же профессию могут играть и мальчик и девочка. Конечно, это было и раньше. Вот, например С.Михалков писал: «Мама-лётчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, Мама -  милиционер! А у Толи и у Веры, обе мамы – инженеры!». Но сейчас эта тенденция стремительно набирает обороты, и люди уже не удивляются когда, например пилотом самолета является женщина. Хотя совсем недавно это было невозможно. Поэтому и  дети, подражая своим взрослым играть, берут профессию и даже не задумываются «мужская» она или «женская», потому что видят в окружении на этой профессии и мужчину и женщину.

Каталог позволяет увеличить знания о современных профессиях, их представителях и проявлениях профессий. Дает возможность в играх пробовать, изучать  и находить для себя подходящую и близкую профессию, которую быть может, освоит в более взрослом возрасте. Но, не смотря на стирающуюся грань между мужскими и женскими профессиями, этот каталог дает понимание, что все такие мужчины «сильный пол»,  должны выполнять тяжелую, мужественную работу требующую смелость, выносливость  и  силу,  а женщины должны проявлять свои женские качества доброту,  терпение и аккуратность.

            В заключение любой игры педагог проводит рефлексию: «Кем я хочу быть в будущем? Что мне больше нравиться?» Это  прекрасно развивает и закрепляет  речь, память,  воображение, логическое мышление, быстроту реакции, ловкость. А главное, очень нравиться детям, когда их слышат и слушают, разделяют их мнение, поэтому, занятия – игра  по профориентации   важная часть образовательного процесса в ДОУ.

Чем интереснее и разнообразнее методы данной деятельности – чем легче дошкольникам понимать тонкости демонстрируемой профессии. Ведь главное - любить и хорошо знать свое дело! Идти к цели уже в дошкольном возрасте. Ведь будущее детей - дошколят предугадать трудно - впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - смогли смело вступить в самостоятельную и осознанную жизнь.

Литература

  1.  Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2017г.
  2. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2015г.    
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Метод. пособие. М.,2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Мастер -класс по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

СЕНТЯБРЬ 2024 год «Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»

laquo;Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием  кейс-технологии»...