Программа кружка " Учимся играть в шашки"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Цыбулина Светлана Ивановна

Данная прогрограмма расчитана на использование в детском саду материала,предполагающего кружковую деятельность.На сегодняшний день шашки -являются одним из популярниших видов спорта.Игра в шашки развивает смекалку,сообразительность;вырабатывает умение мыслить абстрактно,воспитывает усидчивость сообразительность,воображение;развивать способность действовать в уме.Шашкки-это средство для умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kruzhka_uchimsya_igrat_v_shashki.zip28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Рабочая программа кружка ( 2 года)

естественно-научной направленности

(старшая, подготовительная группа)

«Учимся играть в шашки»

2020-2022г.г

 Содержание

1. Целевой раздел.

 Пояснительная записка

1.1. Направленность программы «Учимся играть в шашки»

1.2. Новизна

1.3. Актуальность

1.4. Педагогическая целесообразность

1.5. Цель, задачи программы, формы и средства обучения

2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание программы

2.2.Тематическое планирование

3. Организационный раздел.

3.1.Методическое обеспечение программы

3.2.Диагностический инструментарий.

3.3 Взаимодействие с родителями.

Приложение

7. Словарь терминов

 Список литературы.

Пояснительная записка

    Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки

занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает

умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться

самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не

унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре, так же элемент

соревновательной формы, что повышает эффективность развития ребенка.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше

успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день.

       Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может

занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными,

познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.

Исходя из выше сказанного, нами разработана дополнительная образовательная программа «Учимся играть в шашки», рассчитанная на детей от 5-х до7 лет. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми старшего дошкольного возраста материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа разработана с учетом:

- «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

15.05.2013 №26 «Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Уставом учреждения (утвержден распоряжением Администрации города от 24.01.2014 № 126).

Программа разработана с учетом парциальной программы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников».

За основу взяты методические рекомендации по ознакомлению детей с азами и основными приемами игры в шашки.

1.1.Направленность:

- по содержанию программа является физкультурно-спортивной;

- по функциональному предназначению - учебно- познавательной;

- по форме организации - кружковой;

- по времени реализации - годичной.

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса

к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.

1.2.Новизна

 Систематические занятия по данной программе приблизят начинающего

шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры научатся находить в каждом положении наиболее

целесообразный ход.

1.3.Актуальность

Актуальность обусловлена популярностью шашечных игр в нашей стране, правила общедоступные и просты. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, одну и ту, же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий.

    Поэтому, разработанная программа дополнительного образования «Учимся играть в шашки»», актуальна в настоящий момент, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

1.4.Педагогическая целесообразность программы

Кружок «Учимся играть в шашки» объясняется применением методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта. Занятия строятся на основе сюрпризов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

1.5. Цель, задачи программы, формы и средства обучения

Цель: Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

Задачи:

Развивающие: активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировки логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и

творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 72 часов ( 2 года) по 1 занятия в неделю, длительностью 25-30минут. Из этого количества –17 часов отводится на теоретический курс, 45 часов – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет).

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого

участника и всего коллектива в целом.

2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание

со стороны.

3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения игровых встреч:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования,

работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Срок реализации программы: 2 года.

При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:

– желание ребенка,

– способности ребенка,

– желание родителей.

Особенности руководства детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Формы проверки результативности занятий:

- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

- подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;

- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;

- участие в интеллектуальных играх.

Прогнозируемый результат освоения программы:

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

2.1. Содержание программы

2.1 Раздел «История шашек»

Откуда пришли шашки. Шашки бывают разные.

2.2 Раздел «Азбука шашечной игры»

Доска- расположение доки. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Доска-двойники. Доска- тройники. Центр Левый фланг. Правый фланг. Расположение шашек в начале игры. Удары, ходы. Дамки. Движение дамок. Удары дамок.

2.3 Раздел «Игры на доске»

Игра в парах. Доска- вертикаль «Поставь как я». Дамка- «Не пропусти». «Заяц- волк». «Игра в поддавки».

2.4. Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять. Решение задач: одну отдать, три взять. Решение задач две отдать, три взять. Решение задач: две отдать, четыре взять.

2.5 Позиционные основы

Центр и его значение. Ига в парах с приемом «аппозиция». Игра по выбору детей. Рожон. Сильные шашки (кол, тычок). Жертва. Угроза. Ловушки в игре.

2.6 Технические приемы игры

Размен. Темп игры. Связка шашек в игре. Зажим. Запирание шашек.

2.7 Контроль знаний.

Игра в парах. Игра по круговой системе. Игра между подгруппами.

2.2.Тематическое планирование занятий кружка 

1 год  (старшая группа)

Месяц

 №

занятия п\п

Тема занятия

Задачи

сентябрь

1

История шашек.

Познакомить детей с историей возникновения шашек и игры в шашки.

2-3

Расположение доски.

Знакомство с шашечной доской, ее правильному расположению.

4-5

Горизонтальные ряды.

Познакомить с горизонтальными рядами.

октябрь

6-7

Вертикальные ряды.

Познакомить с вертикальными рядами.

8-9

Большая и главная дорога.

Дать понятие «большая и главная дорога».

ноябрь

10-11

Двойники.

Знакомство со сложными компонентами игры.

12-13

Тройники.

Знакомство со сложными компонентами игры.

декабрь

14-15

Бортовые поля.

Знакомить с правильной расстановкой позиций и решению комбинаций.

16-17

Расположение полей.

Знакомство с расположением полей.

январь

18-19

Нахождение флангов.

Закрепить расстановку позиций.

20-21

Нахождение центра.

Овладение тактическими элементами и позиционными основами.

февраль

22-23

Расположение шашек в начале игры.

Познакомить с расположением шашек в начале игры.

24-25

Ходы шашек.

                                                                     

март

26-27

Удары шашками.

Познакомить с ударами шашек.

28-29

Виды ударов.

Познакомить с понятиями: «сильный удар», «слабый удар».

апрель

30-31

Дамка.

Познакомить с шашкой «дамка».

32-33

Удары «дамкой».

Познакомить с ударами «дамкой».

май

34-34

Диаграммы.

Решение задач: отдай одну, возьми две.

35

Три правила игры.

Познакомить с основным правилами шашистов.

36

Шашечный турнир.

Провести игру полуфинал, финал.

2 год (подготовительная группа)

Месяц

 № занятия

п\п

Тема занятия

Задачи

сентябрь

1-3

 Позиционный элемент         « оппозиция».

Обучать игре в парах, на обработку владения приемов «оппозиция».

4

Тактически прием

 «размен».

Знакомство с приемом «размен».

Игра в парах.

октябрь

6-8

Темп игры.

Познакомить с различными темпами игры.

Попробовать играть на время.

9-10

Связка шашек.

Познакомить с оптимальными ходами, для связки шашек в игре. Игра в парах.

ноябрь

10-11

Теория окончаний игры.

Знакомство со сложными компонентами игр.

12-13

Треугольник Петрова.

Знакомство с треугольником Петрова

(окончание игры.)

декабрь

14-15

Тактический прием «окружение» («охват»).

Знакомить с правильной расстановкой данных позиций.

16-17

Тактический прием «зажим».

Знакомство с тактическим приемом на флангах «зажим». Игра на полуфинал.

январь

18-19

Тактический прием

 «запирание».

Закрепить расстановку позиций.

Познакомиться с новым приемом.

20-21

«Рожон» как элемент позиционной борьбы.

Овладение тактическими элементами и позиционными основами.

февраль

22-23

Сильные шашки (кол, тычок).

Познакомить с понятиями: «сильный удар», «слабый удар».

24-25

Позиционный прием «жертва».

Познакомить с ударами шашек.

 Решение задач: отдай одну, возьми две                                                              

март

26-27

Изолированные шашки.

Познакомить с шашками без «хода».

Решение задач: отдай две, возьми три.

28-29

Позиционный прием    

  «угроза».

Закреплять понятия: «сильный удар», «слабый удар». Игра в парах.

апрель

30-31

Позиционный элемент

«ловушки «в игре.

Знакомство с новым приемом «ловушка». Отработка тактики в парах.

32-33

Подготовка к шашечным турнирам.

Отработка навыков. Техник и приемов игры.

май

34-34

 Шашечные игры. «Поддавали», «Стань дамкой»

Разучить игры на шахматной доске. Воспитывать чувство ответственности.

35

Шашечный турнир.

Отработка навыков. Техник и приемов игры.

36

Праздничный турнир    «Папа, мама-я, шашечная семья»

Провести инсценированный шашечный турнир вместе с родителями. Мотивировать детей к игре в шашки.

3.1.Методическое обеспечение программы

Учится правильно разыгрывать те ил иные позиции для выигрыша, также безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на демонстрационной доске. Упражнения на шашечной доске. Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске, фиксация важнейших моментов в результате анализа.

    Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать поучительные моменты в партиях и при разборе делать свои замечания всеобщим достоянием, нужно приучить ребят серьёзно относиться к своему творчеству.

    Важнейший принцип - не обрушивать на ребенка при анализе отдельной партии слишком много информации.

    Достаточно подчеркнуть 2-3 принципиальных момента. После партии заставить воспитанника обобщить: каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры? Анализ может быть с одним ребенком или всей группой.

   Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы могут носить учебный и чисто спортивный характер.

   Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.

   Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на следующий учебный год, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

3.2. Диагностический инструментарий

Методика проведения диагностики:

Диагностика форсированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога.

На начало учебного года мы используем эти же критерии оценки обучения умению играть в шашки.

Диагностическая карта форсированности умений дошкольников.

1.Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2.Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему?

3.Как определить, кто играет белыми шашками?

4.Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

5 . В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».

6.Проверка понимания игроком преимущества дамки перед непосредственно во время игры. Проверку целесообразно проводить в игре, как с взрослыми, так и со сверстниками.

7.Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину.

3.3. Взаимодействие с родителями

Подбор литературы: «Зайкины шашки» "Юровский Е. М., Кондратьева Л. П.; «Про поросенка,

который умел играть в шашки", шашки для детей «В. К. Покрибной, В. Я. Юзюк., Учимся играть в шашки "Волчек Л. А., , Приключение на шашечной доске" ВасилевскийР. Г.

Вовлечение родителей в организацию предметно-развивающей среды по программе, в шашечные семейные турниры, совместное изготовление информационного стенда «Шашечный дебют», шашечный уголок в группе, оборудование и демонстрационный материал.

Приложение

 Краткий список терминов игры в шашки

Простая – обычная шашка (не дамка);

Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;

Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;

Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;

Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача –преднамеренная постановка шашки на удар;

Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Используемая литература

1.Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969 – 128

2. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004 – 288 с.

3.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992 – 250 с.

4.Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951 – 187 с.

5. Погрибной .В.К, Юзюк. В.Я «Шашки для детей». Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010 – 137 с

6. В.Н. Сидорычев Порциальная программа «Русские шашки для дошкольников»

7. А Павлович «Шашки» Москва, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Учимся играть в шашки".

В презентации представлены: история шашек, варианты игр на шашечнице, правила игры в "Русские шашки" и варианты выигрышных партий....

Учимся играть в шашки

Учимся играть в шашки...

НОД в старшей группе "Мы учимся играть в шашки"

нод в старшей группе "Мы учимся играть в шашки" Цель: Обучение дошкольников принцыпам шашечной игре, воспитание у них интереса и любви к шашкам....

Презентация. Мастер - класс "Учимся играть в шашки"

Мастер - класс предназначен для педагогов ДОУ...

Факультатив "Учимся играть в шашки" в старшей группе естественно-научной направленности

План факультатива разработан на основе авторской парциальной программы В. Н. Сидорычева "Русские шашки для дошкольников"....

Программа кружка "Учимся играя"

Рабочая программа кружка «Учимся играя» построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова...

Факультатив "Учимся играть в шашки" в подготовительной группе естественно-научной направленности (второй год обучения)

Факультатив помогает развить познавательный интерес, мышление, память, речь; интеллектуальные и личностные качества; расширяет кругозор....