Проект "Музыкально - дидактическая игра - как средство развития музыкальных способностей детей"
проект (старшая группа)

Опыт работы с детьми с использованием музыкально - дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 г. Белогорск»

Проект

 «Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Разработала Шивко Лариса Владимировна

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

2023 г.

Содержание.

  1. Введение

- актуальность;

- проблема;

- гипотеза;

- цели и задачи;

- планируемые результаты;

- этапы реализации.

  1. Основная часть
  1. Теоретические основы музыкально – дидактических игр как формы деятельности.
  2. Определение музыкально – дидактических игр.
  3. Методика использования музыкально – дидактических игр во всех видах деятельности.
  4. Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников.
  1. Анализ результатов использования музыкально – дидактических игр на занятиях.
  2. Заключение.
  3. Список используемой  литературы.
  4. Приложение.
  1. Перспективный план музыкально – дидактических игр  на все возрастные группы.
  2. Музыкально – дидактические игры.

ВВЕДЕНИЕ.

Вид проекта: познавательно – игровой

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатель

Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

 Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты , тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.  

Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

   Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии детей посредством активных  методов обучения и воспитание дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Музыкально дидактические игры доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей в доступной, игровой форме, помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и диатонический слух, что составляет основу музыкально – сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование м-д игр в работе с детьми.

 ПРОБЛЕМА.

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Воспитатели, не имеющие специального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент для исполнения музыкальных произведений. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи, теряют свою развивающую функцию.

ГИПОТЕЗА.

Предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально – дидактических игр будет способствовать  повышению уровня развития  музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры , сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие тембрового и динамического слуха

Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию

Развитие творческой активности

Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)

Обогащение новыми впечатлениями.

Цель: 

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, ритм, громкость), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исполнительской, исследовательской)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Более организованное слуховое внимание детей.

Улучшение реакции на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамике звучания.

Развитая музыкальная память.

Более точное чувство ритма не только в хлопках, но и в передаче его в танцевальных композициях, игре на д.м.и.

Проявление творческого самовыражения и фантазии.

Обогащение  музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр.

Развитие общей музыкальности детей.

Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды и музыкальному воспитанию и развитию детей.

Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей.

Предполагаемый общий результат: Процесс развития комплекса специальных, музыкальных способностей приводит к развитию более общих способностей: творческого воображения, внимания, вдохновения, творческой свободы, чувства природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный

Анализ методической литературы, подборка общих музыкально-дидактических игр для старшего возраста, составления плана. Разработка новых музыкальных игр.

  1. Практический

НОД по ОО «Музыка»

Формы работы – восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах;

- СМД (использование музыкально – дидактических игр в свободное от занятий время;

- индивидуальная работа с детьми (работа с отдельными детьми по развитию музыкальных способностей в игровой форме);

- досуги и развлечения с использованием музыкально – дидактических игр по всем направлениям в игровой форме;

- продолжать практику введения музыкально – дидактических игр в жизнь и творчество детей.

3. Аналитический этап

- Провести сравнительную диагностику развития музыкально – сенсорных способностей детей;

- представление опыта работы по проекту.

Основная часть

Проблема музыкального развития детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности.

 Б.М. Теплов выделяет три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.

Другой известный ученый и педагог Н.А. Ветлугина также уделяла большое внимание развитию основных музыкальных способностей детей. Она указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.

О необходимости расширять опыт ребенка для развития его творческой деятельности, писал Л.С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, поэтому ее использование позволяет избегать утомляемость детей, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, то есть осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определенных действий.

Характерным для каждой музыкально – дидактической игры является:

- обучающие задачи;

- содержание;

- правила;

-игровые действия.

  Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

 Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей.

 Музыка – это  движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение  в  отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются, в основном,  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

 Музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже

Также,  на  занятиях  с  использованием  музыкально-дидактических игр, уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной   выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

 Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

 Ладовое  чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма  составляют  три  основные  музыкальные  способности, которые образуют ядро музыкальности.

  Ладовое  чувство – это  эмоциональное  переживание, эмоциональная способность.

ладовое чувство - это различение  не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными  и  требующими  завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо  иметь  слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить.

 Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма – это  способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность  интонации.

 Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах.

 Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, соответствующих  по  характеру  эмоциональной окраске музыки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня - одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)

Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)

Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)

Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)

Петь свои имена;

Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»);

Подражать ритмическому звучанию инструментов;

Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)

Сочинение мелодии контрастного характера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально - ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ.

 АНАЛИЗ результатов использования музыкально – дидактических игр на музыкальных занятиях.

 Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу.

Все используемые музыкально – дидактические игры и пособия применялись в течении нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволяет судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий. Результаты анализа:

- как ребенок решил игровую задачу;

- выделить детей с разным уровнем развития изучаемого материала;

- осуществить анализ результатов игры в соответствии с успешностью выполнения ребенком задания.

В результате музыкальных занятий было выявлено:

- слуховое внимание детей стало более организованным;

- появилась быстрая и четкая реакция на различение звуков по высоте;

- передаваемый ритм стал более точным как в хлопках, так и в передаче его в движении и игре на металлофоне ;

- улучшилась реакция на определение тембрового и динамического звучания.

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Постоянный анализ достижений воспитанников - обязательное условие моей работы. Педагогическую диагностику провожу посредством игровых заданий и в ходе наблюдений за музыкальной деятельностью детей в самостоятельной, специально организованной образовательной деятельности и в режимные моменты.

Результатами работы по теме считаю высокие показатели по сформированности у детей ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слуховых представлений.

Средства контроля: При определении уровня развития музыкальности ребёнка нами используется методика С.И. Мерзляковой, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО.

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень – ребёнок малоэмоционален; ровно. спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение ребёнка к музыке и музыкальной деятельности, связанное. как правило, с отклонениями в здоровье или с педагогической запущенностью.

 Диагностика проводится следующим образом: Дети индивидуально или подгруппами выполняют задания педагога. Качество выполнения заданий оценивается согласно карте программных требований, соответственно возрасту детей.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музыкальном развитии дошкольников. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.

Например, проанализируем динамику высокого уровня развития детей.

Ладовое чувство: с 30% в начале года до 70% - в конце года.

Музыкально-слуховые представления: с 19% до 50%

Чувство ритма: с 32 до 65%

Таким образом, можно сделать выводы, что преобладание к концу года показателей высокого и среднего уровня свидетельствует об успешном развитии музыкальных способностей воспитанников.

Проведенная работа показала, что в соответствии с целью, предметом исследования, и в процессе изучения методической литературы по проблеме у детей музыкально – сенсорных способностей, пришли к выводу, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянным, осуществляться различными методами и средствами. В том числе с помощью музыкально – дидактических игр и пособий.

Основное назначение музыкально – дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический (диатонический) слух, что составляет основу музыкально – сенсорных способностей.

Я считаю, что педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выявленны возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции развития музыкальных способностей.  Игра занимает одно из ведущих мест в жизни детей дошкольного возраста.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Музыкально – дидактические игры имеют большое значение в обучении дошкольников, если в процессе музыкальной деятельности  будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей, без исключения это не пройдет бесследно для их дальнейшего музыкального развития.

Сформирована игровая форма музыкально – дидактических игр на традиционных и интегрированных занятиях, это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

На современном этапе задача развития личностных качеств детей является одной из самых актуальных. Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Для реализации данного направления требуется обогащённая развивающая музыкальная предметно-пространственная среда с достаточным количеством дидактических игр и пособий, которые можно как приобрести в магазинах, так и разработать самостоятельно.

При организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению буду отдавать предпочтение не отдельным формам работы, а эффективно применять систему современных методов и средств: игровые, образовательные и проблемные ситуации, наблюдения, мнемотехнику, алгоритмы, творческие задания. Именно систематизация позволит максимально развить музыкальные способности дошкольников.

Самое главное — создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Владею современными методиками и технологиями музыкального образования, дифференцировано использую элементы парциальных программ: «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Ладушки» И.М. Калуновой, И.А. Новоскольцевой, «Камертон» Э.П. Костиной, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Топ-хлоп, малыши!» Т.Сауко и А.Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой, «Музыка. Дети. Здоровье» О.В. Кацер.

Используемая литература

Н.Г.Кшенникова  "Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников"

Кононова Н. Г. "Музыкально – дидактические игры для дошкольников"

Костина Элеонора Павловна  "Музыкально - дидактические игры " Методическое пособие ,Издательство Феникс 2010 г.

С.Л. Новосёлова  «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;

М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;

В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;

В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;

Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;

Журнал «Музыкальный руководитель».

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

3.    Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

4.    Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

6. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

7. Каплунова  И.М. Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

8. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

9. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.

10. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

11. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

13. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".

Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...