Статья для международной научной конференции «XXIII Вишняковские чтения»
статья (подготовительная группа)
Педагогический проект для детей, имеющих речевые нарушения «Шаги к успеху»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vishnyakovskie_chteniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
для детей, имеющих речевые нарушения
«Шаги к успеху»
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи поступают дети с самыми различными заболеваниями. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью или, наоборот, двигательной расторможенностью, дискоординацией и слабостью движений, слабой ориентировкой в пространстве [1].
Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. [2] Л. С. Выготский писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности.
В поисках методики, которая включает укрепление здоровья, успешное физическое развитие и коррекцию речевого развития детей совместно с учителем – логопедом был разработан проект «Шаги к успеху».
Организация комплексной деятельности воспитателей, учителя – логопеда, и родителей в рамках здоровьесберегающей, коррекционно – образовательной и развивающей направленности через использование нетрадиционного оборудования (степ – платформ, фитболов, балансировочных досок) включает в себя организацию двигательной активности на занятиях, в режимных моментах, во время непосредственной образовательной деятельности, в проектной деятельности, в совместной деятельности с педагогами и родителями.
Опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, в системе взаимодействия с учителем – логопедом показал, что использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с ОНР способствует развитию координации движений, двигательных операций, умений выполнять движения по словесной инструкции, инициативности в движениях, словесному сопровождению движений, речевому развитию, речевому дыханию и т. д.
Детям очень сложно в коррекционной деятельности по автоматизации звуков многократно повторять слоги, слова, неподвижно сидя на стуле. Выполняя движения на степ – платформе, фитболе или балансировочной доске, дети с лёгкостью повторяют слоги и слова необходимое количество раз, снимают двигательное напряжение, учатся координировать речь и движение. Решая коррекционные задачи, в процессе выполнения упражнений, подвижных игр, детям предлагаются задания на автоматизацию звуков (на основе чистоговорок, хорошо знакомых стихов, песенок, потешек) на расширение, уточнение, активизацию словаря по изучаемой лексической теме (в соответствии с календарно – тематическим планированием). Дети выполняют упражнения, проговаривая стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.
Важным элементом коррекционно – образовательной деятельности является дыхательная гимнастика. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
В процессе работы были подобраны речевые игры на автоматизацию звуков, их дифференциацию, на развитие слухового внимания, чувства ритма, на координацию речи с движением, активизацию словаря. Была создана картотека физкультминуток с использованием нетрадиционного оборудования.
Например, мы можем взять шаг Ви – степ (V – step), для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа и спуститься со степа сначала одной ногой, потом другой (получается ноги вместе – на полу, ноги врозь – на степе), и стихотворение «Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал. Заяц белый отвечал: «Я не бегал, я скакал», и на каждый шаг мы проговариваем его. После как у детей начнет получаться можно прибавить руки (круговые движения и т.д.). И постепенно можно увеличивать темп.
В процессе реализации проекта были достигнуты следующе результаты:
- устойчивый интерес к образовательной деятельности;
- сокращение времени, необходимого на автоматизацию звуков;
- повышение уровня темпо – ритмической организации речи;
- повышение чёткости координации движений во взаимосвязи с речью;
- повышение уровня фонематических процессов;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение и активизация словаря;
- усвоение грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- увеличение длительности и плавности выдоха в речи;
- снижение утомляемости.
Литература
- Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12.
- Белова Т. А. Использование степ – платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в международной научной конференции "Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям".
Статья "Этапы и уровни непрерывного педагогического образования"...
Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, состоявшейся 15 мая 2020 г. в г. Петрозаводске
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, состоявшейся ...
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
Сборник материалов XXIII Международной научно - практической конференции им. В.А. Ковалевского, Красноярск, – «Психология и педагогика детства: развитие, воспитание, образование детей в условиях пандемии и ограниченного взаимодействия"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ СУБЪЕКТНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ"...
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей Статья: "ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации....
" Использование элементов ОРФ-педагогики в работе учителя-логопеда" Сборник научных статей "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы" 11 Международная научно-практическая конференция.
В статье представлен опыт работы над темпо-ритмической стороной речи с использованием элементов ОРФ-педагогики....