Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет 17.05.23
материал (старшая группа)
Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_myslitelnoy_deyatelnosti_u_doshkolnikov_5.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет
Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду и дома
Игры на развитие творческого мышления мелкой моторики
Конструктор из зубочисток
Инвентарь: зубочистки (или спички), пластилин (или глина).
❀ Возьмите несколько зубочисток, и немного пластилина, который используется как соединительный материал.
❀ Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.
❀ Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.
Забор
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: палочки или спички (обыкновенные или укороченные).
❀ Нужно поднять со стола пять палочек, одну за другой, зажимая их концы между пальцами правой руки. Между большим и указательным пальцами захватите сразу две палочки. Между указательным и средним, средним пальцем и безымянным, а также между безымянным и мизинцем — захватите по одной палочке.
❀ Теперь расставьте пальцы, уроните палочки на стол. То же проделайте левой рукой.
❀ Кто, поднимая палочки, не выпустит ни одной, тот и победит.
Охотники
Инвентарь: маленькие палочки, спички.
❀ Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).
❀ Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.
Бирюльки
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 20 спичек, а лучше незаточенных карандашей.
❀ Сложите палочки в беспорядке в кучу на столе. Поочередно, по одной, возьмите из кучки десять палочек так, чтобы не пошевелить другие.
❀ Кому это удастся, тот и выигрывает.
Гербарий
Инвентарь: небольшие цветы или листья, промокашки или другая бумага, тяжелые предметы, картон, клей, целлофан.
❀ Игра начинается с прогулки по осеннему лесу. Предложите ребенку выбрать понравившиеся листья и цветы.
❀ Вернувшись домой, положите их между страничками книг. Для того чтобы не испачкать книгу, лучше всего с обеих сторон каждого цветка положить по промокашке. Затем книгу положите под пресс.
❀ Высохшие цветы могут быть использованы для украшения самодельных поздравительных открыток.
❀ Цветами можно украсить шкатулки, наложив на них тонкую прозрачную целлофановую пленку или покрыв лаком.
Быстрые пальцы
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: ленты.
❀ К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по десять узких лент одинаковой длины.
❀ Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязывать банты на всех лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.
Бумажные куклы
Инвентарь: бумага, картон, карандаши, краски, ножницы.
❀ Попросите ребенка нарисовать на бумаге тело человека до пояса. Осторожно вырежьте этот рисунок по контуру и отдайте ребенку — пусть он раскрасит его, дорисует все, что нужно.
❀ После этого надо сделать в нижней части два небольших отверстия, куда легко могут войти ваши два пальца — указательный и средний. Двигая пальцами, вы делаете так, что игрушка ходит, двигается.
❀ Следует, конечно, еще во время рисования учесть размеры таких фигурок.
❀ Кончики пальцев можно «обуть» в башмачки. Для этого можно использовать бумагу, ореховые скорлупки, пластилин или краску.
Персональный ксерокс
Инвентарь: бумага, восковые мелки, скрепки, карандаш.
❀ Попросите ребенка закрасить одну из страниц равномерно по всей поверхности мелком.
❀ Затем эта страничка переворачивается и накладывается на вторую, абсолютно чистую. Лучше всего скрепить их вместе, чтобы не скользили.
❀ Теперь все, что будет написано или нарисовано на тыльной стороне первой странички, отпечатается на второй благодаря предварительно нанесенному слою цветного воска. Вот вам и ксерокопия.
Коллаж
Инвентарь: газеты, журналы, бумага, клей, ножницы.
❀ Выберите несколько газет и журналов с кулинарной рекламой различных продуктов, изображением фруктов, овощей и т. д.
❀ Собрав достаточно обширную коллекцию, предложите ребенку сложить из них, например, лицо человека. Попробуйте вместе с ним. Для контура лица можно использовать тарелку, поднос, кастрюлю.
Нога художника
Инвентарь: карандаш, бумага.
❀ Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что-нибудь нарисовать. Это очень забавно.
Рисунок из крупы
Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.
❀ Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.
❀ Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и т. д.
❀ Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.
Бумажные тарелочки
Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.
❀ Для того чтобы спокойно заняться приготовлением обеда, дайте ребенку побольше бумажных тарелок и стаканчиков. Пусть он разрисовывает их, а если ему сложно придумывать орнаменты — копирует те, которые видит на обоях или любых других предметах.
❀ Если у вас нет бумажных тарелок, можно вырезать круги из листа бумаги и раскрашивать их.
❀ Обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.
Двойник
Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.
❀ Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.
❀ Обведите его контур карандашом.
❀ Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.
❀ Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.
Любимый альбом
Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.
❀ У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.
❀ Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.
❀ Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: «Любимые машины», «Мои любимые животные», «Альбом мод», «Все про собак» и т. д.
❀ Напишите дату начала создания альбома.
Зоопарк
Количество играющих: 2-6 человек.
❀ Дети выбирают себе роль животного.
❀ Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в нарисованный круг.
❀ Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».
❀ Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». «Звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» — отгадать зверей.
Встреча животных
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.
❀ Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.
❀ Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас», — а после этого издать «медвежий звук», то есть зарычать.
Новая скатерть
Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
❀ Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).
❀ Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.
❀ Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.
❀ Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.
Волшебные кляксы
Инвентарь: бумага, краски или тушь.
❀ Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.
❀ Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.
❀ Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.
Колечко
Количество играющих: 3-6 человек
Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.
❀ Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.
❀ Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.
❀ Затем ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.
❀ Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.
Лучики и узоры
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.
❀ Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.
❀ Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.
❀ После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).
Кулак — ладонь
Игра развивает мелкую моторику.
Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.
❀ Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.
❀ Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.
❀ Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.
❀ Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: «Кулак — ладонь, кулак — ладонь».
Мы зверюшки
❀ Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.
Копируй мимику
❀ Рассадите детей по кругу.
❀ Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.
❀ Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не «передадут» его соседу.
❀ Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.
Игры на развитие мышления у детей 5-6 лет
Построить по признаку
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.
❀ Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.
❀ Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.
Угадайте фотографию
Инвентарь: фото из журналов.
❀ Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.
❀ Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.
❀ Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.
Отгадай рисунок
Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.
❀ Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.
❀ Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.
❀ В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.
❀ Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.
❀ Спросите ребенка, что там нарисовано.
Кто кем был?
Инвентарь: мяч
❀ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:
цыпленок — яйцом
лошадь — жеребенком
дуб — желудем
рыба — икринкой
бабочка — гусеницей
хлеб — мукой
лягушка — головастиком ит. д.
❀ Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».
❀ Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».
Можешь угадать?
❀ Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.
❀ Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.
Загадочная пища
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.
❀ Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.
❀ Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.
❀ Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.
Отгадай, что мы задумали
❀ Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.
❀ Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета.
❀ Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.
❀ Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.
❀ На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.
Свой список
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: бумага, карандаш.
❀ Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:
♦ предметы, которые можно застегнуть;
♦ сделаны из дерева;
♦ помещаются в обувной коробке;
♦ меньше обувной коробки;
♦ работают от электричества, и т. д.
❀ Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.
Необитаемый остров
❀ Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.
❀ Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.
❀ Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.
Кто отгадает?
Количество играющих: от 3 человек.
❀ Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.
❀ За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.
❀ По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».
❀ Дети жестами, движениями показывают, что они делали.
Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.
❀ Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.
Загадочные животные
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.
❀ Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.
❀ После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.
Стук-стук
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: карандаш, различные предметы.
❀ Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.
❀ Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.
Я задумал…
Количество играющих: 3-6 человек.
❀ Скажите: «Я задумал кого-то в нашей группе, кто...».
❀ Добавьте какие-либо полезные подсказки об этом ребенке. Опишите его одежду, некоторые из его талантов ИТ. д.
❀ Остальные дети стараются угадать, кого вы задумали.
Игры на развитие математического мышления у детей 5-6 лет
Игра в ладошки
Количество играющих: 6-8 человек.
Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.
❀ Игроки встают в круг, каждый из них получает номер, начиная с номера один и далее по часовой стрелке.
❀ Игра начинается с участника под номером один, который сначала хлопает себя дважды по коленям, говоря: «Один, один», а затем хлопает дважды в ладоши, называя номер другого участника игры (например: «Пять, пять»).
❀ Остальная часть группы хлопает по коленкам и в ладоши вместе с номером один.
❀ Игрок, чей номер был назван (в данном случае игрок номер пять), тут же подхватывает: «Пять, пять», а затем называет другой номер, например: «Два, два» и т. д.
❀ Если играющий называет номер уже выбывшего участника, он также выходит из игры.
❀ Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое участников.
Горох в бутылку
Количество игроков: 1-6 человек.
Инвентарь: бутылки с широким горлышком по количеству игроков, горох.
❀ Поставьте бутылки на пол. Выдайте детям по десять горошин.
❀ Стоя около бутылки, дети разжимают кулак и выпускают по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на уровне груди.
❀ Дети должны посчитать, сколько горошин попало в бутылку, а сколько просыпалось мимо.
❀ У кого больше горошин попадет в бутылку, тот и выигрывает.
❀ Со временем можно увеличивать число горошин, продолжая закреплять, таким образом, навыки счета.
Курочки и петушки
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).
❀ Дети в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные по полу. По окончании игры подсчитывается количество собранных зерен.
❀ Побеждает тот, кто больше собрал.
Скрепки
Количество играющих: 2 — 6 человек.
Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.
❀ Детям выдается одинаковое число канцелярских скрепок. Их задача — собрать из скрепок цепь за определенное время. По окончании времени дети должны сосчитать число звеньев своей цепи.
❀ Выигрывает тот, у кого цепь длиннее.
Найди пуговки
Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.
❀ Наверняка у вас дома есть коробка или мешочек с пуговицами. Высыпьте их на стол или на пол.
❀ Попросите детей найти по 2-3 пуговицы одинакового цвета или размера, на ножке, с двумя, четырьмя отверстиями. Их можно надеть на нитку, выложить из них узор или просто пришить на кусочек ткани.
❀ Попросите детей сосчитать общее количество пуговиц, пуговицы с ножками, круглые, большие, маленькие.
Счет на пальцах
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
❀ Дети разбиваются по парам. Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину.
❀ Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению).
❀ Побеждает игрок, который первым сосчитает пальцы на обеих руках — своей и партнера — и громко назовет полученное число.
❀ Сыграйте несколько раз, потом поменяйте партнеров и повторите игру.
Посчитаем крышечки
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш или ручка.
❀ Дети пишут номер с внутренней стороны каждой крышки или на листочке бумаги и приклеивают его к крышке. Затем по очереди рассыпают крышки по полу.
❀ Если крышка приземлилась номером вверх, то игрок получает то количество очков, которое указано на крышке. Если крышка легла номером вниз, то игрок ничего не получает.
❀ Дети бросают крышки определенное количество раз, выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
❀ Есть разные варианты этой игры. Например, игроки должны набрать определенное количество очков, скажем, 25. Кто первый набирает эту сумму, тот выигрывает.
❀ Или у каждого участника игры изначально по 50 очков, и задача — быстрее их «списать». Победителем становится тот, кто первый достигнет нуля.
Самые простые счеты
Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны (рожки).
❀ В коробке проделайте по четыре отверстия с двух противоположных сторон.
❀ Проденьте в одно из отверстий веревку, снаружи завяжите узелок, чтобы веревка не могла выскочить.
❀ Теперь наденьте на веревку 10 рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. То же самое проделайте с остальными отверстиями.
❀ Рожки на самой нижней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни, и, наконец, на четвертой — тысячи.
❀ Каждый рожок представляет одну единицу, десяток, сотню — в зависимости от расположения веревки.
❀ Такие счеты научат вашего ребенка разбираться в цифрах, решать задачи на сложение и вычитание.
Мишки и шишки
Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки (или другие мелкие предметы: катушки с нитками, пуговицы).
❀ По полу разбрасывают шишки. Детям предлагают собирать их лапами игрушечных медведей.
❀ По окончании игры дети должны посчитать, сколько шишек им удалось собрать. Выигрывает тот, кто собрал больше.
Сколько карманов?
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Попросите каждого из детей сосчитать количество карманов, которые у него имеются.
❀ Теперь дети должны назвать, у какого больше всех карманов. Затем — у кого меньшее количество.
❀ Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.
Каждый третий
Количество играющих: от 6 человек.
❀ Постройте детей в кружок.
❀ Велите им рассчитаться на тройки (либо на двойки). Каждый третий (второй) ребенок выбывает — садится на стул или на пол.
❀ С детьми, которые стоят, снова рассчитайтесь на тройки (двойки), причем каждый третий выбывает.
❀ Продолжайте играть до тех пор, пока не останутся стоять меньше трех (двух) детей.
❀ Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.
Три раза мимо
Количество играющих: 2-6 человек.
❀ Образуйте круг. Держась за руки, ходите приставным шагом по кругу и декламируйте следующее стихотворение:
Три раза мимо гавани прошел кораблик наш,
Три раза мимо гавани, печален наш рассказ.
Три раза мимо гавани кораблик наш прошел,
Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.
❀ После слов «лежим мы все на острове» все дети падают на пол, продолжая по возможности держаться за руки и громко считать «раз, два, три».
❀ Продолжайте увеличивать числа и заключительный счет, не смущаясь возникающими при этом маленькими ритмическими затруднениями:
Четыре раза мимо гавани…
Пять раз уж мимо гавани…
Раз десять мимо гавани...
Математика в календаре
Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами), небольшой лист бумаги.
❀ Воспользуйтесь чистым листом бумаги, чтобы закрыть им одну из дат в календаре. Попросите, чтобы дети угадали, какое число вы закрыли.
❀ После того, как они выскажут свою догадку, уберите лист, чтобы дети увидели, были ли они правы.
❀ Со старшими детьми можно закрыть сразу несколько чисел.
Кто больше
Количество играющих: 2-3 человека
Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.
❀ На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики). Детям завязывают глаза. В руки им даются корзиночки.
❀ По условному сигналу они начинают собирать с пола предметы и класть их каждый в свою корзину.
❀ По сигналу «закончили» им развязывают глаза, после чего считают, сколько каждый собрал предметов.
❀ Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.
Одна картошка
Количество играющих: 3-8 человек
❀ Рассадите детей в круг. Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать их перед собой.
❀ Выберите водящего, который должен прикоснуться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «Одна картошка, две картошки, три картошки, четыре картошки, пять картошек, шесть картошек, семь картошек... Проверим».
❀ Тот кулачок, на который придется слово «проверим», должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.
❀ Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.
❀ Его обладатель становится водящим для следующего раунда игры.
Сможете сосчитать
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы и т. п.
❀ Это превосходная игра для развития существенного математического навыка — умения оценивать количество.
❀ На большом листе бумаги составьте список имен всех детей. Подготовьте тарелку с конфетами, орешками, виноградом.
❀ Спросите у детей: «Сколько конфет в тарелке? Сколько орешков? Сколько виноградин?». По мере того, как каждый ребенок называет количество, вы сами или ребенок можете записать результат на листе бумаги рядом с его именем.
❀ Потом вместе с детьми громко сосчитайте истинное количество и сравните его с ответами.
Что за число?
Количество играющих: 2 - 9 человек.
Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).
❀ Возьмите колоду игральных карт. Показывайте их одну за другой детям. Спросите, какое число стоит на каждой карте. Дайте каждому по одной.
❀ Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания чисел. Соберите карты назад.
❀ Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталась по возможности другая карта. Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, то есть по возрастанию номеров.
Пять маленьких детишек
Количество играющих: 1-6 человек.
❀ Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова.
Пять маленьких детишек напились вдруг кефира,
Один пошел гулять, осталось их _________
Четверо детишек пускали пузыри,
Один пошел на улицу, осталось только _________
Три маленьких ребенка пошли играть в слова,
Один пошел на кухню, осталось только ___________
Два маленьких ребенка делили апельсин,
Один домой отправился, остался лишь __________
Один ребенок маленький играет без друзей,
Пойдемте, одинокому поможем поскорей.
Допрыгни до числа
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мел.
❀ Нарисуйте на асфальте недалеко друг от друга небольшие квадраты, внутри которых обозначьте числа от одного до десяти.
❀ Давайте указания типа: «Скачи на одной ножке до цифры три». Или «Прыгни до цифры семь» и т. д.
❀ Затем дети сами могут давать указания друг другу.
Не урони шарик
Количество играющих: 2- 6 человек
Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).
❀ Ребенок должен в ложке донести шарик до условного места, не уронив его. Оптимальной расстояние, которое проходят дети, — 6-8 метров.
® Можно усложнить задачу, попросив ребенка считать сделанные им шаги.
Игры на развитие логики у детей 5-6 лет
Точки
Количество игроков: 2-3 ребенка.
Инвентарь: бумага, ручки.
❀ Сначала подготовьте игровое поле: нарисуйте на бумаге несколько рядов точек на равном расстоянии друг от друга. Чем больше будет поле, тем дольше продлится игра.
❀ Затем по очереди соединяйте пары точек вертикальными или горизонтальными линиями. Соединив две точки таким образом, чтобы замкнуть квадрат, вы получаете право поставить внутри этого квадрата свои инициалы и нарисовать еще одну линию.
❀ Победителем считается игрок, у которого к концу игры окажется больше квадратов.
Зеркало
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
Инвентарь: зеркало, по паре простых одинаковых предметов.
❀ Посмотрите с детьми в зеркало. Обратите их внимание на то, что все левое в зеркале будет правым, и наоборот.
❀ Предложите детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами.
❀ Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения — повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.
❀ Ведущий может давать команды смотрящемуся, например: прищурить левый глаз; дотронуться до правого уха; подпереть щеку левой рукой; причесаться; помахать левой рукой и т. д.
Бывает - не бывает
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
❀ Назовите какую-нибудь ситуацию и бросьте мяч. Если названная ситуация реальна, ребенок должен поймать мяч, а если нет — отбить его. Например:
♦ Папа ушел на работу.
♦ Поезд летит по небу.
♦ Яблоко соленое.
♦ Домик рисует девочку.
♦ Девочка рисует домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка и развитие мыслительной деятельности у дошкольников
В статье рассказывается о процессах развития мыслительной деятельности у дошкольников на музыкальных занятиях....
О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.
Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре.
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидакт...
Игры для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формированиии сферы образов представлений и оперировании ими, сожности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пр...