Проект: "Перелётные птицы"
проект
С целью уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах в период весенних каникул был разработан и реализован краткосрочный проект «Перелётные птицы» для детей средней группы. Ребята в игровой форме с помощью дидактических пособий, наглядного материала, подвижных игр закрепляли свои знания о перелётных птицах, их внешнем виде, уточнили, какие звуки они издают, чем питаются. Завершением проекта стало создание коллективной работы «Грачи прилетели» с применением обрывной аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_perelyotnye_ptitsy.docx | 430.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру имеетбольшое значение в дошкольный период в жизни ребёнка.В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают перелётных и зимующих птиц, их названия. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Основная задача взрослых – воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим – птицам. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: расширение знаний и представлений детей о перелётных птицах.
Задачи:
*Изучить и подобрать литературу по теме;
*Познакомить родителей с данной темой, через консультацию;
*Систематизировать знания детей по теме «Перелётные птицы»;
*Формировать представления о том, чем птицы питаются, как называются их домики и для чего они вьют гнёзда, чем человек может помочь птицам;
*Закреплять знания детей о характерных повадках и строении птиц;
* Развивать познавательную активность;
* Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
*Обогащать словарный запас;
*Развивать творческие способности детей;
*Воспитывать желание заботиться о птицах.
Ожидаемые результаты:
• Сформируются знания и представления детей о перелётных птицах;
• Сформируются умения у детей различать птиц по внешнему виду;
• Повысится познавательный интерес;
•Поможет развить у детей творческое воображение и эмоциональную отзывчивость;
• Сформируются творческие способности у детей;
• Сформируются навыки бережного отношения и любовь к птицам.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- подбор и изучение литературы по теме проекта;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- плакаты «Перелётные птицы средней полосы России», «Зимующие и перелётные птицы»;
- подбор видео материала по теме «Перелётные птицы»;
- картотека загадок, стихов о перелётных птицах;
- подготовка печатной консультации для родителей;
- перспективное планирование по проекту.
2. Реализация проекта – организация и проведение совместной деятельности:
• Беседы;
• Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций по данной теме;
• Загадывание загадок;
• Просмотр познавательного мультфильма;
• Наблюдение за птицами;
• Проведение развивающих, подвижных, дидактических, пальчиковых игр;
• Художественно – творческая (продуктивная) деятельность;
3. Заключительный
Изготовление коллективной работы с применением нетрадиционной техники – обрывная аппликация «Грачи прилетели».
Перспектива на будущее (обобщение результатов работы):
Есть возможность предположить, что в ходе целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях осознанно-правильного отношения к представителям живой природы у детей.
Понедельник:
Беседа: «Перелётные птицы – наши друзья». (Расширять представления о перелётных птицах с помощью рассматривания плаката). Пополнение наглядного пособия иллюстрациями по теме.
НОД «Перелётные птицы». (Формировать обобщенное понятие «Перелётные птицы», представление детей оперелётных птицах, учитьвыделять и показывать названную птицу среди других)
Физкульминутка: «Перелётные птицы» (развитие мелкой и общей моторики).
Дидактическая игра «Подумай - отгадай». (Отгадывание загадок по теме: «Перелётные птицы».Уточнить представления о перелётных птицах, активизировать процессы мышления, внимания, памяти и речи детей; воспитывать сообразительность.)
Пальчиковая гимнастика «Стайка» (Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук.)
Дидактическая упражнение: «Кто как голос подаёт?» (Прослушивание голосов перелётных птиц, учить на слух определять голоса некоторых перелётных птиц: соловей, чайка, грач, гуси, утки).
Вторник:
Беседа «Строение птиц» (Закрепить знания о частях тела птиц, развивать речь, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы взрослого.)
Пополнение наглядного материала на тему «Перелётные птицы»
Дидактическая игра «Каждой птичке свои пёрышки». (Развивать сенсорные навыки, учить раскладывать разноцветные перья на картинки с изображением птиц такого же цвета.)
Подвижная игра «Птички летают». (Развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность, двигательную активность детей.)
Дидактическое упражнение «4-лишний». (Формировать умение выделять «лишний» неподходящий предмет).
Пальчиковая игра «Перелётные птицы». (Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, мелкую моторику.)
Дидактическая игра: «Лото. Перелётные птицы» (Продолжать знакомить детей с перелётными птицами. Расширять словарный запас детей. Развивать внимание, мышление.)
Среда:
Беседа «Как называются домики у птиц, для чего птицы вьют гнёзда» (формировать у детей знания о гнездах, скворечниках и их значимости для птиц)
Пальчиковая гимнастика: «Птички». (Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать моторику рук.)
Дидактическая игра «Найди перелётных птиц». (Формирование умениявыделять перелётных птиц среди зимующих, с помощью иллюстраций на плакате соотносить картинки, проверяя правильность своего выбора, развивать речь при повторении названий птиц).
Физкультминутка: «Вышли уточки на луг»
Дидактическая игра на развитие памяти: «Кто спрятался?» (Учить детей запоминать и выделять пропавшую птицу)
Четверг:
Беседа «Весна наступает, перелётные птицы прилетают» (закреплять знания детей о перелётных птицах, почему их называют перелётными)
Просмотр познавательного мультфильма для детей «Перелётные птицы» (закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их названии)
Подвижная игра: «Птички и кот» (формировать навыки двигательной активности детей, учить имитировать голоса птиц и кошки)
Пятница:
Беседа «Перелётные птицы». (Рассматривать альбом с иллюстрациями перелётных птиц. Уточнить и закрепить знания о перелётных птицах, строение птиц, чем они питаются, в какое время года возвращаются домой, для чего вьют гнезда, кто вылупляется из яиц).
Игра на развитие мелкой моторики рук: «Грачи» (формировать навыки владения пинцетом, развивать мелкую моторики пальцев рук детей)
Создание коллективной работы «Грачи прилетели» (применение нетрадиционной техники - обрывная аппликация.)
Обобщение знаний детей о перелётных птицах, закрепление пройденного материала, подведение итогов проекта).
Заключительный этап:
Цель: обобщение знаний и представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, строении, гнёздах,о том, чем птицы питаются, в какое время года возвращаются домой.
Создание коллективной работы «Грачи прилетели».
Составление портфолио проекта «Перелётные птицы» - фотоотчёт.
В результате проведенного проекта, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, приняли активное участие в реализации проекта, все поставленные задачи успешно решены, а главное дети остались очень довольны.
Приложение 1
Загадки
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам…
(Грачи)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её …
(Кукушка)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – ….
(Утка)
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)
Приложение 2
Пальчиковые игры и физкультминутки
Физкультминутка: «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Физкультминутка: «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
Пальчиковая гимнастика: «Стайка»
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
(Хлопаем в ладоши)
Десять птичек – стайка.
(Растопыриваем пальцы на обеих руках)
Эта птичка – соловей,
(Поочередно загибаем пальчики на
правой руке начиная с большого пальца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке
начиная с большого пальца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей).
Птички, птички – по домам!
(Машем ручками, как крылышками, объединяем руки над головой).
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели —
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками).
Прилетел к нам скворушка —
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж —
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками).
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
«Птички»
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка — совушка,
Ну а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну а эта — соловей.
Эта — дятел, эта — стриж,
Эта же — поющий чиж,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(Называя птиц растирать поочередно каждый палец)
Приложение 3
Дидактические игры
«Подумай-отгадай»
Цель: закрепить представления детей о перелётных птицах, умение внимательно слушать, угадывать по описанию; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: картинки (карточки) с изображением перелётных птиц.
Ход игры: Педагог загадывает детям загадки о перелётных птицах. Кто первым из детей отгадает, о какойптице идет речь в загадке, получает картинку с её изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.
Лото «Перелётные птицы»
Цель: научить детей играть по правилам, соблюдать очередь; развитие внимания.
Материал: большие поля на каждого ребенка, с изображением перелётных птиц, маленькие карточки с таким же изображением.
Ход: Каждому ребенку раздается по одному полю. Маленькие карточки складываются в мешочек. Педагог достает из мешка маленькую карточку и называет её, например, «ласточка». Игрок, у которого на большой карточке есть такая картинка, поднимает руку и говорит: «У меня!» - забирает маленькую карточку и кладёт её сверху на соответствующую ячейку своего поля. Игра продолжается, пока каждый ребенокне закроет все ячейки своих полей.
«Четвертый лишний»
Цель игры: совершенствование знаний о перелётных птицах, развитие словарного запаса, закрепление понятия «перелётные птицы» в речи детей, развитие логического мышления, зрительного внимания, умения обобщать, умения дифференцировать перелетных птиц и различные предметы (игрушки, зимующие и домашние птицы).
Правила игры: Ребенок внимательно рассматривает предметы, изображенные на карточке, и называет их. После чего называет предмет, который, на его взгляд, является лишним, накрывает его крестиком и объясняет свой выбор.
Например:
- У меня на карточке нарисованы: ласточка, грач, мяч и утка. Лишний – мяч, потому, что мяч – игрушка, а все остальные перелётные птицы.
«Перелётные птицы»
Цель: Уточнять у детей представления о перелётных птицах.
Материал: плакат с изображением перелётных птиц,указка.
Ход игры: педагог вызывает по одному ребёнку к развивающему плакату, называет перелётную птицу, например, найди, где грач. Ребёнок среди других перелётных птиц находит названную. Так по очереди выходят все дети и ищут каждый своюптицу, ту, которую назвали именно ему.
«Кто как голос подаёт?»
Цель: Сформировать у детей представление о том, как перелётные птицы подают голоса.
Материалы и оборудование: предметные картинки перелётных птиц, аудио записи с голосами птиц.
Педагог демонстрирует детям картину птицы и включает её голос. Дети внимательно слушают, а после нескольких прослушиваний пытаются отгадать на слух, какая птица подаёт голос.
«Каждой птичке свои перышки»
Цель: Учить детей различать и называть основные и дополнительные цвета
Материал: цветные перья, картинки с изображением птиц с разным оперением.
Ход игры:
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением разного цвета птиц и перья, такого же цвета. Педагогуточняет какого цвета птицы и предлагает найти каждой птице свои перья, такого же цвета.
Дети раскладывают перышки на картинки с изображением птиц соответствующего цвета.
«Грачи»
Цель игры: Закрепление знаний о корме птиц, развитие мелкой моторики, учить поднимать предметы с помощью пинцета.
Материал: Маски грачей, сухой бассейн с зернами кофе, пинцеты, червяки из проволоки.
Ход игры: Детям раздают маски и пинцеты. Педагог объясняет, что сейчас мы побудем грачами-перелётными птицами, которые первые возвращаются из тёплых стран и будем добывать червяков клювиками - пинцетами.(после объяснения и показа дети приступают к выполнению задания)
«Кто спрятался?»
Цель игры: развивать память, формировать умение выделять пропавший предмет.
Материал: картинки с изображением перелётных птиц.(5 шт.)
Ход игры: Педагог выставляет перед детьми картинки с изображением перелётных птиц, дети их перечисляют и запоминают. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время прячет одну из картинок, открыв глаза, дети отгадывают, кто из птиц от них спрятался.
«Найди перелётных птиц»
Цель игры: формировать умение находить перелётных птиц среди зимующих.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелётных, на липучках с обратной стороны, весеннее дерево, плакат перелётные и зимующие птицы.
Ход игры: дети по очереди подходят к столу и среди картинок птиц находят перелётных, называют их,подходят к плакату и с помощью иллюстраций на нём, соотносят картинки, проверяя правильность своего выбора. Если выбор оказывается правильным, ребёнок прикрепляет перелётную птицу на весеннее дерево.
Приложение 4
Подвижные игры
«Птички и кот»
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, научить имитировать голоса птиц.
Ход игры: Дети сидят на стульях. Это птички на крыше. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребенок. «Птички полетели» - говорит педагог. Дети встают со стульев, отводят руки в стороны-птички машут крыльями - бегают врассыпную :Чиф - чиф . Кошка просыпается, произносит «мяу» и бежит за птичками. Они должны быстро улететь на «крышу», занять свои места на стулья. Пойманных птичек кошка отводит к себе в дом. Игра повторяется 3-4 раза.
“Птички летают”
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, учить внимательно слушать и действовать в соответствии с инструкцией.
Птички сидят на возвышении (стульях). Педагог говорит: “Солнышко!” Все спрыгивают, летают. После слова “Дождик!” дети бегут обратно. Команды повторяются.
Приложение 5
Конспекты НОД
Конспект занятия НОД по познавательно-речевому развитию
Цель: Формировать у детей обобщенное понятие «Перелётные птицы». Закреплять представление детей о перелётных птицах, уметьих дифференцировать; развивать общую и мелкую моторику. Учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. Развивать умение детей: внимательно слушать отгадывать загадки о перелётных птицах, на слух определять, кто из птиц подаёт голос.
Задачи:
• закреплять знания о перелётных птицах, их внешнем виде, умении их находить и сопоставлять с изображением на картинке;
•активизировать и обогащать словарь детей словами: перелётные птицы, грач, ласточка, утка, гусь, соловей, перья, гнездо, птенцы.
• развивать у детей делать простейшие обобщения.
Материалы:плакат «Перелётные птицы», предметные картинки с изображением перелётных птиц, гнезда, птенцов,загадки, вопросы по теме, аудио записи с голосами перелётных птиц (соловей, чайка, грач, гуси, утки, кукушка).
Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Перелётные птицы», наблюдения за птицами на улице, беседа, дидактические игры.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Наступила весна! Солнце светит ярче и теплее с каждым днём, тает снег, появляются первые весенние цветы, просыпаются насекомые, из теплых стран возвращаются перелётные птицы!Почему же их так назвали?(ответы детей) Да потому что, когда осенью наступают холода, насекомые прячутся и птицам становится не чего есть, поэтому они вынуждены перелетать в тёплые края, но когда у нас наступает весна, становиться тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы, они прилетают обратно домой.
Давайте рассмотрим на плакате и вспомним, какие бывают перелётные птицы.Грач, ласточка, соловей, кукушка и др. (Дети вместе с педагогом проговаривают названия перелётных птиц)
Педагог: А теперь, давайте поиграем. Я буду называть перелётную птицу, а вы будете по одному выходить и показывать её на плакате. (Д/и: «Перелётные птицы»)
(дети по очереди выходят к развивающему плакату и находят среди перелётных птиц, названную педагогом)
Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Давайте теперь немного отдохнём Вставайте со стульчиков и повторяйте движения за мной.
Физкульминутка: «Перелётные птицы»(Приложение № 2)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь мы с вами будем играть в игру, которая называется «Подумай-отгадай». Я будузагадывать вам загадки о перелётных птицах. Кто из вас знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает картинку с изображением угаданной птицы. Выигрывает тот, кто получил больше картинок за правильные ответы.(Приложение №1)
Педагог: Умники! А теперь пусть наши пальчики тоже отдохнут, поиграем с ними. Приготовьте ручки и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Стайка»(Приложение №2)
Педагог: Молодцы,ребята! А теперь ни только нужно внимательно смотреть, но и очень внимательно слушать.Сейчас я буду включать голоса перелётных птиц. Сначала мы внимательно прослушаем как каждая из птиц подаёт свой голос, а затем вы на слух попробуете отгадать, чей это голос.(Педагог нажимает несколько раз на кнопку для воспроизведения голоса каждой птицы, дети внимательно слушают и отгадывают птицу, которая так подаёт голос)(Д/и «Кто как голос подаёт?»)
Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами сегодня поиграли! О чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались? В какие игры играли?
Дети: о перелётных птицах, разгадывали загадки, слушали, как перелётные птицы подают голоса.
Педагог: Какие вы молодцы! Всем спасибо! Завтра мы продолжим играть с нашими пернатыми друзьями.
Конспект занятия НОД на развитие психических процессов
Цель: Продолжать работу над закреплением представления детей о перелётных птицах, их строении. Развивать общую и мелкую моторику. Учить выделять «лишнее», сопоставлять по цвету птиц и такого цвета перья, находить одинаковые изображения.
Задачи:
• закреплять знания о перелётных птицах, какие части тела у птицы и че покрыто её тело.
•развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
• развивать у детей мелкую и общую моторику.
Материалы: Предметные картинки с изображением перелётных птиц, картинка строение птицы, картинки с изображением разноцветных птиц, цветные перья, лото «Перелётные птицы», картинки «Четвертый лишний».
Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Перелётные птицы», детальное рассмотрение перьев птиц и игры с ними (на развитие воздушной струи).
Ход:
Педагог: Добрый день, ребята! Мы много с вами говориликакие есть перелётные птицы, а сегодня мы с вами поговорим о строении птицы, какие части тела есть у птиц и как они называются.Давайте рассмотрим картинку, на которой детально представлено строение птицы. (Дети вместе с педагогом рассматривают строение птицы, проговаривая каждую часть тела).
Педагог: а это, ребята, перья, которыми покрыто тело птиц, потрогайте, какие они мягкие, лёгкие и приятные на ощупь (ребята рассматривают настоящие перья птиц)
А теперь ещё раз повторим, какие же части тела есть у птиц. Маша, выходи и напомни ребятам, как правильно они называются и где находятся. Маша рассказывает, а все остальные ребятки внимательно слушают и повторяют за ней.
Педагог: Молодцы! Мы с вами знаем, что тело птицы покрыто перьями. Смотрите, к нам в гости прилетели разноцветные птички, давайте назовём какого они цвета и поможем каждой из них найти свои перья. (Дети называют цвета птиц и раскладывают им перья, ориентируясь на цвет) (Д/и «Каждой птичке свои перышки»)
Педагог: Молодцы, ребята! Прежде чем приступить к следующей игре, давайте отдохнём и поиграем. Делайте как я!
Подвижная игра «Птички летают» (Приложение №2)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Четвёртый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы среди изображений должны найти «лишний» предмет, который не подходит, существенно отличается от других.(Дети рассматривают внимательно картинки и выделяют, «лишний» предмет) Внимательно рассмотрите всех птиц, изображенных на карточке, и назовите их.
Дети:грач, кукушка, мяч, ласточка.
Педагог: А теперь подумайте и назовите, кто или что «лишнее» на этой картинке?
Дети:мяч лишний, он игрушка, а остальные перелётные птицы.
Педагог: Умники! А теперь поиграем нашими ручками и пальчиками. Повторяйте за мной.
Пальчиковая игра: «Перелётные птицы» (Приложение №2)
Педагог: Отдохнули, набрались сил!А сейчас я каждому выдам поля с изображением перелётных птиц. Затем перемешаю карточки с изображением таких же птици буду доставать по одной, проговаривая их названия и показывая её вам, если у вас на поле есть картинка с изображением такой птицы, вы поднимаете руку и говорите : «У меня!»
(Игра проводится пока поля с картинками не будут заполнены карточками у всех детей).
Педагог: Молодцы ребята! Как мы уже много всего знаем о перелётных птицах! Во что мы сегодня с вами играли?
Дети: играли в лото, раскладывали птицам цветные перышки, искали «лишний» предмет.
Педагог: А о чем мы с вами беседовали в начале занятия?
Дети: О строении птиц.
Педагог: Молодцы, ребята! Всем спасибо!
Конспект занятия НОД на развитие психических процессов
Цель:Закреплять у детей обобщенное понятие «Перелётные птицы». Совершенствовать знания детей о гнёздах, скворечниках, их значимости для птиц. Уметь дифференцировать перелётных от зимних птиц, правильно их называть; развивать общую и мелкую моторику. Учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. Развивать умение детей: внимательно слушать, запоминать, и выполнять инструкции педагога.
Задачи:
• закреплять знания о перелётных птицах, их внешнем виде, формировать умения находить перелётных птиц, среди зимующих, проверять свой выбор путём сопоставления;
•активизировать и обогащать словарь детей словами: гнездо, яйца, птенцы.
• развивать у детей делать простейшие обобщения.
Материалы:плакат «Перелётные и зимующие птицы», предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц на липучках, вопросы по теме, весеннее дерево.
Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Перелётные птицы», беседа, дидактические игры.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем продолжать говорить и играть с перелётными птицами. Знаете, что самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. Ребята, а вы знаете для чего прилетают птицы обратно домой (Ответы детей - чтобы петь песни, строить гнезда, да защищать нас от комаров и мошек.)
Педагог: Ребята, первая забота у птиц весной построить гнездо. А как вы думаете, из чего птицы строят гнезда? ( Из веточек, соломы, мха, коры, земли). Устраивают птицы свои гнёзда на деревьях. Многие люди помогают птицам и стоят для них домики, которые называются скворечники. (Показ картинок). А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Помните это и ни когда не забывайте.
Педагог: А сейчас давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика: «Птички» (Приложение №2)
Педагог: Хорошо размяли наши пальчики, отдохнули! А сейчас посмотрите, на столе лежат картинки птиц, но птицы там не только перелётные но и зимующие, давайте вспомним их с помощью плаката «Перелётные и зимующие птицы» (рассматривают изображения птиц, проговаривают их названия)
А сейчас вы по очереди будете выходить к столу выбирать перелётную птицу, называть её, подходить к нашему плакату и проверять правильность своего выбора, есть ли среди перелётных птиц, выбранная вами. Всех перелётных птиц мы будем прикреплять к нашему весеннему дереву. (Дети поочередно с помощью педагога выполняют задание).
Педагог:Молодцы, замечательно справились с заданием, а теперь нужно отдохнуть. Встаньте все у своих стульев и повторяйте за мной движения.
Физкультминутка: «Вышли уточки на луг» (Приложение №2)
Педагог: Ребята, пока мы с вами играли, к нам прилетели гости, давайте назовем их. (Дети перечисляют названия перелётных птиц, расположенных в ряд на столе: грач, утка, лебедь, ласточка, кукушка)
Педагог: Они прилетели к нам не просто так, а хотят с вами поиграть. Они очень любят играть в прятки. Ещё раз внимательно посмотрите, кто к вам прилетел и запомните, а теперь закрывайте глазки. (в это время педагог прячет одну из птиц.)
Педагог: а теперь откройте глазки и скажите, кто спрятался? (дети отвечают, игра проводиться несколько раз, педагог каждый раз прячет разных птиц и спрашивает всех детей по одному)
Педагог: какие же вы все внимательные, всех нашли, молодцы! Как хорошо и весело мы поиграли! Во что вам понравилось играть?
Дети: в прятки с птицами, искать перелётных птиц и сажать их на дерево.
Педагог: А что мы ещё делали на занятии?
Дети: играли с нашими пальчиками.
Педагог: Молодцы, ребята на сегодня все, увидимся завтра! Всем спасибо, хорошего вам дня!
Конспект занятия НОД по познавательно-речевому развитию
Цель: Закреплять представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде; развивать общую и мелкую моторику. Учить внимательно смотреть развивающий видео мультфильм, понятно по его содержанию отвечать на вопросы.
Задачи:
• закреплять знания о перелётных птицах, их внешнем виде по средствам просмотра познавательного мультфильма «Перелётные птицы»;
•закреплять в словаре детей слова: перелётные птицы, грач, ласточка, утка, гусь, соловей, перья, гнездо, птенцы.
• развивать у детей навык делать простейшие обобщения.
Материалы: познавательный мультфильм
Предварительная работа: рассматривание альбома «Перелётные птицы», беседа, дидактические игры.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами много говорили о перелётных птицах, а вы помните, почему их так называют? (Ответы детей)
Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы. Ласточки, зяблики, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы, дрозды, щеглы, жаворонки, утки, иволги, журавли – могут совершать перелеты на большие расстояния и поэтому они называются перелетными.
Чтобы ещё больше узнать, запомнить перелётных птиц, сейчас мы с вами посмотрим познавательный мультфильм «Перелётные птицы». Внимательно смотрите глазками и слушайте ушками. (Просмотр мультфильма)
(Беседа по содержанию мультфильма:
- О каких птицах был мультфильм?
- Каких птиц вы запомнили?
- Как они выглядят? (цвет оперения, размер)
- В какое время года прилетают?)
Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в веселую подвижную игру, которая называется «Птички и кот». На стульях у нас будут домики. Все будут птичками, а один будет котом. Когда я говорю «Птички полетели» - все встают со стульев отводят руки в стороны-птички машут крыльями - бегают врассыпную, летают и произносят: «Чиф – чиф». Когда я говорю: «Кот просыпается», водящий ребёнок в роли кота произносит «мяу» и бежит за птичками. Они должны быстро улететь на «крышу», занять свои места на стулья. Пойманных птичек кот отводит к себе в дом (игра проводиться несколько раз).
Педагог: Молодцы, ребята. Как хорошо и весело мы поиграли! Чем ещё мы сегодня занимались?
Дети: смотрели мультфильм про перелётных птиц.
Педагог: Каких вы птиц запомнили из мультфильма?
Дети: кукушку, ласточку, грача, соловья, утку, лебедя.
Педагог: Молодцы, ребята на сегодня все, увидимся завтра! Всем спасибо, хорошего вам дня!
Конспект занятия НОД по обобщению и закреплению полученных знаний по теме проекта
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о перелётных птицах. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Создание коллективной работы с применением обрывной аппликации «Грачи прилетели», воспитывать аккуратность.
Задачи:
• расширить представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде по средствам просмотра альбома «Перелётные птицы»;
• развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пинцета, обрывания полосок бумаги;
• совершенствовать навыки владения кистью при наклеивании деталей;
• закреплять навыки делать простейшие выводы.
Материалы: сухой бассейн с зернами кофе, маски грачей, пинцеты, червячки из синельной проволоки, лист ватмана, шаблоны птиц-грачей, полоски черной бумаги, вырезанные из бумаги листья, гнезда, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание плаката «Перелётные птицы», беседа, дидактические игры.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами много узнали о перелётных птицах. Давайте ещё раз посмотрим на наш плакат и вспомним все, что мы знаем о них. (Дети рассматривают плакат вместе с педагогом) Теперь мы знаем, почему их так называют? (совершают перелёты на большие расстояния) Узнали, как называются домики перелётных птиц и для чего они их строят. Узнали, как человек может помочь перелётным птицам (строительство скворечников) Научились различать голоса некоторых перелётных птиц на слух, уточнили, чем питаются птицы.
Первыми, кто открывает весну это - грачи, они прилетают еще при снеге. В поле снег тает быстрее, потому что там открытое место и земля хорошо прогревается солнцем. Как только в поле появляются проталинки, прилетают первые птицы – грачи.
И сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Грачи». Мы наденем маски грачей, и как эти птицы, будем в земле искать червячков, только вместо клюва мы будем поднимать червячков с помощью пинцета. (Педагог парами рассаживает детей, надевает на головы маски грачей, выдаёт по пинцету и контейнер с зернами кофе – имитация земли с червячками из синельной проволоки. Дети с помощью пинцетов достают всех червяков.)
Педагог: Молодцы, ребята! Как вы хорошо справились с ролью грача! А вот и он сам к нам прилетел. (Педагог демонстрирует картинку с изображением грача). Поздоровайтесь с грачом.
Дети: Здравствуй грач!
Педагог: наш грач загрустил. Он очень хочет найти себе новых друзей! Ребята, поможем ему? Сделаем своими руками для грача много новых друзей. (Ответы детей)
Педагог: Посмотрите, перед вами лежат вырезанные из бумаги шаблоны – контуры грачей и полоски черной бумаги. Сначала мы порвём полоски бумаги на мелкие кусочки, а затем будем их приклеивать на шаблоны, чтобы сделать красивых грачей. Давайте вспомним, что клея мы берем немного, кисточку держим тремя пальчиками, пользуемся салфеткой, что бы убрать лишний клей. (Педагог демонстрирует все поэтапно, помогает детям, у кого появились трудности.).
Педагог: Какие замечательные птицы у вас получились! Наш грач очень обрадуется своим новым друзьям. Ребята, вы все справились с заданием, молодцы! Сейчас мы приклеим наших грачей всех вместе на большой лист, а на веточки наклеим листочки
Педагог:
- Кого мы вместе с вами сделали?
- О ком мы говорили всю неделю?
- Что нового узнали о перелётных птицах?
Ответы детей:
Педагог: ребята, понравилось ли вам играть с перелётными птицами?
Ответы детей:
Педагог: Молодцы, ребята! Похлопаем себе!
Мне тоже было очень интересно с вами играть! Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Перелётные птицы».
Проект создан для того, чтобы помочь детям закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизиров...
проект "Перелётные птицы Урала".
Актуальность проекта: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также ...
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
Проект перелётные птицы
Бесконечно разнообразен мир природыАктуальностьЗадачиБеседаЧтение художественной литературыДидактические игрыИзготовление скворечникаПодвижная играВыставка для родителей...
проект "Перелётные птицы"
информационно-обучающий...
Проект "Перелётные птицы". Средняя группа
Государственное бюджетное образовательное учреждениедетский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга...
Проект " Перелётные птицы"
Проект: «Перелётные птицы». Вид проекта: краткосрочный. Участники: дети, воспитатели и родители...