Школьная зрелость.
консультация
Консультация для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_shkolnaya_zrelost.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Буратино».
Консультация для родителей на тему:
«ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ».
«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Воспитатель: Арсланбекова З.А.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребѐнком необходимого уровня психического развития, когда ребѐнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребѐнком определѐнных знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребѐнок: хотел учиться; умел учиться; был уверен в своих силах; чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности. Можно выделить несколько направлений, по которым оценивается готовность ребѐнка к школе.
Личностная готовность ребѐнка к школе – самостоятельность, способность к
самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учѐбе.
Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него
готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника
обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного
режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и
дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребѐнок может
правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл
действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены
непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в
этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Общение ребѐнка с детьми не должно отличаться особой
конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнѐрам. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.
Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную
реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая»,
«учитель злой» и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Мотивационная готовность ребѐнка означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь.
Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и
одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а
также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления в школу.
Волевая готовность ребѐнка к школе – заключается в способности ребѐнка
напряжѐнно трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим
школьной жизни. Ребѐнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.
Важно отметить, что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка
работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до
школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться
правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять
свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу,
увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
Интеллектуальная готовность ребѐнка к школе– это сформированность
основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы
ребѐнок должен уметь:
Внимание:
Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
Находить до 10 отличий между двумя картинками;
Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
Находить фрагменты картинок
Проходить лабиринты из линий взглядом;
Память:
Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребѐнок должен повторить 5-6);
Запоминать и повторять по память фразы, произнесѐнные 1-2 раза;
Запоминать ряд цифр (до 6);
Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
Мышление:
Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
Находить закономерности в логических цепочках;
Определять последовательность событий;
Складывать картинку из 12-15 частей.
Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций:
первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.);
второй- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не
тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать. В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. -
это все транспорт, или средства передвижения.
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире. Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
Итак, психологическая готовность ребѐнка к школе не имеет ничего общего с
тем, умеет ли ребѐнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов
личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и
интеллектуальной готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...
конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"
Собрание проводится в подготовительной группе. Уважаемые родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...
Основные компоненты школьной зрелости
Материал для родителей дошкольников, который поможет понять каким образом готовят ребенка к школе в детском саду....
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.
Аналитическая справка по результатасм диагностики- материалы для аттестации психолога. ( раздел 1.3, 1.6. экспертного заключения)....
Ориентационный тест школьной зрелости К.Йирасека
Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки....
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...