Адаптация к детскому саду
консультация (младшая группа)

Смирнова Наталия Дмитриевна

Адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

Советы педагога-психолога "Адаптация ребенка в детском саду" - Genius

Консультация «Адаптация детей к детскому саду»

Вашему вниманию предлагаю консультацию на тему «Адаптация детей к детскому саду. Основные вопросы, волнующие родителей».

Адаптация –  это способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей среды, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются: к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам.

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ

1. Первичный прием детей в ДОУ осуществляют заведующий, медицинский работник, педагог-психолог, воспитатель группы. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка.

2. Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме:

- первая неделя пребывания – 2-3 часа в день;

- вторая неделя – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;

- с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника. Далее ребенка оставляют в ДОУ на целый день.

Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации.

3. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода осуществляется с интервалом в три дня.

Организация деятельности воспитателей в адаптационный период:

1. Собрание родителей вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий ДОУ, педагогические работники знакомят родителей с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе.

2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации, проводит анализ течения адаптации совместно с педагогом-психологом и медицинским работником.

3. Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, игры с собственными игрушками.

4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку:

- тепловой комфорт;

- питьевой режим;

- оптимальную двигательную активность;

- контроль состояния носоглотки;

- эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании).

5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода».

Обязанности родителей в адаптационный период:

1. Родители соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада.

2. В период адаптации родители строго соблюдают схему посещения ребенком ДОУ, разработанную воспитателем и педагогом-психологом, не допуская пропусков без уважительных причин.

3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным между ДОУ и родителями при приеме в детский сад.

4. В период адаптации родители (законные представители) соблюдают следующие правила посещения ДОУ:

-  дети с лёгкой степенью адаптации – с 08:00ч. до 12:00ч. в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 2-й неделе посещения детского сада;

-  дети с адаптацией средней тяжести – с 08:00ч. до 10:00ч. или с 15:00 до 17:00 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 3-й неделе посещения детского сада;

-  дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:00ч. до 09:30ч. или с 15:00 до 16:30 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 4-й неделе посещения детского сада;

- в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на дневной сон, родители (законные представители) приходят не позже 16:00ч.

Уделим внимание некоторым вопросам, которые задают чаще всего родители новых воспитанников детского сада.

Первый вопрос – К каким обстоятельствам придется приспособиться ребенку?

1.Расставание с родителями на долгое время. Изменения отношений с родителями, теперь общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому изменяется потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.

2.Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.

3.Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.

4. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

Второй вопрос – Как минимизировать стресс, которому подвергается ребенок при поступлении в детский сад?

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать?

Выделим факторы, которые помогут вашему ребенку.

1.Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление – разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.

2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи.

Третий  вопрос – Что входит в подготовку ребенка к поступлению в детский сад?

- Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое сад, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад.

- Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью.

- Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к саду. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский сад.

- Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про посещение садика, можно из вашего детства.

- Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского сада сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем саду, можете узнать заранее у воспитателей или другим мам, которые уже посещают этот сад.

- Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи – маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком.

Четвертый  вопрос – Что может зaмeдлить  aдaптaцию peбeнкa к дeтcкoму caду?

1. Пoпытки oбмaнуть мaлышa . Hи в кoeм cлучae нe гoвopитe ребенку o тoм, чтo «мaмa cкopo вepнeтcя», ecли нa caмoм дeлe плaниpуeтe ocтaвить peбeнкa в caду нa цeлый дeнь.

2. Kpитикa дeтcкoгo caдa. Дaжe ecли чувcтвуeтe, чтo педагоги дoпуcкaют, по вашему мнению, какие-то oшибки, нe гoвopитe oб этoм в пpиcутcтвии peбeнкa. Пoxoд в дeтcкий caд не нaкaзaниe.

3. Зaбудьтe o фpaзax типa: «Будeшь ceбя плoxo вecти – пoйдeшь в caдик!».

Пятый вопрос – Дома мой ребёнок ест самостоятельно, но в саду он отказывается есть. Почему?

Детям трудно даётся перенос знаний и навыков в новую среду. Стресс от начала посещения садика тоже затрудняет этот перенос. Поэтому часто с началом посещения садика дети «утрачивают» некоторые навыки. Не беспокойтесь, ситуация нормализуется.

Шестой вопрос – Как понять, что процесс адаптации уже закончился?

По завершении этого процесса ребёнок должен в садике хорошо есть, спать, играть и взаимодействовать с другими детьми.

Многочисленные исследования ученых убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям ДОУ, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду, как педагоги помогают адаптироваться в новой среде. Поэтому всё зависит от нас – как родителей, так и педагогов. Совместная работа обеспечит успешную адаптацию каждого ребенка.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...