Роль педагогической технологии "Портфолио"
статья
Актуальность
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед педагогом возникает проблема: как объективно оценить свои профессиональные достижения, как отследить свои успехи, как определить динамику своего профессионального развития. Методика самооценки педагогов практически отсутствует. В этом случае может применяться система портфолио. «Портфолио» позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Ростиславская
г. Санкт-Петербург, Россия
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО»
В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
The article describes the methodological guidelines for teachers on the collection and protection of the professional portfolio. The author considers the technology portfolio as a tool for the preparation of materials relevant professional certification.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед педагогом возникает проблема: как объективно оценить свои профессиональные достижения, как отследить свои успехи, как определить динамику своего профессионального развития. Методика самооценки педагогов практически отсутствует. В этом случае может применяться система портфолио. «Портфолио» позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.
Традиционная система образования ориентировалась на знания как на цель. Однако изменения в социальной, информационной технологической сферах привели к тому, что знаниевое образование утрачивало свою эффективность и целесообразность. Добывание информации становится приоритетной сферой деятельности человека и условием существования современного производства. Это означает переход к принципу «научить получать необходимые знания и умения» т.е. содержание образования переходит на уровень ключевых образовательных компетенций.
По мнению Лебедева О.Е. компетентностный подход - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных услуг. При переходе на компетентностный подход требуется новый вид итоговых измерителей, который продемонстрирует профессиональную компетентность каждого педагога и успешность студента. Таким видом является педагогическая технология «Портфолио».
Портфолио учителя – набор материалов, который демонстрирует умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику поведения и оценивает уровень профессионализма работника. Широкое распространение в профессиональном образовании получает идея создания технологии «Портфолио». Благодаря такому досье учащиеся учатся планировать свою деятельность, собирать и систематизировать необходимый материал с учётом определённого времени, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Таким образом, педагогическая технология «Портфолио» способна существенно модернизировать систему образования, повысить качество и общий уровень развития людей.
С этих позиций нами было проведено исследование, целью которого былоопределить условия применения педагогической технологии «Портфолио» в формировании профессиональных компетентностей педагогов.
Опытно-экспериментальной работы была посвящена исследованию проблем использования возможностей портфолио в процессе прохождения аттестации педагогическими кадрами.
Исследование проводилось в городе Ломоносов в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 602».
Образовательное учреждение существует 22 года. В педагогическом коллективе на 2014 год - 26 педагогов, из них 60 процентов имеют педагогический стаж более 20 лет, что свидетельствует о преобладание в коллективе опытных педагогов.
В исследовании применялись следующие методы.
- Анализ документов ГБОУ СОШ № 602.
- Анкетирование педагогов и администрации.
- Интервьюирование педагогов школы.
Исследование было проведено с целью получения достоверной информации и основывалось на принципах, определяющих проведение социологических исследований (анонимность, добровольность и др.)
Анализ был направлен на выявление проблем, связанных с составлением профессионального «портфолио». Для анкетирования и интервью отбирались сотрудники, которые работали над составлением «портфолио» при повышении своей квалификации.
В исследовании приняли участие 10 человек:
- учителя начального звена – 2 человека;
- учителя среднего звена – 7 человек;
- завуч среднего звена – 1 человек.
Всего обработано: 7 анкет и 3 интервью. Нами была разработана анкета «Выявление проблем, связанных с составлением профессионального портфолио».
В анкетировании, прежде всего, выявлялись мотивы повышения квалификации. Большинство учителей (50%) ощущают потребность в новых знаниях. В равной степени педагоги соглашаются с возможностью профессионального роста (50%) и считают, что при прохождении аттестации осуществляется возможность обмениваться опытом и знаниями с другими педагогами. Однако (20%) считают повышение квалификации ответом на запрос администрации, а также возможностью получения достойной заработной платы (20%). Следует отметить, что среди педагогов с внушительным педагогическим стажем (свыше 40 лет) есть такие, которые отказываются от аттестации в связи с тем, что считают описание своих достижений нескромным делом.
Таким образом, у опрошенных педагогов доминируют мотивы, связанные с приобретением нового опыта, повышение профессионального роста. Запросы администрации, педагогов и учеников не стоят в этом перечне на первом месте.
Анализируя проблемы, возникающие в процессе работы над «портфолио», мы выявили, что доминируют проблемы, связанные со структурированием профессионального портфолио, т.к. большинство педагогических сотрудников считают оформление портфолио весьма трудоёмкой и затратной по времени работой. Для того, чтобы педагогу набрать нужное количество баллов на категорию, ему необходимо в своем портфолио представить множество документов, подтверждающих достижения личные и достижения своих учащихся.
Выявляя оптимальный срок для накопления материала, мы выяснили, что большинство опрошенных учителей считают: для сбора профессионального портфолио и предоставления его в экспертную группу необходимо 5 лет работы. Современные требования предлагают делать это за 2 года практической работы.
Анализ ответов интервью с педагогами позволил увидеть те же проблемы.
Все вышеперечисленное позволило предположить, что в предаттестационный период важной и необходимой является информационно – обучающая работа с педагогами не только по овладению ими навыков организации своей аналитической деятельности и исследовательской работы учащихся, но и обучение навыкам корректного оформления и публичной презентации полученных результатов.
На основании выявленных проблем нами был разработан Проект методических рекомендаций по составлению профессионального портфолио для аттестации педагогических кадров. Методические рекомендации открываются пояснительной запиской, в которой определена актуальность и цель.Цель методических рекомендаций: показать особенности составления профессионального портфолио. Содержание методических рекомендаций представлено следующими темами:
- Сущность портфолио, в котором раскрывается значение портфолио для прохождения аттестации педагогами. Мы намеренно включили этот параграф в содержание методических рекомендаций, т.к. многие педагоги не могли объяснить значение слова портфолио.
- Оформление портфолио, где раскрываются принципы и требования к сбору основной документации.
- Структура портфолио педагогического работника содержит чёткий алгоритм составления портфолио.
- Процедура презентации портфолио содержит указания по защите материалов.
- Ошибки сотрудников при формировании портфолио классифицированы нами на группы, что даёт возможность составляющим портфолио избегать их в своей практике.
Внедрив разработанные методические рекомендации в практику подготовки к аттестации педагогическими сотрудниками, мы можем предположить положительные и отрицательные эффекты от внедрения.
К положительным эффектам от внедрения методических рекомендаций по составлению портфолио можно отнести:
- облегчение прохождения процедуры аттестации педагогами, т.к. в методических рекомендациях предполагается чёткий алгоритм сбора портфолио;
- избегание педагогами возможных ошибок, указанных в методических рекомендациях;
- педагог при прохождении аттестации будет чувствовать себя более уверенно;
- повысится профессиональная педагогическая компетентность в знаниях относительно портфолио.
К отрицательным аффектам можно отнести:
- необходимо вносить изменения и корректировки в зависимости от требований Министерства образования;
- в печатном варианте может быть материально не выгодно для конкретного ОУ или района;
- необходимо предусмотреть электронный вариант.
Работа над методическими рекомендациями может быть продолжена:
- в виде дополнений к собранному материалу путем внесения изменений в структуру портфолио;
- в виде добавления в методические рекомендации вновь выявленных групп ошибок при составлении портфолио;
- в виде печатных рекомендаций для педагогов, которые не предполагают проходить аттестацию;
- в виде памятки на основе разработанных методических рекомендаций о структуре портфолио;
- в виде электронного варианта для педагогов ОУ.
Данные направления можно считать перспективой для дальнейшей работы с педагогическими сотрудниками образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагогической оценки в ДОУ
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения....
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической раб...
Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...
Роль педагогического совета как коллегиального органа в повышении качества дошкольного образования
В статье определяется роль педагогического совета учреждения в решении задач...
Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте
Введение……………………………………............................………..3Глава I Теоретические основы влияния педагогического общения на формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте…………………..……………………....
«Роль педагогического проектирования в становлении личности педагога»
В статье представлены материалы о роли педагогического проектирования в становлении личности педагога...
Роль педагогического опыта в развитии образовательного процесса.
Педагогический опыт – оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Опыт, рожденный в гуще жизни, ...