Роль педагогической технологии "Портфолио"
статья

Ростиславская Елена Викторовна

Актуальность

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед педагогом возникает проблема: как объективно оценить свои профессиональные достижения, как отследить свои успехи, как определить динамику своего профессионального развития. Методика самооценки педагогов практически отсутствует. В этом случае может применяться система портфолио. «Портфолио» позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Ростиславская

г. Санкт-Петербург, Россия

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО»

В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

The article describes the methodological guidelines for teachers on the collection and protection of the professional portfolio. The author considers the technology portfolio as a tool for the preparation of materials relevant professional certification.

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед педагогом возникает проблема: как объективно оценить свои профессиональные достижения, как отследить свои успехи, как определить динамику своего профессионального развития. Методика самооценки педагогов практически отсутствует. В этом случае может применяться система портфолио. «Портфолио» позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.

Традиционная система образования ориентировалась на знания как на цель. Однако изменения в социальной, информационной технологической сферах привели к тому, что знаниевое образование утрачивало свою эффективность и целесообразность. Добывание информации становится приоритетной сферой деятельности человека и условием существования современного производства. Это означает переход к принципу «научить получать необходимые знания и умения» т.е. содержание образования переходит на уровень ключевых образовательных компетенций.

По мнению Лебедева О.Е. компетентностный подход - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных услуг. При переходе на компетентностный подход требуется новый вид итоговых измерителей, который продемонстрирует профессиональную компетентность каждого педагога и успешность студента.   Таким видом является педагогическая технология «Портфолио».

Портфолио учителя – набор материалов, который демонстрирует умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику поведения и оценивает уровень профессионализма работника. Широкое распространение в профессиональном образовании получает идея создания технологии «Портфолио». Благодаря такому досье учащиеся учатся планировать свою деятельность, собирать и систематизировать необходимый материал с учётом определённого времени, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Таким образом, педагогическая технология «Портфолио» способна существенно модернизировать систему образования, повысить качество и общий уровень развития людей.

С этих позиций нами было проведено исследование, целью которого былоопределить условия применения педагогической технологии «Портфолио» в формировании профессиональных компетентностей педагогов.

Опытно-экспериментальной работы была посвящена исследованию проблем использования возможностей портфолио в процессе прохождения аттестации педагогическими кадрами.

Исследование проводилось в городе Ломоносов в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 602».

Образовательное учреждение существует 22 года. В педагогическом коллективе на 2014 год - 26 педагогов, из них 60 процентов имеют педагогический стаж более 20 лет, что свидетельствует о преобладание в коллективе опытных педагогов.

В исследовании применялись следующие методы.

  1. Анализ документов ГБОУ СОШ № 602.
  2. Анкетирование педагогов и администрации.
  3. Интервьюирование педагогов школы.

Исследование было проведено с целью получения достоверной информации и основывалось на принципах, определяющих проведение социологических исследований (анонимность, добровольность и др.)

Анализ был направлен на выявление проблем, связанных с составлением профессионального «портфолио». Для анкетирования и интервью отбирались сотрудники, которые работали над составлением «портфолио» при повышении своей квалификации.

В исследовании приняли участие 10 человек:

- учителя начального звена – 2 человека;

- учителя среднего звена – 7 человек;

- завуч среднего звена – 1 человек.

Всего обработано: 7 анкет и 3 интервью. Нами была разработана анкета «Выявление проблем, связанных с составлением профессионального портфолио».

В анкетировании, прежде всего, выявлялись мотивы повышения квалификации. Большинство учителей (50%) ощущают потребность в новых знаниях. В равной степени педагоги соглашаются с возможностью профессионального роста (50%) и считают, что при прохождении аттестации осуществляется возможность обмениваться опытом и знаниями с другими педагогами. Однако (20%) считают повышение квалификации ответом на запрос администрации, а также возможностью получения достойной заработной платы (20%). Следует отметить, что среди педагогов с внушительным педагогическим стажем (свыше 40 лет) есть такие, которые отказываются от аттестации в связи с тем, что считают описание своих достижений нескромным делом.

Таким образом, у опрошенных педагогов доминируют мотивы, связанные с приобретением нового опыта, повышение профессионального роста. Запросы администрации, педагогов и учеников не стоят в этом перечне на первом месте.

Анализируя проблемы, возникающие в процессе работы над «портфолио», мы выявили, что доминируют проблемы, связанные со структурированием профессионального портфолио, т.к. большинство педагогических сотрудников считают оформление портфолио весьма трудоёмкой и затратной по времени работой. Для того, чтобы педагогу набрать нужное количество баллов на категорию, ему необходимо в своем портфолио представить множество документов, подтверждающих достижения личные и достижения своих учащихся.

Выявляя оптимальный срок для накопления материала, мы выяснили, что   большинство опрошенных учителей считают: для сбора профессионального портфолио и предоставления его в экспертную группу необходимо 5 лет работы. Современные требования предлагают делать это за 2 года практической работы.

Анализ ответов интервью с педагогами позволил увидеть те же проблемы.

Все вышеперечисленное позволило предположить, что в предаттестационный период важной и необходимой является информационно – обучающая работа с педагогами не только по овладению ими навыков организации своей аналитической деятельности и исследовательской работы учащихся, но и обучение навыкам корректного оформления и публичной презентации полученных результатов.

На основании выявленных проблем нами был разработан Проект методических рекомендаций по составлению профессионального портфолио для аттестации педагогических кадров. Методические рекомендации открываются пояснительной запиской, в которой определена актуальность и цель.Цель методических рекомендаций: показать особенности составления профессионального портфолио. Содержание методических рекомендаций представлено следующими темами:

  1. Сущность портфолио, в котором раскрывается значение портфолио для прохождения аттестации педагогами. Мы намеренно включили этот параграф в содержание методических рекомендаций, т.к. многие педагоги не могли объяснить значение слова портфолио.
  2. Оформление портфолио, где раскрываются принципы и требования к сбору основной документации.
  3. Структура портфолио педагогического работника содержит чёткий алгоритм составления портфолио.
  4. Процедура презентации портфолио содержит указания по защите материалов.
  5. Ошибки сотрудников при формировании портфолио классифицированы нами на группы, что даёт возможность составляющим портфолио избегать их в своей практике.

Внедрив разработанные методические рекомендации в практику подготовки к аттестации педагогическими сотрудниками, мы можем предположить положительные и отрицательные эффекты от внедрения.

К положительным эффектам от внедрения методических рекомендаций по составлению портфолио можно отнести:

- облегчение прохождения процедуры аттестации педагогами, т.к. в методических рекомендациях предполагается чёткий алгоритм сбора портфолио;

- избегание педагогами возможных ошибок, указанных в методических рекомендациях;

- педагог при прохождении аттестации будет чувствовать себя более уверенно;

- повысится профессиональная педагогическая компетентность в знаниях относительно портфолио.

К отрицательным аффектам можно отнести:

- необходимо вносить изменения и корректировки в зависимости от требований Министерства образования;

- в печатном варианте может быть материально не выгодно для конкретного ОУ или района;

- необходимо предусмотреть электронный вариант.

Работа над методическими рекомендациями может быть продолжена:

- в виде дополнений к собранному материалу путем внесения изменений в структуру портфолио;

- в виде добавления в методические рекомендации вновь выявленных групп ошибок при составлении портфолио;

- в виде печатных рекомендаций для педагогов, которые не предполагают проходить аттестацию;

- в виде памятки на основе разработанных методических рекомендаций о структуре портфолио;

- в виде электронного варианта для педагогов ОУ.

Данные направления можно считать перспективой для дальнейшей работы с педагогическими сотрудниками образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогической оценки в ДОУ

Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения....

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической раб...

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...

Роль педагогического совета как коллегиального органа в повышении качества дошкольного образования

В статье определяется роль педагогического совета учреждения в решении задач...

Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте

Введение……………………………………............................………..3Глава I Теоретические основы влияния педагогического общения на формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте…………………..……………………....

«Роль педагогического проектирования в становлении личности педагога»

В статье представлены материалы  о роли педагогического проектирования в становлении личности педагога...

Роль педагогического опыта в развитии образовательного процесса.

Педагогический опыт – оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Опыт, рожденный в гуще жизни, ...