ГЕНЕЗИС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья
Статья посвящена организации учебной деятельности в рамках дошкольной образовательной организации. подчеркнуто, что учебная деятельность не является основной в деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНЕЗИС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена организации учебной деятельности в
рамках дошкольной образовательной организации. подчеркнуто, что
учебная деятельность не является основной в деятельности дошкольника.
Определено место учебной деятельности в игре.
Ключевые слова: дошкольник, учебная деятельность, генезис.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека
управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки,
умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно
возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление
вниманием, регулирование чувств и т.д.). В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности:
специально направлена на овладение учебным материалом и решение
учебных задач; в ней осваиваются общие способы действий и научные
понятия; общие способы действия предваряют решение задач; учебная
деятельность ведет к изменениям в самом ученике; происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от
результатов своих собственных действий.
Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле
слова является, по мнению некоторых ученых, формирование у ребенка
теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности
теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она
осуществляется, являются: интеллектуальные действия, мыслительные
операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.); знаковые
языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные
действия Исследователями выделяется структура учебной деятельности,
которая состоит из четырех звеньев: учебной задачи, учебного действия,
действия контроля, действия оценки. Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. Учебная задача выступает как сложная система информации
о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть
сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя
имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Структура учебной деятельности у дошкольников имеет свои особенности и состоит из различных элементов: способность действовать по
образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать
как свою работу, так и работу других детей. Термин «учебная деятельность» применительно к дошкольному обучению вошел в научный обиход благодаря известным работам А.П. Усовой, она считает, что из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на
этапе дошкольного детства выделена и сформирована деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным
для этой деятельности является усвоение ребенком знаний и умений.
Учебная деятельность дошкольника является новым способом их действия, отличным по своему характеру и мотивам от игры, труда и самообслуживания.
Если метод заданий предоставляет свободу действий в замысле и его
исполнении в пределах широкой нормы, то в обучении ребенка ведут по
пути усвоения знаний и умений из пояснений и показа, практики исполнения. В первом случае детям почти не приходится себя сдерживать. В
обучении же все поведение ребенка основано на том, что он должен сосредоточиться на данном явлении, действии, отвлечься от всего постороннего, идти указанным путем. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей. Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра.
В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре, в которой выделяется отдельная
учебная задача. Учебная деятельность при этом не вытекает непосредственно из игры и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности имеют игры
по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок научается
сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся
для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться
правилам и переход внешних правил во внутренние имеет для формирования предпосылок учебной деятельности особое значение.
Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают
особый подготовительный этап, направленный на овладение их принципом. О деятельности ребенка на таком подготовительном этапе можно
говорить как о своеобразном прообразе учебной деятельности. Другими
словами, игры по правилам естественно и закономерно вводят ребенка в
деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или
иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть ее способом. Этот вид
мотивации - подготовка к предстоящей игре - наиболее адекватен для деятельности учебного типа у старших дошкольников. Деятельность,
направленная на овладение правилами игры, по своему содержанию
близка полноценной учебной деятельности и одновременно внутренне
мотивирована. При такой мотивации учение принимается детьми как ненавязанная деятельность, отвечающая их собственным интересам и потребностям». Мотивационно-структурный анализ сформированности
учебной деятельности дошкольника предполагает выяснение принятия
ребенком учебной задачи как руководства к действию, сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения,
сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения.
Первые зачатки учебной деятельности у дошкольников появляются
в игре. Таким образом, понятие учебной деятельности многогранно, оно
включает в себя действия, специально направленные на овладение учебного материала и решение учебных задач; освоение общих способов действий и научных понятий; изменения, происходящие в самом обучаемом,
включая изменения психических свойств и поведения в зависимости от
результатов его собственных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...
Учебно-методическое пособие: "Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решения следующих задач:развитие музыкально-художест...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Черновой М.А. на 2018-2019 учебный год на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет) на 2020 - 2021 учебный год
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2) обеспечение преемственности уровней образования;3) создание благоприятных условий развит...
Анкета для родителей по учебно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Анкета для родителей по учебно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.Основные вопросы и направления.Краткая, удобная по форме и содержанию....
Мотивация учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. ...
Статья «Использование разнообразных компонентов и приемов для развития учебной деятельности детей дошкольного возраста»
В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения.Выбор обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия .Для обучения используем главные методы:практические,н...