Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» г. Саяногорск
«Утверждаю»
Принято на заседании Заведующий МДОУ
Методического совета Д/сад №20 «Дельфин»
« «-----------------200 г
Протокол №_______ ____________
Рабочая учебная программа
по разделу
«Изобразительная деятельность»
(старший дошкольный возраст с ЗПР)
Методическая разработка:
Арнаутова Л.В.,
учитель-дефектолог
Саяногорск
2011
Пояснительная записка
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:
-разработка коррекционно - направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;
-разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;
-осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.
Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Данная программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под общей редакцией С.Г.Шевченко.
Также при составлении программы использованы пособия:
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией д.п.н. Т.С.Комаровой
- Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать»
- Комарова Т.С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография»
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду»
Общее количество занятий 32 (1 занятие в неделю по каждому виду деятельности), длительность 25-30 минут.
Цели:
- Развивать интерес к художественной деятельности.
- Формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, аппликации и лепке.
- Развитие и коррекция отклонений психических процессов.
Задачи:
-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;
-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;
-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;
-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;
-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.
Средства обучения . Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
-показ способов действия;
-упражнения;
-игровые приемы;
-совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится по методике «Обследование продуктивной деятельности» (Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников» -СПб.: «Каро»,2006).
Требования к уровню подготовки.
Ребенок в полной мере должен овладеть приемами изображения предметов и явлений – передавать формы в рисунке, лепке, аппликации; величину и строение предметов, четко передавать углы в изображении прямоугольных форм. Расположение частей передавать в соответствии с реальностью, использовать цвет как признак предмета. В аппликации иметь навык вырезывания по прямой, округления углов, аккуратно наклеивать детали. В лепке освоить приемы изображения предметов, использовать приемы соединения частей.
Тематический план по рисованию
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Оборудование Игра на развитие и коррекцию познавательной сферы |
1 | Осень золотая | Осенний лес № 2 стр. 137 №3 стр140 | Тонированная голубая или серая бумага, гуашь, картины-пейзажи (м\медиа) Д/и «С какого дерева листок?» (память) |
2 | Овощи | Ассорти в банке № 3 стр.83 | Силуэтное изображение банки на бумаге А-4,цв.карандаши,натуральные овощи Д/и «Чудесный мешочек» (восприятие) |
3 | Фрукты | Ваза с фруктами №3стр142 | Альбомный лист, восковые мелки, Натюрморт с фруктами Д/и «Чего не стало?» (внимание) |
4 | Хлеб- всему голова | Блюдо для пирожков (хохлома) №3 стр 145 | Листы бумаги круглой формы д=12,простой графитный карандаш,гуашь,кисть №2, Образцы посуды хохломской росписи с простым узором Д\и «Отгадай на вкус»(хлебопродукты) |
5 | Ягоды, грибы | Дети собирают ягоды и грибы №2 стр.141 | Бумага А-4,тонированная набрызгом желто-зеленых тонов,гуашь, кисти №2,4. Сюжетная картина «Дети в лесу» Д/и «Кто позвал?» (восприятие) |
6 | Наша группа | Мой любимый детский сад №3 стр.95 | Альбомный лист,цветные карандаши, фотографии здания детского сада (м\медиа) Д\и «Где спряталась игрушка?» (мышление) |
7 | Посуда | Роспись кувшинчика (декоративное) №3 стр.119 | Предварительно вылепленные детьми барельефы кувшина из соленого теста, гуашь, кисти №2, Готовые керамические изделия,украшенные узором Д\и «Сложи картинку» (восприятие) |
8 | Мебель | Дети играют в игровом уголке №3 стр.107 | Бумага А-4,цветные восковые мелки, сюжетные картины из серии «Дети играют» Д\и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мышление) |
9 | Поздняя осень | Опустел наш сад №1 стр 126 | Тонированная светло-серая бумага, угольный или графитный карандаш, изображения строений деревьев (силуэтное) Д\и «Детки с ветки» (память) |
10 | Домашние птицы | По сказке «Гуси-лебеди» №2 стр.139 | Бумага А-4,акварельные краски, игрушка- гусь или лебедь, иллюстрации из р.н.с. «Гуси-лебеди» Д\и «Загадки из сказки» (внимание) |
11 | Дикие животные | Мое любимое животное №3 стр.111 | Листы разного формата,карандаши,мелки, акварель,гуашь.игрушки или картинки животных Д\и «Животные и их детки» (речь, мышление) |
12 | Домашние животные | Мой «Дружок» №2 стр.146 | Альбомный лист,гуашь, сюжетные картинки с изображением собак, игрушки- собаки разные Д\и «Часть и целое» (восприятие) |
13 | Зимушка-зима | Зимняя береза №3 стр.160 | Бумага тонированная светло-голубая, мелки восковые серого и черного цвета,гуашь белого и синего цвета (для образования оттенка- пальчиками) Д\и «Скажи наоборот» (речь) |
14 | Зимние забавы | Я гуляю с мамой №2 стр.141 | Тонированная серо-голубого цвета бумага, гуашь, кисти № 2,4,сюжетная картина «Зимой на прогулке» Д\и «Что сначала, что потом»(мышление) |
15 | Новый год | Снежинка (декоративное) №2 стр.155 | Листы картона в форме круга д=12 темного цвета,гуашь белая,кисть №2, 2-3 образца вырезанных снежинок Д\и «Что из чего?» |
16 | Транспорт | Автопарк №1 стр.124 №2 стр.137 | Белая бумага,графитный карандаш, цветные карандаши,иллюстрации городского транспорта (м\медиа),игрушки-машины Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
17 | ПДД | Автоинспектор на посту №3 стр.113 | Бумага А-4,графитный карандаш,акварель или гуашь, сюжетная картина «Милиционер» из серии «Профессии».Д\и «Кому что нужно»(мышление) |
18 | Одежда, Обувь | Кукла в национальной одежде №3стр128,139 | Альбомный лист,восковые мелки,графитный карандаш, кукла в национальной одежде (хакасия) Д\и «Магазин»(воображение) |
19 | Мой город | Наш город зимой №1 стр.135 №2 стр.152 | Альбомный лист,цветные восковые мелки,гуашь,кисть №4,альбом «Наш город» Д\и «Чего не стало?»(внимание,память) |
20 | Зимующие птицы | Снегирь на ветке №3 стр.123 | Бумага белого цвета,цветные карандаши, пошаговый алгоритм изображения птицы, картинка с изображением снегиря Д\и «Что звучит?» (восприятие) |
21 | Защитники Отечества | Наша армия родная №3 стр.164 | Альбомный лист,цветные карандаши, фотографии военных разных войск Д\и «Ассоциации»(мышление) |
22 | До свидания, Зима-встречаем Весну | Ваза с ветками (с натуры) №1 стр.130 | Бумага А-4,акварель,кисти №2,4, пьедестал,ваза с ветками вербы Д\и «Отгадай»(внимание) |
23 | Моя семья | Портрет мамы(папы) №2 стр 141 | Белая бумага,гуашь,кисти №2,4,Фотографии близких детей. Д\и «Кого не стало?»(память) |
24 | Край родной- Хакасия | Юрта (декоративное) №3 стр.121 | Картон белого цвета,цветные карандаши, макет хакасской юрты,образцы хакасского орнамента Д\и «Разрезные картинки»(восприятие) |
25 | Профессии | Кем я буду № 3 стр.124 | Бумага светлого оттенка тонирования,восковые мелки,картинки из серии «Профессии» Д\и «Ошибки художника»(внимание) |
26 | Комнатные растения | Традесканция (с натуры) №3 стр.149,155 | Бумага тонированная светлого оттенка,цветные карандаши,комнатное растение в кашпо Д\и « Найди по листику растение»(внимание) |
27 | Перелетные птицы | По сказке «Серая шейка» №2 стр.143 №3 стр.172 | Бумага тонированная голубым цветом,графитный карандаш,акварель, иллюстрации из сказки Д\и «Кто где живет»(мышление) |
28 | Насекомые | Бабочки на лугу №1 стр.127 | Бумага А-4,акварель,гуашь, кисти №2,4 Картинки с изображением бабочек разных видов (м\медиа) Д\и «Целое и часть»(восприятие) |
29 | Рыбы | Аквариум №3 стр.142 | Бумага тонированная светло-зеленого цвета,цветные карандаши,аквариум с рыбкой небольшого объема Д\и «Чего не хватает» (внимание) |
30 | Школа | Я иду в школу №3 стр.130 | Альбомный лист,карандаши,краски,мелки, сюжетные картинки с изображением школьников Д\и «Собери портфель»(мышление) |
31 | Моя страна | Кремлевская башня №3 стр.128 | Бумага цветная, гуашь, кисти №2,4,иллюстрации с изображением Кремля, Москвы Д\и «Собери картинку»(восприятие) |
32 | По замыслу (самостоятельная деятельность) №3 стр103 | Бумага,различная по размеру и цвету,гуашь, акварель, карандаши,мелки. |
Используемая литература:
- Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998
- Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
Тематический план по аппликации
Для занятий необходимы материалы: бумага альбомная разного формата и оттенка, цветной картон, заготовки цветной бумаги разной фактуры, кисть клеевая, клей (обойный или жидкий ПВА), клеёнка, тканевая салфетка, розетка для клея.
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Игра на развитие и коррекцию |
1 | Осень золотая | Во поле березка стояла №3 стр.96 | Д\и «Найди дерево по описанию»(внимание) |
2 | Овощи | Заготовки на зиму в банке №3 стр 48 №2 стр.85 | Д\и « Отгадай на вкус» (восприятие) |
3 | Фрукты | Ваза с фруктами №3 стр.50 №2 стр.87 | Д\и «Чудесный мешочек» (память,речь) |
4 | Хлеб-всему голова | Машины везут зерно №2 стр.97 | Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
5 | Ягоды,грибы | В лес за грибами №3 стр.51 | Д\и «Чего не стало?» (внимание,речь) |
6 | Наша группа | Аквариум №2 стр.109 | Д\и «Часть и целое» (восприятие) |
7 | Посуда | Чайный сервиз №3 стр.54 | Д\и «Ошибка художника» (мышление) |
8 | Мебель | Столяр-мебельщик №2 стр.113 | Д\и «Профессии» (речь) |
9 | Поздняя осень | Букет из листьев в вазе №1 стр.132,145 №2 стр.120 | Д\и «С какого дерева листок» (внимание) |
10 | Домашние птицы | Цыплёнок (обрывание) №3 стр.60 | Д\и «Чьи детки?» (мышление) |
11 | Дикие животные | Зоопарк (нитки) №3 стр.121 | Д\и «Кто где живет» (внимание) |
12 | Домашние животные | Овечка с ягненком №3 стр.120 | Д\и «Чего не хватает» (восприятие) |
13 | Зимушка-зима | Трусишка зайка беленький №3 стр.111 | Д\и «Когда это бывает?» (мышление) |
14 | Зимние забавы | Веселый хоровод №1 стр.134 | Д\и «Кто ушел?» (память) |
15 | Новый год | Новогодняя открытка №3 стр.106,108 | Д\и «Где мы были,мы не скажем,а что делали покажем» |
16 | Транспорт | Пароход №3 стр.79 №2 стр.114 | Д\и «Собери картинку» (воображение) |
17 | ПДД | Городской автобус №3 стр.92 №1 стр.132,153 | Д\и «Я-конструктор» (воображение) |
18 | Одежда, Обувь | Оденем куклу на прогулку №3 стр.56 | Д\и «Ателье» (воображение,речь) |
19 | Мой город | Дачный домик №3 стр.102 | Д\и «Кому что нужно для работы»(мышление) |
20 | Зимующие птицы | Птицы на ветках (коллект.) №1 стр.134 №2 стр.101 | Д\и «Летает-не летает» (внимание,мышление) |
21 | Защитники Отечества | Космическая ракета №3 стр.81 | Д\и «Ассоциации» (мышление) |
22 | До свидания, Зима- встречаем Весну | Мимоза №3 стр.118 | Д\и «Когда это бывает» (мышление) |
23 | Моя семья | Девочка №1 стр.139 | Д\и «Кого не стало» (внимание) |
24 | Край родной- Хакасия | Украсим рукавички (хакасский узор)№3 стр 59 | Д\и «Кто где живет» (мышление) |
25 | Профессии | Поезд №2 стр.127 | Д\и «Едет,плывет,летит» (мышление) |
26 | Комнатные растения | Вырежи и наклей растение №2 стр.124 | Д\и «Детки с ветки» (память) |
27 | Перелетные птицы | Птица-говорун №3 стр.104 | Д\и «Кто позвал» (внимание) |
28 | Насекомые | Бабочки на лугу №3 стр.124 | Д\и «Летает,плавает,ходит» (мышление) |
29 | Рыбы | Экзотические рыбки №3 стр.127 | Д\и «Тонет-не тонет» (мышление,внимание) |
30 | Школа | Строим школу №3 стр.82 | Д\и «Маленькие помощники» (внимание) |
31 | Моя страна | Венок к дню Победы №4 стр138 | Д\и «Разрезные картинки» (восприятие) |
32 | Итоговое | Терем – Теремок №3 стр.129 |
Используемая литература:
1. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» -М.: «Просвещение»,1988
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» -Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг»,2002
4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982
Тематический план по лепке
Материалы для занятий: пластилин разноцветный (глина, соленое тесто ), пластиковые дощечки 20х30,салфетки,емкости для воды, стеки (острые, плоские), индивидуальные подставки для работ, дощечки 5х8 для барельефа, цветной картон, бросовый материал.
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Игра на развитие и коррекцию |
1 | Осень золотая | Осенние деревья №3 стр.6 | Д\и «Куда пойдешь, что найдешь» (воображение) |
2 | Овощи | Урожай №1 стр.142,87 | Д\и «Во саду ли, в огороде» (речь) |
3 | Фрукты | Подарки осени №3 стр.31 | Д\и «Так бывает или нет?» (внимание) |
4 | Хлеб-всему голова | Каравай и крендельки №1 стр.85 | Д\и «От зернышка до булочки» (мышление) |
5 | Ягоды,грибы | Корзинка с грибами №1 стр.138 | Д\и «Когда это бывает?» (мышление) |
6 | Наша группа | Дети танцуют №1 стр.154 | Д\и «Что изменилось?» (внимание) |
7 | Посуда | Натюрморт из чайной посуды №3 стр.25, №1 стр.118 | Д\и «Четвертый-лишний» (мышление) |
8 | Мебель | Комната куклы Ани (по замыслу) | Д\и « Что похоже на круг, квадрат…» (восприятие) |
9 | Поздняя осень | Разные деревья №3 стр.11 | Д\и «Какое это время года?» (внимание) |
10 | Домашние птицы | Петушок-золотой гребешок №1 стр.162 | Д\и «Охотник и пастух» (мышление) |
11 | Дикие животные | Животные жарких стран №1 стр.173, №2 стр. | Д\и «Узнай по описанию» (восприятие) |
12 | Домашние животные | Собачки играют №1 стр.115,120 №2 стр.192 | Д\и «У кого кто» (внимание,речь) |
13 | Зимушка-зима | Как мы играем зимой №1 стр.160 | Д\и «Круглый год» (восприятие) |
14 | Зимние забавы | Снеговик №3 стр.18 | Д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (воображен.) |
15 | Новый год | Снегурочка №3 стр.49, №1 стр.103 | Д\и «Скажи наоборот» (речь,память) |
16 | Транспорт | Машина №1 стр.104 | Д\и «Из чего сделано?» (память, мышление) |
17 | ПДД | Инспектор №1 стр.158 | Д\и «Едет, плывет, летит» (мышление) |
18 | Одежда, Обувь | Дымковская барышня №3 стр.75 | Д\и «Один и много» (речь) |
19 | Мой город | Теремок №3 стр.62 | Д\и «Кто где работает» (память, речь) |
20 | Зимующие птицы | Синичка на ветке №1 стр.144,121 | Д\и «Что забыл нарисовать художник» (внимание) |
21 | Защитники Отечества | Пограничник с собакой №1 стр.162 | Д\и «Ассоциации» (мышление) |
22 | До свидания,Зима- встречаем Весну | Белочка грызет орешки №1 стр.126 | Д\и «Доскажи словечко» (речь, память) |
23 | Моя семья | Я и мой котёнок №1 стр.150,№2 стр.193 | Д\и «Чьи это предметы» (мышление) |
24 | Край родной- Хакасия | Матрешка №3 стр.69 | Д\и «Назови ласково» (речь) |
25 | Профессии | Весёлый клоун №3 стр.38 | Д\и «Кому что нужно для работы» (мышление) |
26 | Комнатные растения | Фиалка №1 стр.92, №2 стр.151 | Д\и «Ботаническое лото» (внимание) |
27 | Перелетные птицы | Птицы прилетели(лебедь) №1 стр.153 | Д\и «Каждую птицу на свое место» (память) |
28 | Насекомые | Барельеф «Бабочка» №2 стр.199 | Д\и «Что перепутал художник?» (внимание) |
29 | Рыбы | По сказке «По щучьему велению» №1 стр.167 | Д\и «Кто где живет» (мышление) |
30 | Школа | Дети идут в школу №1 стр.148 | Д\и «Хитрые картинки» (воображение) |
31 | Моя страна | Чудо-хохлома №3 стр.82 | Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
32 | Итоговое | По замыслу №1 стр.170 |
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
3. Давыдова Г.Н. «Пластинография – 2» -М.: « изд.Скрипторий 2003»,2008
Подборка игр и игровых упражнений
Литература:
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». - М.: «Просвещение»,1991
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения».-М.: «Бук-Мастер»,1993
3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры»- М.: «Просвещение»,1991
4.Венгер Л.А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»- М.: «Просвещение»,1989
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»- М.: «Просвещение»,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256612-1368977170.jpg)
Рабочая учебная программа по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольный возраст)
Дополнительные образовательные услуги в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-570600-1424686873.jpg)
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-570600-1424686873.jpg)
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-300867-1644515006.jpg)
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша
Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-488981-1673252914.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Е» № 10 для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка», разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/19/picture-1044180-1529396377.jpg)
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г....