Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» г. Саяногорск
«Утверждаю»
Принято на заседании Заведующий МДОУ
Методического совета Д/сад №20 «Дельфин»
« «-----------------200 г
Протокол №_______ ____________
Рабочая учебная программа
по разделу
«Изобразительная деятельность»
(старший дошкольный возраст с ЗПР)
Методическая разработка:
Арнаутова Л.В.,
учитель-дефектолог
Саяногорск
2011
Пояснительная записка
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:
-разработка коррекционно - направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;
-разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;
-осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.
Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Данная программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под общей редакцией С.Г.Шевченко.
Также при составлении программы использованы пособия:
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией д.п.н. Т.С.Комаровой
- Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать»
- Комарова Т.С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография»
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду»
Общее количество занятий 32 (1 занятие в неделю по каждому виду деятельности), длительность 25-30 минут.
Цели:
- Развивать интерес к художественной деятельности.
- Формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, аппликации и лепке.
- Развитие и коррекция отклонений психических процессов.
Задачи:
-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;
-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;
-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;
-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;
-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.
Средства обучения . Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
-показ способов действия;
-упражнения;
-игровые приемы;
-совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится по методике «Обследование продуктивной деятельности» (Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников» -СПб.: «Каро»,2006).
Требования к уровню подготовки.
Ребенок в полной мере должен овладеть приемами изображения предметов и явлений – передавать формы в рисунке, лепке, аппликации; величину и строение предметов, четко передавать углы в изображении прямоугольных форм. Расположение частей передавать в соответствии с реальностью, использовать цвет как признак предмета. В аппликации иметь навык вырезывания по прямой, округления углов, аккуратно наклеивать детали. В лепке освоить приемы изображения предметов, использовать приемы соединения частей.
Тематический план по рисованию
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Оборудование Игра на развитие и коррекцию познавательной сферы |
1 | Осень золотая | Осенний лес № 2 стр. 137 №3 стр140 | Тонированная голубая или серая бумага, гуашь, картины-пейзажи (м\медиа) Д/и «С какого дерева листок?» (память) |
2 | Овощи | Ассорти в банке № 3 стр.83 | Силуэтное изображение банки на бумаге А-4,цв.карандаши,натуральные овощи Д/и «Чудесный мешочек» (восприятие) |
3 | Фрукты | Ваза с фруктами №3стр142 | Альбомный лист, восковые мелки, Натюрморт с фруктами Д/и «Чего не стало?» (внимание) |
4 | Хлеб- всему голова | Блюдо для пирожков (хохлома) №3 стр 145 | Листы бумаги круглой формы д=12,простой графитный карандаш,гуашь,кисть №2, Образцы посуды хохломской росписи с простым узором Д\и «Отгадай на вкус»(хлебопродукты) |
5 | Ягоды, грибы | Дети собирают ягоды и грибы №2 стр.141 | Бумага А-4,тонированная набрызгом желто-зеленых тонов,гуашь, кисти №2,4. Сюжетная картина «Дети в лесу» Д/и «Кто позвал?» (восприятие) |
6 | Наша группа | Мой любимый детский сад №3 стр.95 | Альбомный лист,цветные карандаши, фотографии здания детского сада (м\медиа) Д\и «Где спряталась игрушка?» (мышление) |
7 | Посуда | Роспись кувшинчика (декоративное) №3 стр.119 | Предварительно вылепленные детьми барельефы кувшина из соленого теста, гуашь, кисти №2, Готовые керамические изделия,украшенные узором Д\и «Сложи картинку» (восприятие) |
8 | Мебель | Дети играют в игровом уголке №3 стр.107 | Бумага А-4,цветные восковые мелки, сюжетные картины из серии «Дети играют» Д\и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (мышление) |
9 | Поздняя осень | Опустел наш сад №1 стр 126 | Тонированная светло-серая бумага, угольный или графитный карандаш, изображения строений деревьев (силуэтное) Д\и «Детки с ветки» (память) |
10 | Домашние птицы | По сказке «Гуси-лебеди» №2 стр.139 | Бумага А-4,акварельные краски, игрушка- гусь или лебедь, иллюстрации из р.н.с. «Гуси-лебеди» Д\и «Загадки из сказки» (внимание) |
11 | Дикие животные | Мое любимое животное №3 стр.111 | Листы разного формата,карандаши,мелки, акварель,гуашь.игрушки или картинки животных Д\и «Животные и их детки» (речь, мышление) |
12 | Домашние животные | Мой «Дружок» №2 стр.146 | Альбомный лист,гуашь, сюжетные картинки с изображением собак, игрушки- собаки разные Д\и «Часть и целое» (восприятие) |
13 | Зимушка-зима | Зимняя береза №3 стр.160 | Бумага тонированная светло-голубая, мелки восковые серого и черного цвета,гуашь белого и синего цвета (для образования оттенка- пальчиками) Д\и «Скажи наоборот» (речь) |
14 | Зимние забавы | Я гуляю с мамой №2 стр.141 | Тонированная серо-голубого цвета бумага, гуашь, кисти № 2,4,сюжетная картина «Зимой на прогулке» Д\и «Что сначала, что потом»(мышление) |
15 | Новый год | Снежинка (декоративное) №2 стр.155 | Листы картона в форме круга д=12 темного цвета,гуашь белая,кисть №2, 2-3 образца вырезанных снежинок Д\и «Что из чего?» |
16 | Транспорт | Автопарк №1 стр.124 №2 стр.137 | Белая бумага,графитный карандаш, цветные карандаши,иллюстрации городского транспорта (м\медиа),игрушки-машины Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
17 | ПДД | Автоинспектор на посту №3 стр.113 | Бумага А-4,графитный карандаш,акварель или гуашь, сюжетная картина «Милиционер» из серии «Профессии».Д\и «Кому что нужно»(мышление) |
18 | Одежда, Обувь | Кукла в национальной одежде №3стр128,139 | Альбомный лист,восковые мелки,графитный карандаш, кукла в национальной одежде (хакасия) Д\и «Магазин»(воображение) |
19 | Мой город | Наш город зимой №1 стр.135 №2 стр.152 | Альбомный лист,цветные восковые мелки,гуашь,кисть №4,альбом «Наш город» Д\и «Чего не стало?»(внимание,память) |
20 | Зимующие птицы | Снегирь на ветке №3 стр.123 | Бумага белого цвета,цветные карандаши, пошаговый алгоритм изображения птицы, картинка с изображением снегиря Д\и «Что звучит?» (восприятие) |
21 | Защитники Отечества | Наша армия родная №3 стр.164 | Альбомный лист,цветные карандаши, фотографии военных разных войск Д\и «Ассоциации»(мышление) |
22 | До свидания, Зима-встречаем Весну | Ваза с ветками (с натуры) №1 стр.130 | Бумага А-4,акварель,кисти №2,4, пьедестал,ваза с ветками вербы Д\и «Отгадай»(внимание) |
23 | Моя семья | Портрет мамы(папы) №2 стр 141 | Белая бумага,гуашь,кисти №2,4,Фотографии близких детей. Д\и «Кого не стало?»(память) |
24 | Край родной- Хакасия | Юрта (декоративное) №3 стр.121 | Картон белого цвета,цветные карандаши, макет хакасской юрты,образцы хакасского орнамента Д\и «Разрезные картинки»(восприятие) |
25 | Профессии | Кем я буду № 3 стр.124 | Бумага светлого оттенка тонирования,восковые мелки,картинки из серии «Профессии» Д\и «Ошибки художника»(внимание) |
26 | Комнатные растения | Традесканция (с натуры) №3 стр.149,155 | Бумага тонированная светлого оттенка,цветные карандаши,комнатное растение в кашпо Д\и « Найди по листику растение»(внимание) |
27 | Перелетные птицы | По сказке «Серая шейка» №2 стр.143 №3 стр.172 | Бумага тонированная голубым цветом,графитный карандаш,акварель, иллюстрации из сказки Д\и «Кто где живет»(мышление) |
28 | Насекомые | Бабочки на лугу №1 стр.127 | Бумага А-4,акварель,гуашь, кисти №2,4 Картинки с изображением бабочек разных видов (м\медиа) Д\и «Целое и часть»(восприятие) |
29 | Рыбы | Аквариум №3 стр.142 | Бумага тонированная светло-зеленого цвета,цветные карандаши,аквариум с рыбкой небольшого объема Д\и «Чего не хватает» (внимание) |
30 | Школа | Я иду в школу №3 стр.130 | Альбомный лист,карандаши,краски,мелки, сюжетные картинки с изображением школьников Д\и «Собери портфель»(мышление) |
31 | Моя страна | Кремлевская башня №3 стр.128 | Бумага цветная, гуашь, кисти №2,4,иллюстрации с изображением Кремля, Москвы Д\и «Собери картинку»(восприятие) |
32 | По замыслу (самостоятельная деятельность) №3 стр103 | Бумага,различная по размеру и цвету,гуашь, акварель, карандаши,мелки. |
Используемая литература:
- Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998
- Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
Тематический план по аппликации
Для занятий необходимы материалы: бумага альбомная разного формата и оттенка, цветной картон, заготовки цветной бумаги разной фактуры, кисть клеевая, клей (обойный или жидкий ПВА), клеёнка, тканевая салфетка, розетка для клея.
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Игра на развитие и коррекцию |
1 | Осень золотая | Во поле березка стояла №3 стр.96 | Д\и «Найди дерево по описанию»(внимание) |
2 | Овощи | Заготовки на зиму в банке №3 стр 48 №2 стр.85 | Д\и « Отгадай на вкус» (восприятие) |
3 | Фрукты | Ваза с фруктами №3 стр.50 №2 стр.87 | Д\и «Чудесный мешочек» (память,речь) |
4 | Хлеб-всему голова | Машины везут зерно №2 стр.97 | Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
5 | Ягоды,грибы | В лес за грибами №3 стр.51 | Д\и «Чего не стало?» (внимание,речь) |
6 | Наша группа | Аквариум №2 стр.109 | Д\и «Часть и целое» (восприятие) |
7 | Посуда | Чайный сервиз №3 стр.54 | Д\и «Ошибка художника» (мышление) |
8 | Мебель | Столяр-мебельщик №2 стр.113 | Д\и «Профессии» (речь) |
9 | Поздняя осень | Букет из листьев в вазе №1 стр.132,145 №2 стр.120 | Д\и «С какого дерева листок» (внимание) |
10 | Домашние птицы | Цыплёнок (обрывание) №3 стр.60 | Д\и «Чьи детки?» (мышление) |
11 | Дикие животные | Зоопарк (нитки) №3 стр.121 | Д\и «Кто где живет» (внимание) |
12 | Домашние животные | Овечка с ягненком №3 стр.120 | Д\и «Чего не хватает» (восприятие) |
13 | Зимушка-зима | Трусишка зайка беленький №3 стр.111 | Д\и «Когда это бывает?» (мышление) |
14 | Зимние забавы | Веселый хоровод №1 стр.134 | Д\и «Кто ушел?» (память) |
15 | Новый год | Новогодняя открытка №3 стр.106,108 | Д\и «Где мы были,мы не скажем,а что делали покажем» |
16 | Транспорт | Пароход №3 стр.79 №2 стр.114 | Д\и «Собери картинку» (воображение) |
17 | ПДД | Городской автобус №3 стр.92 №1 стр.132,153 | Д\и «Я-конструктор» (воображение) |
18 | Одежда, Обувь | Оденем куклу на прогулку №3 стр.56 | Д\и «Ателье» (воображение,речь) |
19 | Мой город | Дачный домик №3 стр.102 | Д\и «Кому что нужно для работы»(мышление) |
20 | Зимующие птицы | Птицы на ветках (коллект.) №1 стр.134 №2 стр.101 | Д\и «Летает-не летает» (внимание,мышление) |
21 | Защитники Отечества | Космическая ракета №3 стр.81 | Д\и «Ассоциации» (мышление) |
22 | До свидания, Зима- встречаем Весну | Мимоза №3 стр.118 | Д\и «Когда это бывает» (мышление) |
23 | Моя семья | Девочка №1 стр.139 | Д\и «Кого не стало» (внимание) |
24 | Край родной- Хакасия | Украсим рукавички (хакасский узор)№3 стр 59 | Д\и «Кто где живет» (мышление) |
25 | Профессии | Поезд №2 стр.127 | Д\и «Едет,плывет,летит» (мышление) |
26 | Комнатные растения | Вырежи и наклей растение №2 стр.124 | Д\и «Детки с ветки» (память) |
27 | Перелетные птицы | Птица-говорун №3 стр.104 | Д\и «Кто позвал» (внимание) |
28 | Насекомые | Бабочки на лугу №3 стр.124 | Д\и «Летает,плавает,ходит» (мышление) |
29 | Рыбы | Экзотические рыбки №3 стр.127 | Д\и «Тонет-не тонет» (мышление,внимание) |
30 | Школа | Строим школу №3 стр.82 | Д\и «Маленькие помощники» (внимание) |
31 | Моя страна | Венок к дню Победы №4 стр138 | Д\и «Разрезные картинки» (восприятие) |
32 | Итоговое | Терем – Теремок №3 стр.129 |
Используемая литература:
1. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» -М.: «Просвещение»,1988
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» -Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг»,2002
4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982
Тематический план по лепке
Материалы для занятий: пластилин разноцветный (глина, соленое тесто ), пластиковые дощечки 20х30,салфетки,емкости для воды, стеки (острые, плоские), индивидуальные подставки для работ, дощечки 5х8 для барельефа, цветной картон, бросовый материал.
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия (Примерное содержание) | Игра на развитие и коррекцию |
1 | Осень золотая | Осенние деревья №3 стр.6 | Д\и «Куда пойдешь, что найдешь» (воображение) |
2 | Овощи | Урожай №1 стр.142,87 | Д\и «Во саду ли, в огороде» (речь) |
3 | Фрукты | Подарки осени №3 стр.31 | Д\и «Так бывает или нет?» (внимание) |
4 | Хлеб-всему голова | Каравай и крендельки №1 стр.85 | Д\и «От зернышка до булочки» (мышление) |
5 | Ягоды,грибы | Корзинка с грибами №1 стр.138 | Д\и «Когда это бывает?» (мышление) |
6 | Наша группа | Дети танцуют №1 стр.154 | Д\и «Что изменилось?» (внимание) |
7 | Посуда | Натюрморт из чайной посуды №3 стр.25, №1 стр.118 | Д\и «Четвертый-лишний» (мышление) |
8 | Мебель | Комната куклы Ани (по замыслу) | Д\и « Что похоже на круг, квадрат…» (восприятие) |
9 | Поздняя осень | Разные деревья №3 стр.11 | Д\и «Какое это время года?» (внимание) |
10 | Домашние птицы | Петушок-золотой гребешок №1 стр.162 | Д\и «Охотник и пастух» (мышление) |
11 | Дикие животные | Животные жарких стран №1 стр.173, №2 стр. | Д\и «Узнай по описанию» (восприятие) |
12 | Домашние животные | Собачки играют №1 стр.115,120 №2 стр.192 | Д\и «У кого кто» (внимание,речь) |
13 | Зимушка-зима | Как мы играем зимой №1 стр.160 | Д\и «Круглый год» (восприятие) |
14 | Зимние забавы | Снеговик №3 стр.18 | Д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (воображен.) |
15 | Новый год | Снегурочка №3 стр.49, №1 стр.103 | Д\и «Скажи наоборот» (речь,память) |
16 | Транспорт | Машина №1 стр.104 | Д\и «Из чего сделано?» (память, мышление) |
17 | ПДД | Инспектор №1 стр.158 | Д\и «Едет, плывет, летит» (мышление) |
18 | Одежда, Обувь | Дымковская барышня №3 стр.75 | Д\и «Один и много» (речь) |
19 | Мой город | Теремок №3 стр.62 | Д\и «Кто где работает» (память, речь) |
20 | Зимующие птицы | Синичка на ветке №1 стр.144,121 | Д\и «Что забыл нарисовать художник» (внимание) |
21 | Защитники Отечества | Пограничник с собакой №1 стр.162 | Д\и «Ассоциации» (мышление) |
22 | До свидания,Зима- встречаем Весну | Белочка грызет орешки №1 стр.126 | Д\и «Доскажи словечко» (речь, память) |
23 | Моя семья | Я и мой котёнок №1 стр.150,№2 стр.193 | Д\и «Чьи это предметы» (мышление) |
24 | Край родной- Хакасия | Матрешка №3 стр.69 | Д\и «Назови ласково» (речь) |
25 | Профессии | Весёлый клоун №3 стр.38 | Д\и «Кому что нужно для работы» (мышление) |
26 | Комнатные растения | Фиалка №1 стр.92, №2 стр.151 | Д\и «Ботаническое лото» (внимание) |
27 | Перелетные птицы | Птицы прилетели(лебедь) №1 стр.153 | Д\и «Каждую птицу на свое место» (память) |
28 | Насекомые | Барельеф «Бабочка» №2 стр.199 | Д\и «Что перепутал художник?» (внимание) |
29 | Рыбы | По сказке «По щучьему велению» №1 стр.167 | Д\и «Кто где живет» (мышление) |
30 | Школа | Дети идут в школу №1 стр.148 | Д\и «Хитрые картинки» (воображение) |
31 | Моя страна | Чудо-хохлома №3 стр.82 | Д\и «Собери картинку» (восприятие) |
32 | Итоговое | По замыслу №1 стр.170 |
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М.: «Просвещение»,1991
3. Давыдова Г.Н. «Пластинография – 2» -М.: « изд.Скрипторий 2003»,2008
Подборка игр и игровых упражнений
Литература:
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». - М.: «Просвещение»,1991
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения».-М.: «Бук-Мастер»,1993
3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры»- М.: «Просвещение»,1991
4.Венгер Л.А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»- М.: «Просвещение»,1989
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»- М.: «Просвещение»,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по ПДОУ «АБВГДейка» (старший дошкольный возраст)
Дополнительные образовательные услуги в ДОУ...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с блоками Дьенеша
Создание условий для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Е» № 10 для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка», разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани...
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «А» № 1О для детей от 6 лет и до окончания образовательных отношений на 2022 -2023 учебный год...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г....