Стажировочная площадка "Воспитание толерантности у дошкольников"
материал

На базе ДОУ состоялось заседание СП в форме семинара - практикума "Знакомство с литературным творчеством народов Саратовской областтч ерез малфе фольклорные формы".

Мордовску. сказку представили в виде кукольного театра. Специально для показа были сшиты куклы в национальных костюмах, украшена ширма.

Цель: познакомить детей с народами Саратовской области; формировать у подрастающего поколения понятие дружбы между людей разных национальностей; обогащать словарный запас, способствовать развитию речи;

Мордовская скахка "Кто в доме хозяин?"

Рассказчик: Давным-давно  на опушке леса  стоял  дом. 
Когда-то он был крепким, в нем жила большая семья-
кудо, но однажды хозяева дома куда-то пропали, а куда - 
никому  не  известно. Со временем дом  покосился,  
крыша провалилась, а в доме все паутиной да пылью 
покрылось. Но дом не был пустым. Здесь жила  
Кенкшава—хозяйка двери и порога, маленькая, 
шустрая, бойкая, с веселыми глазками. Первой 
встречала она утренний рассвет, первой кланялась 
восходящему солнцу. Первой когда-то встречала и 
гостей, идущих в дом, говорила им:
Кенкшава: Сколько здесь вас проходят и уходят, идут и 
двигаются, открывают и закрывают. Пусть столько 
будет от вас добра! 
Рассказчик: Еще обитала в доме  Каштомава - хозяйка 
печи, держательница очага.  Была  она  важной,  
исполненной  достоинства.  Невысокая, плотная, она 
любила сидеть у печной заслонки, грея то один бок, то 
другой. А долгими зимними вечерами песни любила 
петь про снег
Шобдава лисян мора моран.
Ловнеть солофтом сяка еран
Тялонь удомась явай катк
Лембе морозень ловне катк, ловне катк
Припев
Ловне ловне акша лов
Лиихть мельне кати ков
Ловнясь акша прай и прай
Курок ли тундась сей сай, сей сай 
 
Рассказчик: Хозяйкой же в доме считалась Кудава. Она 
про все в доме знала, все видела, все слышала. Спала 
она в подполе, а иной раз под печью, иногда под 
порогом, но чаще всего в переднем углу дома, на 
почетном месте. Когда ушли из дома люди, Кудава стала 
шуметь, привлекать внимание, залезала на соломенную 
крышу, бросала с нее пучки соломы, весь двор был ими 
усеян. Но никто из людей ее не слышал, никто не видел. 
Присмирела Кудава, успокоилась, чаще стала сидеть за 
прялкой  или  обращалась  в  кошку да  шастала  в 
подполе, пугая мышей. Вначале жизнь в 
полуразвалившемся домишке текла тихо и спокойно, но 
со временем хозяйки стали все чаще ссорится.
Каштомава: Что ты, Кудава, все бегаешь, хватит уже 
мышей гонять да пыль поднимать.
Кудава: Могла бы и подмести, если тебе так пыль 
мешает, а я дело делаю, скоро мыши треклятые весь дом 
погрызут да на землю положат, вот я посмотрю, как ты 
на печке будешь под дождем сидеть, бока греть. 
Рассказчик: а Каштомава рассердится и напустит такого 
чада, что трут глаза, опухшие от едкого дыма. А то 
Кенкшава обидится и дверь заклинит, сидит на пороге и 
скрипит: скрип-скрип,ни зайти, ни выйти невозможно. 
Кудава: Кенкшава, открой дверь,дай из дома-то выйти, 
по двору походить, в поле посмотреть, не вернулся ли 
покштя-хозяин.
Кенкшава: Нет, не выпущу, вдруг покштява-хозяйка 
вернется, я ее первой встречу!
Рассказчик: После долгих ссор решили обитатели дома 
выбрать главного хозяина в доме. Маленькая Кенкшава 
стала говорить: 
Кенкшава: Я в доме главная. Когда солнышко встает, 
оно в первую очередь со мной здоровается. У меня люди 
у первой просят здоровья, хлеба и скота во дворе. Я в 
доме хозяйка!
Рассказчик: А Каштомава с печной лежанки ей перечит: 
Каштомава: Нет,  я в доме хозяйка. Я пеку хлеб, варю 
щи да кашу. Я хорошо все делаю, ни верха не сожгу, ни 
низа не обуглю. От меня в доме тепло и уют. 
Рассказчик: Тут Кудава не вытерпела: 
Кудава: Я в доме хозяйка! Я послана самим царем богов 
Нишке пазом защищать этот дом от недоброжелателей.
Каштомава: Что ж не защитила? Хозяева пропали, все 
покосилось, мхом заросло. 
Кенкшава: Ворота развалились, солома на крыше  вся 
сгнила! 
Рассказчик: Кудава слушала, слушала упреки, а 
возразить-то  нечем! Вскочила она, перекувыркнулась 
через голову, обернулась большой черной кошкой. 
Спину изогнула, шерсть на ней встала дыбом, и давай 
шипеть на своих соседок…
Тут заскрипела дверь, и в дом вошел молодой парень 
Антяс.  
Антяс: Что за шум? Что за спор?
Рассказчик: Каштомава от неожиданности на пол села, 
Кенкшава за веник спряталась, только Кудава не 
испугалась, навстречу парню повернулась и 
спрашивает:
Кудава: А ты чей будешь и как в наши края попал? 
Антяс: Я – Антяс, ваш будущий кормилец и покштя-
хозяин, если примете меня в дом!  Что ж это вы с домом 
сделали? Совсем он покосился. Развалится скоро по 
бревнышку. 
Кудава: Не мы сделали. Время. 
Антяс: (оглядывая дом) Новый дом строить будем. А 
пока возьмите на постой, хозяюшки. 
Рассказчик: Засуетились хозяйки, забегали. Каштомава 
из печи чугунок с пшенной кашей вытащила, откуда ни 
возьмись румяные да душистые пироги появились. 
Кенкшава паутину с углов вымела, окошки прочистила. 
Кудава стол расшитой скатертью накрыла. Рано утром, 
еще солнце не встало,  парень  поднялся  и  отправился в 
лес, стал деревья рубить, на краю леса молодые  дубки  
валить. Долго сказка сказывается, быстро дело 
делается. Через месяц стоит у опушки леса новый дом: 
сруб крепкий, дубовый, а крыша не соломенная - 
дранкой крытая. Сидят на высоком резном крылечке 
хозяйки, разговаривают. 
Кенкшава: Худо жить без крова, без дома
Каштомава: Худо жить без человека в доме.
Кудава: Разум у людей сильнее, чем у зверей и птиц. 
Рыба - хозяйка в воде, птица - в воздухе, звери - в лесу. А 
человек—хозяин везде. 
Каштомава и Кенкшава: И то правда - человек в доме 
хозяин! 
Антяс: Спасибо, хозяюшки, на добром слове!
Рассказчик: А Антяс настоящим хозяином-покштей 
оказался, сосватал в жены девушку добрую да 
работящую, нарожали они детишек, да жили долго и 
счастливо. Так с тех пор и повелось. 
Хором все герои: Человек в своем  доме хозяин.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Методические разработки, отражающие работу социального педагога ДОУ по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качеств...

Формирование толерантности у дошкольников

Воспитание у детей положительных эмоций по отношению к людям другой культуры и национальности....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Воспитание толерантности у дошкольников

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...

Стажировочная площадка "Воспитание толерантности у дошкольников"

На базе ДОУ состоялось заседание СП в форме семинара - практикума "Знакомство с литературным творчеством народов Саратовской областтч ерез малфе фольклорные формы".Мордовску. сказку представ...