Формирование толерантности у дошкольников
статья по окружающему миру по теме

Елисеева Ирина Анатольевна

Воспитание у детей положительных эмоций по отношению к людям другой культуры и национальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1.odt24.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                     ФОРМИРОВАНИЕ       ТОЛЕРАНТНОСТИ      В            

         ДОШКОЛЬНОМ     ОБРАЗОВАТЕНОМ     УЧРЕЖДЕНИИ.

         Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет — прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

         Одной из самых «больных» проблем в современной России является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

        Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

        Россия всегда была многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий. При подведении итогов Всероссийской переписи населения, в России было зарегистрировано 199 национальностей, среди которых доля русских составляет 81.5%. За последние десятилетия во всём мире стали развиваться миграционные движения, что приводит с одной стороны к единению народов, с другой — к вражде между отдельными национальными и социальными группами.

        Сегодня, как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

        Возрастает появление инокультурных браков — союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности либо не знает языка этой страны.

       Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

        Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

  1. умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;
  2. умение уважать Другого как уникальную личность икак представителя Другой культуры;
  1. умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

      В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

      Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений,игры,показ слайдов, видеороликов, иллюстраций,рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

      Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры

Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений  которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Толерантность - это отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Поэтому нам взрослым , нужно научиться взвешивать каждое...

«Формирование толерантности у дошкольников через преемственность поколений с исторической точки зрения».

Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова трактует толерантность как « терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». ...

рекомендация для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений как основы формирование толерантности у дошкольников

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, лично...

Формирование толерантности у дошкольников

Презентация проекта по формированию толерантности у воспитанников старшей группы детского сада. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их н...


 

Комментарии

 Лещенко Елена Станиславовна

Отличная тема, а главное своевременная.В результате это поможет вашим воспитанникам найти своё место в будущем школьном коллективе,установить хороший контакт и доброжелательные отношения между детьми разных национальностей.