родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
план-конспект урока (средняя группа)

Шишкина Вера Сергеевна

создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».  

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Ход мероприятия:

1.Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.

  Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.    Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.

Сообщение воспитателя.

 

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

 

- формирование звуковой культуры речи - звукопроизношение;

- обогащение активного и пассивного словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

 

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ о картинке, a затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

 

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для речевого развития детей:

(Методы и приемы записаны на доске)

 

- дидактические, развивающие, настольные игры;

-  подвижные игры с текстом:

- сюжетно - ролевые игры:

- драматизация сказок:

- игровые упражнения:

 - чтение художественной литературы:

- рассказывание сказок с участием детей:

- заучивание стихотворений:

- беседы после рассматривания картинок, иллюстраций.

Чем же родитель может помочь своему ребенку? Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста формируется чувство языка, т. е. закладывается пассивный словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка будет нуждаться в коррекции.

Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Причем, не обязательно целенаправленно выделять этому определенное время, можно завязать интересный разговор с ребенком идя домой из магазина, либо детского сада. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся кошке или красивом ярком листике, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.

В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка. Кто читает своим детям?

В-четвертых, не стоит забывать о различных упражнениях, способствующих развитию и активизации артикуляционного аппарата. Но бывает, что родители прилагают все усилия, выполняют все вышеперечисленное, но речь ребенка все же вызывает серьезные опасения. В таком случае необходимо обратиться к специалистам.

Слово логопеду Юлик С.А

2. Практикум.

1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3.Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

4.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.

5.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). (Работа с карточками).

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

2.Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1

Наблюдая за детьми, специалисты отметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстративного материала могут быть различными в зависимости от того, как взрослый сформулировал вопрос.

Вопрос:

-Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

  1. Что нарисовано на картине? (Перечисляют изображенные предметы.)
  2. Что делают дети не картине? (Опишут картину.)
  3. Про что рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)

Ситуация 2

Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.

Вопрос:

-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)

Ситуация 3

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос:

-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (в продуктивных видах деятельности ребёнок учиться ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)

Ситуация 4

Наблюдая за развитием фонематического слуха у детей, у некоторых из ребят были выявлены характерные недостатки. Гриша: “рыба”-“лыба”, Дима: “шишка”-“сиска”, Паша: “садись”-“дись”, Петя: “сахар”-“хасир”.

Вопрос:

-Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить?

(Замена трудно произносимых звуков на легкопроизносимые, пропуск первого слога, перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи - объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.)

Подведение итогов. 

К концу года дети средней группы могут:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Основные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет: С точки зрения фонетики. К пяти годам дети перестают смягчать твёрдые звуки, заменять шипящие и свистящие на другие, созвучные. Постепенно дети избавляются и от других фонетических ошибок: от перестановки букв, пропуска согласных звуков при их стечении. В целом речь становится более артикулированной. Иногда сохраняются ошибки, связанные со звуками «р», «л», шипящими согласными. С точки зрения словарного запаса. Объём активного словарного запаса четырёхлетки включает около 1500 слов, а за последующий год он удваивается. Это говорит об интенсивной познавательной деятельности и об совершенствовании памяти. Дети этого возраста большие «почемучки», они много говорят, задают вопросы, с удовольствием пересказывают сказки, мультфильмы. Возраст отлично подходит для заучивания стихов, в том числе, скороговорок. Дети 4-5 лет любят заниматься словотворчеством, по аналогии с существующими словами они придумывают новые, рифмуют их. Также происходит более чёткая группировка слов и предметов по категориям. С точки зрения грамматического строя речи. В 4 года дети говорят короткими предложениями из 3-4 слов, часто путают слова местами и допускают ошибки в согласовании слов. К 5 годам речь становится более связанной, предложения – развёрнутыми. Появляется способность рассказать историю по картинкам, пересказать сюжет сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6 - 7 лет»

Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....