родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
план-конспект урока (средняя группа)
создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Ход мероприятия:
1.Вступление
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.
Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.
Сообщение воспитателя.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
- формирование звуковой культуры речи - звукопроизношение;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ о картинке, a затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для речевого развития детей:
(Методы и приемы записаны на доске)
- дидактические, развивающие, настольные игры;
- подвижные игры с текстом:
- сюжетно - ролевые игры:
- драматизация сказок:
- игровые упражнения:
- чтение художественной литературы:
- рассказывание сказок с участием детей:
- заучивание стихотворений:
- беседы после рассматривания картинок, иллюстраций.
Чем же родитель может помочь своему ребенку? Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста формируется чувство языка, т. е. закладывается пассивный словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка будет нуждаться в коррекции.
Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Причем, не обязательно целенаправленно выделять этому определенное время, можно завязать интересный разговор с ребенком идя домой из магазина, либо детского сада. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся кошке или красивом ярком листике, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.
В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка. Кто читает своим детям?
В-четвертых, не стоит забывать о различных упражнениях, способствующих развитию и активизации артикуляционного аппарата. Но бывает, что родители прилагают все усилия, выполняют все вышеперечисленное, но речь ребенка все же вызывает серьезные опасения. В таком случае необходимо обратиться к специалистам.
Слово логопеду Юлик С.А
2. Практикум.
1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.
В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.
3.Строение артикуляционного аппарата.
Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)
4.Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.
5.Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)
6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
7.Совместное пение с ребёнком.
Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.
8. Дыхательные упражнения.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). (Работа с карточками).
Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.
2.Разбор проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Наблюдая за детьми, специалисты отметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстративного материала могут быть различными в зависимости от того, как взрослый сформулировал вопрос.
Вопрос:
-Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
- Что нарисовано на картине? (Перечисляют изображенные предметы.)
- Что делают дети не картине? (Опишут картину.)
- Про что рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)
Ситуация 2
Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.
Вопрос:
-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)
Ситуация 3
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!
Вопрос:
-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (в продуктивных видах деятельности ребёнок учиться ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)
Ситуация 4
Наблюдая за развитием фонематического слуха у детей, у некоторых из ребят были выявлены характерные недостатки. Гриша: “рыба”-“лыба”, Дима: “шишка”-“сиска”, Паша: “садись”-“дись”, Петя: “сахар”-“хасир”.
Вопрос:
-Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить?
(Замена трудно произносимых звуков на легкопроизносимые, пропуск первого слога, перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи - объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.)
Подведение итогов.
К концу года дети средней группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
- Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
- Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
- Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Основные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет: С точки зрения фонетики. К пяти годам дети перестают смягчать твёрдые звуки, заменять шипящие и свистящие на другие, созвучные. Постепенно дети избавляются и от других фонетических ошибок: от перестановки букв, пропуска согласных звуков при их стечении. В целом речь становится более артикулированной. Иногда сохраняются ошибки, связанные со звуками «р», «л», шипящими согласными. С точки зрения словарного запаса. Объём активного словарного запаса четырёхлетки включает около 1500 слов, а за последующий год он удваивается. Это говорит об интенсивной познавательной деятельности и об совершенствовании памяти. Дети этого возраста большие «почемучки», они много говорят, задают вопросы, с удовольствием пересказывают сказки, мультфильмы. Возраст отлично подходит для заучивания стихов, в том числе, скороговорок. Дети 4-5 лет любят заниматься словотворчеством, по аналогии с существующими словами они придумывают новые, рифмуют их. Также происходит более чёткая группировка слов и предметов по категориям. С точки зрения грамматического строя речи. В 4 года дети говорят короткими предложениями из 3-4 слов, часто путают слова местами и допускают ошибки в согласовании слов. К 5 годам речь становится более связанной, предложения – развёрнутыми. Появляется способность рассказать историю по картинкам, пересказать сюжет сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"
Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6 - 7 лет»
Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....