Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Речевое

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
  2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.

Участники:
Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель - логопед.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум.

3.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

4. Игровая часть.

5.Заключительная часть.

Повестка собрания:

1.Практикум.
2.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

3.Игровая часть.

Вашему вниманию предложена выставка художественной литературы, дидактических игр по развитию речи (на развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова и формированию лексико-грамматических категорий), иллюстративный материал для обогащения словаря.

III. Практикум.

а) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
Предлагаем вам выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор.

(На столах лежат карточки с текстом ).

1.Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.

2.Общение ребенка со сверстниками.

3.Строение артикуляционного аппарата

4.Речь взрослых – образец

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Чтение детям художественной литературы.

7.Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

б) Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, воспитатели и специалисты всех служб ДОУ заметили, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос.
Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.
Вопрос.
- Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный

- Что нарисовано на картине?

(перечислят изображенные предметы)

- Что делаю дети на картине?

(опишут картину)

- О чем рассказал художник в своей картине?

(попытаются истолковать картину)

Ситуация 2.

Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос.
- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (примерный ответ)

Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.

Ситуация 3.

Вова рано научился говорить. Сейчас ему шесть лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает.
Вопрос.
- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (примерный ответ)

В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.

IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
Воспитатель: Предлагаем вам несколько рекомендаций.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к учителю логопеда не забывайте, что решающие значение для развития разговорной речи дошкольников имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники ,библиотеки .Рассказывайте ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает .Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы, растений и животных насекомых. Не уходите от ответа на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно.

Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре ,но и формируют нравственные качества: доброту ,честность ,заботу о другом человеке , развлекают и забавляют ,вызывают желание высказаться ,поговорить о героях сказки . Поддерживайте это стремление ,пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке ,бабушке ,своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

V. Предлагаем вашему вниманию развлечение.

Проведение речевых игр, упражнений ,заданий приносит пользу для семейного общения и развития речи ребёнка. В некоторые игры мы сейчас поиграем. (Приложение)

VI. Заключительная часть.

Приложение.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

цели
• упражнять в подборе слов – синонимов (близких по смыслу), слов–антонимов (противоположных по смыслу), слов – паронимов (схожих по звучанию)
«НЕСОГЛАШАЙКА»
Педагог предлагает детям назвать противоположные тем, которые он назовет. Например:
• Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко.
• На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег.
• После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый и т. д.
цели
• обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам
• развивать внимание, мышление, устную речь

«ОБЪЯСНЯЛКИ»
Педагог задает ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т.д.)
цели
• формировать навык употребления существительных мужского, женского и среднего рода в предложном падеже с окончанием – «е»
• активизировать словарь по теме «животные»

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Педагог выставляет на доске картинки с изображением жилищ животных и просит детей ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует)?».
• корова живет в коровнике
• телята живут в телятнике
• свиньи живут в свинарнике
• кролики живут в крольчатнике
• лиса живет в норе
• медведь зимует в берлоге
• мышка живет в норе
• лошади живут в конюшне
• белка живет в дупле
• ежик живет в гнезде
• волк живет в логове
Окончания словоформ выделяются.

цели
• развивать понимание и формирование навыка употребления существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «а», «я», женского рода с окончанием «ы», «и»
• активизировать словарь предметов по теме «животные»

«ЧЕЙ ХВОСТ? ЧЬЯ МОРДА?»

Дети отбирают среди разложенных на столе картинок животных и внимательно следят за ведущим, который демонстрирует части тела этих животных. Ведущий спрашивает: «Чей это хвост?» .Ребенок должен сказать: «Это хвост лисы. Лиса у меня» и т.д.

цели
• формировать навык употребления существительных женского рода в творительном падеже с окончанием «ой», «ей»
• активизировать словарь предметов по теме «ягоды»

«НАЧИНКА ПИРОГА»

Воспитатель предлагает детям испечь пирог. Начинку пирога каждый выбирает сам. Например:
• я испеку пирог с клюквой
• я испеку пирог с малиной
• я испеку пирог с клубникой
• я испеку пирог со смородиной
• я испеку пирог со сливой.

цели
• формировать навык употребления существительных мужского рода дательного падежа с окончанием «у», «ю», женского рода с окончанием «е»
• активизировать словарь по теме «домашние животные»

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКАМ»

Педагог предлагает детям для зрительного восприятия сюжетные картинки. Дети самостоятельно составляют предложения по картинкам, при этом выделяя окончание словоформы. Например:
• девочка дает сено козе
• папа дает корм свинье
• папа косит траву корове
• мама наливает кошке молоко
• мальчик бросил кость собаке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего  дошк...

Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего...

Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6 - 7 лет»

Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....