Конспект занятия по познавательному развитию, ознакомление с природой в старшей группе Тема: "Бабочки -Красавицы"
учебно-методический материал (старшая группа)
Цель: Расширить знания детей о жизни бабочек.
Программные задачи:
1. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида;
2. Закрепить знания детей о развитии насекомого;
3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
4. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.odt | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию, ознакомление с природой
в старшей группе
Тема: "Бабочки -Красавицы"
Цель: Расширить знания детей о жизни бабочек.
Программные задачи:
1. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида;
2. Закрепить знания детей о развитии насекомого;
3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
4. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал. Оборудование:
Картинки и фотографии бабочек, силуэтное изображение бабочек с размахом крыльев 26 см., 16 см. и 2 мм.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами оправимся на поляну сказок ,где продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых.
Отгадаете загадку, и узнаете с кем именно мы сегодня познакомимся..
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Правильно, это –бабочка. В нашем регионе обитает много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах.
Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.
- Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.
- Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.
- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.
А сейчас пришло время немного поиграть. Становитесь в круг.
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. (Плавные взмахи руками).
Потянулась, улыбнулась. (Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Мы сегодня с вами познакомимся с разными бабочками.
Красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.
А вот еще две бабочки – Большой павлиний глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.
А большой павлиний глаз - это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.
А это бабочки голубянки. (Показ картинки). Действительно, часто голубянки бывают разных оттенков синего и голубого. Но и красные бывают и золотистые. Невелики они размером, но очень красивы.
Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде резвятся вовсю.
Говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. Вы знаете, кто питается бабочками? (Ответы детей). Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые. Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.
А сейчас я хочу предложить вам интересную игру «Птицы и бабочки».
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками. На лова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры.
За один раз можно поймать только одну бабочку
Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:
Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.
Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие крымские бабочки в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет.
Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.
Вопросы:
1. С какими бабочками вы сегодня познакомились?
2. Чем отличаются дневные и ночные бабочки?
3. Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?
4. Расскажите о хоботке бабочки. Об усиках.
5. Как появляются на свет бабочки?
6. Какие бабочки бывают?
7. Какая крымская бабочка пробует еду ногой?
8. Сколько всего ног у бабочки?
9. За что бабочка Адмирал получила свое имя?
10. Какая бабочка ничего не ест?
11. За что получила свое название бабочка Павлиний Глаз?
12. За что получили свое название бабочки голубянки?
13. За что личинок голубянок любят муравьи?
14. Как ведут себя голубянки в плохую погоду?
15. А чем заняты бабочки в хорошую погоду?
16. кто питается бабочками?
17. Кокой вред бабочкам наносит человек?
После экскурсии на поляну сказок в группе проводится занятие по рисованию, или аппликации на тему «Бабочки –Красавицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по познавательному развитию ( труд в природе) в старшей группе " В огородном царстве-государстве""
конспект занятия...
НОД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в старшей группе детского сада с использованием элементов конструирования на тему: «Птицы Бурятии»
Интегрированное занятие по ознакомлению с животным миром Бурятии...
Конспект ООД область "Познавательное развитие" ("Ознакомление с социальным миром" старшая группа
Конспект ООД для детей старшей группы «Все профессии важны – все профессии нужны»Цель: Формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.Задачи:- Формироват...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»
Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие речи, совершенствование точного последовательного воспро...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи....