Программа "Безопасность для дошколят" (Основы безопасности детей дошкольного возраста)
рабочая программа
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Программа сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost.docx | 485.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Технология «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально-личностное направление.
Актуальность и педагогическая целесообразность
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает
«Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, и др.. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, и др.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая роль.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.
Цель – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи в работе с педагогами
- создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- создать систему анкетирования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в работе с детьми
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правилах общения с незнакомыми людьми;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
Задачи в работе с родителями
- знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог.
Группа: средняя, старшая, подготовительная к школе
Срок реализации программы: три года
Отличительной особенностью работы по программе, состоит в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду. Программа интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье»,
«Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Организация работы строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
- Принцип системности. Работа проводилась систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течение недели.
- Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями учитывать местные условия.
- Принцип адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
- Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
- Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- Организация наблюдений за поведением носителя нормы;
- Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
Формы
- Основной формой реализации данной технологией является НОД (непосредственно образовательная деятельность, проводимая не реже 1 раза в месяц);
- Ситуации общения педагога и детей в режимных моментах;
- Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются мною в области обучения и образования.
Методы игрового обучения:
- моделирование игровых проблемно-практических ситуаций,
- имитационно-игровые упражнения,
- игровое моделирование,
- тренинги и другие.
Тематические блоки по освоению детьми основ безопасности жизнедеятельности:
- «Ребёнок и его здоровье»;
- «Ребёнок и другие люди»;
- «Ребёнок на улицах города»;
- «Ребёнок дома»;
- «Ребёнок и природа».
Ожидаемые результаты
Дети не только знают, рассказывают, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, но и стараются осознанно выполнять большинство правил безопасного поведения. Способом проверки усвоенного содержания программы является педагогическая диагностика 2 раза в год (начальная и итоговая), которая осуществляется методом наблюдения и беседы.
Подведение итогов реализации технологии являются праздники и развлечения, которые организуются в группе детского сада с участием педагогов, родителей и воспитанников, а также выставки рисунков на тему «Безопасность».
Этапы работы:
Начальный этап: Организация предметно-развивающей среды, направленной на формирование основ безопасного поведения дошкольников. Создание в группе «уголков» по ПДД и ОБЖ. Разработка перспективного планирования образовательно- воспитательной работы с детьми по ОБЖ и ПДД. Разработка дидактических игр, заданий. Подбор методической и наглядной литературы, методических пособий.
Основной этап: реализация программ, включение разнообразных по содержанию бесед, игр, игровых ситуаций в повседневную жизнедеятельность детей как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне её.
Развитие у детей самостоятельности, инициативы на основе знакомства с правилами безопасного поведения.
Заключительный этап:
Проведение бесед, консультаций, открытых просмотров ООД для педагогов ДОУ и района. Организация и проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по ПДД и ОБЖ (досуги, занятия, семинары). Участие детей в районных конкурсах по ОБЖ и ПДД.
Задачи и содержание работы по формированию основ безопасности в средней группе (от 4 до 5 лет)
- Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
- Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
- Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
- Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
- Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
- Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
- Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
- Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
- Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
- Знакомить с правилами езды на велосипеде.
- Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
- Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе (от 4 до 5 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | «Зеленый огонек» - расширять представления детей о правилах поведения на проезжей части улицы; закрепить умение применять полученные знания в играх и инсценировках; воспитывать стереотипы правильного поведения на улице, дороге. Игры: дидактическая игра «Островок безопасности» развивать внимание , закреплять правила безопасности; «Так - не так», «Собери знак», «Исправь ошибку»- развивать внимание. Ситуации - загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного поведения на улице. Моделирование ситуации «Играем на дороге» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги. Чтение С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» - закреплять навыки правильного поведения на улице. А. Дмоховский «Чудесный островок» - отгадки. |
Экскурсия «Перекресток» - знакомить с правилами перехода улицы. Прогулка по групповой комнате - знакомство с правилами поведения в групповых помещениях. Беседы «Как ты шёл в детский сад» - беседа во время экскурсии к перекрестку. «Посмотри налево - посмотри направо» - знакомство с правилами дорожного движения. | |
Октябрь | Путешествие по групповой комнате - закрепить знания детей о своей группе, развивать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Игры: дидактическая игра «Подбери игрушку Танюшке» - закреплять представления о предметах быта, с которыми можно / нельзя гулять; «Чего не стало» развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. Подвижная игра, « Цветные автомобили» Моделирование ситуации: -найди дорогу в группу; - если ты потерялся (учить называть свои ф.и., домашний адрес). Ситуации — загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения. Чтение «Спичка — невеличка» Е. Хоринская, «Путаница» К. Чуковского, загадывание загадок с показом картинки. Рассматривание картинок из серии «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов. Беседы Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок — обогащать знания детей о безопасном поведении в доме. «Это не игрушки, это опасно» - закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками «О личной гигиене дома и в детском саду» |
Ноябрь | « Если дома я один» - учить как вести себя, если дома остался. «Люди вокруг нас» - уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. Игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе» - закрепление правил поведения в групповых помещениях Дидактическая игра «Сложи машину» (2-3 части)- развивать интерес к технике, зрительное внимание Ситуация Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.) - обучение приёмам самообороны: закричать, убежать и тд,, Чтение Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» - учим правило «не говори с незнакомыми», В. Клименко «Зайка велосипедист» - закреплять навыки правильного поведения на улице. Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей»- формировать навыки безопасных игр с мячом, езде на велосипеде. Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Как мы играем с друзьями в игрушки», «В мире опасных предметов» |
Декабрь | «Спички не тронь, в спичках - огонь» - формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено - спички, газовые плиты, печка, учить поведению в экстремальных ситуациях: привлечь внимание взрослых, позвать на помощь. |
Игры: Сюжетно-ролевая игра «Семья» - упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме» продолжать учить ролевому диалогу. Подвижная игра «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Ситуации «Как бы ты поступил?»- знакомство с правилами обращения со спичками, эл. приборами. Чтение Е. Хоринская « Спички - невелички» - сформировать понимание какую опасность представляют спички( неосторожное обращение может привести к пожару) Разучивание поговорки «От шалости до беды — один шаг» Сказки «Соломинка, уголь и боб» - показать как неосторожное обращение с огнём может привести к беде. «Три брата» - показать, что огонь может приносить не только вред, но и пользу. Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь» - закреплять знания о назначении пожарной машины; рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание. Беседы «Безопасность в нашей группе» - закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности. «Спички в нашем доме» - закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками. «Что может испортить новогодний праздник» | |
Январь | Зимние каникулы - учить детей правильному поведению на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться, воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям. Игры: дидактическая игра «Игра-дело серьезное» - упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими можно играть; «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. Ситуации- загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице. Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка» - знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, электро- приборами. Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей». Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей» - учить правилам поведения во время стихийного бедствия. Беседа «Полезные продукты» - рассказать о пользе полезных продуктах и их значении для здоровья человека. «В мире опасных предметов» (инструменты) |
Февраль | «Кошка и собака -наши друзья» - учить понимать состояние и поведение животных, учить общению с ними, воспитывать любовь к животным. Игры: дидактическая игра «Сложи картинку» - уточнять и расширять представления детей о домашних животных. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница» - закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в игре, распределять роли. Ситуация «Собаки и кошки - наши друзья» - учить правильно обращаться с животными. Чтение К. Чуковский «Путаница» - развивать чувство юмора, закреплять знания об осторожном обращении со спичками. |
Сказка «Как собака друга искала» Рассматривание альбомов (фото) «Собаки», «Кошки» - знакомить с различными породами животных. Рассматривание картин « Кошка с котятами», «Собака со щенятами» Беседы «Мой четвероногий друг», «Опасные ситуации контактов с животными» - дать сведения о мерах к животным, осторожного обращения с животными. | |
Март | «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах и фруктах. Игры: дидактическая игра «Назови правильно» - уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах(цвет, вкус, форма, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Ситуации «Источники опасности» - закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации. «Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» , поупражняться в вызове врача. Чтение Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке». Г. Зайцев «Крепкие зубы», Л. Зильберг «Полезные продукты» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», Айболит» Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - учить правильно поступать при возникновение ЧС. Беседы «Всем ребятам нужно знать как по улице шагать», «Фрукты полезны взрослым и детям». |
Апрель | «Каждому предмету – свое место» - знакомить детей с правилами пользования колющими и режущими предметами; воспитывать аккуратность в работе с опасными предметами. Творческая игра «Автобус» - упражнять в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения. Игра «Можно - нельзя» Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице» Чтение С. Еремеев «Правила движения», К. Кузнецова «Замарашка» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя» - добиваться осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.) Беседы «Чистота и здоровье» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «В мире опасных предметов» (бытовые приборы) |
Май | «Насекомые вокруг нас» - расширять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Учить правилам поведения при встрече с насекомыми, воспитывать любознательность. Игры: подвижные игры «Цветные автомобили» - закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом своего автомобиля, руководствуясь сигналами светофора. «Зоологическое лото» - развивать внимание, помочь детям запомнить название животного и |
место его обитания. Моделирование ситуаций «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» «Если ты вдруг потерялся» - закрепление знаний о том, к кому можно обратиться за помощью, знания своего домашнего адреса. Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»- закреплять навыки правильного поведения на улице. Т. Волгина « Два друга», В. Рождественский «Подорожник», чтение стихов, загадок о растениях, насекомых. Экскурсия по улице - закреплять знание о правилах поведения на улице и в общественных местах. Иллюстраций из пособия «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» Беседы «Не всякий грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» - формировать навыки осторожности при встрече с насекомыми, незнакомыми растениям. |
Задачи и содержание работы по формированию основ безопасности в старшей группе (от 5 до 6 лет)
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая»,
«Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи»,
«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы»,
«Велосипедная дорожка».
- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения
— МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности в старшей группе (от 5 до 6 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | «Огонь – друг или враг?» - закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. |
Воспитывать уважение к профессии пожарного. Экскурсия в пожарную часть Подвижные игры «Огонь – друг и враг» - развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; «Пешеходы и транспорт» - знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Беседа «Пора, не пора – не ходи со двора» - уточнить знания детей о правилах поведения на улице. Игра – беседа «Спорт – это здоровье» - развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой Игра «Съедобное - несъедобное» - формировать представления о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, развивать мышление, внимание, речь. | |
Октябрь | Чтение Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» Игра «Сбор грибов и ягод» - закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Подвижная игра «Птенчики в беде» - развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему. Игра-ситуация «Если ты заблудился» Беседа «Дорога – для машин, тротуары – для пешехода» - уточнить представления детей о правилах уличного движения. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. |
Ноябрь | Беседа «Правила поведения в природе» - закреплять представление о том, что мы можем сделать для того, чтобы сберечь природу, воспитывать бережное отношение к животным. «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «пешеходный переход» - расширять у детей знания правил дорожного движения, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено» Беседа «Правила поведения в чрезвычайной ситуации» (терроризм) Игры: подвижная игра «Юные пожарные» - развивать двигательную активность. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Игра – соревнования «Сбей мяч» - закреплять знания о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость Чтение Г. Блинова «Лекарство – не игрушка» |
Декабрь | Беседа «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. «Умеешь ли ты обращаться с животными?» - дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. «Осторожно, грипп!» - учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой. Игра «Красный, желтый, зеленый» - уточнить знание значений сигналов светофора. Развивать внимание. Чтение Гальченко В. «Первая тревога. Приключение пожарного, Яшин А «Покормите птиц зимой» Сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели» - закреплять основы |
безопасности жизнедеятельности человека. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Наблюдение «Осторожно, гололед!» | |
Январь | Беседа «Что такое перекресток?» -Рассмотреть иллюстрацию изображением оживленного перекрестка. «О правилах безопасного поведения при катании на санках, лыжах…» - продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Игра: подвижная игра «Два Мороза» - развивать двигательную активность, закреплять представления о морозной погоде, развивать память, внимание. Просмотр мультфильма «Смешарики»: «Как не замерзнуть в холода» - учить соблюдать правила безопасности на морозе. |
Февраль | Беседа «Опасные предметы дома» - формировать правила обращения с «опасными» предметами. Рисование «Кошкин дом» - уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Наблюдение за работой светофора – закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов. Чтение Кушнер А. «Кто сказал, что мы подрались?» Михалков С. «Песенка друзей. Три ветра» Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни |
Март | Беседа «Природные явления» - знакомить с явлениями неживой природы Беседа «Витамины укрепляют организм» Игра «Найди и расскажи» - упражнять в умении находить названный дорожный знак, рассказывать о его назначении. Игра – беседа «Познакомимся с нашими соседями» - формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними. Игра – беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» - познакомить со службами спасения. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности. Чтение Очень страшная история» Просмотр мультфильма «Веселая карусель. Разгром» Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» - рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде, самокате, научить детей правилам поведения в таких ситуациях возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде, самокате, научить детей правилам поведения в таких ситуациях |
Апрель | Беседа «Если ты гуляешь один» - развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы» Беседа «Лесные опасности» - Закрепить знания о правилах поведения в опасных ситуациях, развивать мышление, внимание. |
Игра: дидактическая игра «Сто бед» - Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Чтение Стеквашова Е. «Друзья. Кто виноват?», Маршак С. « Чего боялся Петя?» | |
Май | Беседа «Осторожна, гроза!» - знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. «Опасные предметы» - закреплять представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» - знакомить с правилами поведения на воде. Подвижная игра « При пожаре не зевай, огонь водою заливай» - познакомить детей с огнетушителем, закрепить знания о том, что огонь боится песка и воды. Рисование « Мир вокруг нас» - Закреплять понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Развивать творческие способности. |
Задачи и содержание работы по формированию основ безопасности в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)
- Формировать основы экологической культуры.
- Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
- Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
- Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Продолжать знакомить с дорожными знаками
– предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширять представления детей о работе ГИБДД.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
- Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности
- Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся»,
«Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Беседа «Знай, выполняй правила уличного движения» - закрепить знания уличного движения. Беседа «Понятия «площадь», «бульвар», «проспект» - систематизировать знания детей об устройстве улиц города, понятиях, необходимых для ориентировки в городе. Учить детей составлять рассказ с использованием терминов «площадь», «бульвар», «проспект». Воспитывать патриотические чувства. Беседа «Профессия пожарного» Аппликация «Наша улица» - Формировать представления об одностороннем, двустороннем движении. Закреплять знания о правилах движения для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. Развивать творческие способности Рассматривание иллюстраций «Знакомство с Красной книгой и отдельными ее представителями» (животный мир). «Один дома» - научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей Чтение «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, Беседа по содержанию, стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям» |
Октябрь | «Человек и его здоровье» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой и способах лечения, о пользе витаминов и их значение для жизни здоровья человека. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь. Чтение «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Если ты идёшь из школы» М. Миронов Беседа «История дорожного движения» - познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Экскурсия в пожарную часть - продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважение к их нелегкому труду Игры: подвижная игра «Садовник», Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное |
Ноябрь | Досуг «Дорожные знаки – наши друзья» - закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Учить детей классифицировать дорожные знаки по группам: «предупреждающие», «запрещающие», «информационно- указательные». Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. Беседа: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: Дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы, или он где то должен быть записан, в доступном для ребёнка месте. Беседа: «Опасные невидимки» (Микробы) |
Беседы: «Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?» - развивать мышление, речь, прививать любовь к природе родного края, учить правильной модели поведения на природе. Игры: дидактические игры «Угадай по голосу», «Составь слово» (незнакомец) Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: Развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации, умение показать свои действия. Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп» Чтение «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков, С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | |
Декабрь | Драматизация «Спичка – невеличка» - углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня Беседа «Небезопасные зимние забавы» - Закреплять навыки безопасного поведения во время игр в зимнее время года (катание на санках, коньках, лыжах) «Новогодняя елка» - познакомить детей с правилами безопасности во время новогодних праздников, закрепить знания о том, как правильно украшать новогоднюю елку, чтобы не случился в доме пожар, воспитывать желание соблюдать технику безопасности Игровая ситуация «Переходим дорогу в положенном месте» Ситуации «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» - проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях «Мой дом – моя крепость» - обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности Игра «Новый год» - продолжать закреплять знания детей о соблюдении техники безопасности при установке новогодней елки дома и в детском саду. |
Январь | Беседа о службе сотрудников «ГИБДД» - расширять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Знакомить со значением жестов регулировщика. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика. Рассматривание иллюстраций «Красная книга и отдельные ее представители» (растительный мир). Беседа «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши». «Если ты обжегся» - закреплять правила первой помощи при ожогах Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн. Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье, Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома» Просмотр мультфильма «Тимка и Димка» |
Февраль | Беседа «Обходи скользкие места» - формировать представления о гололеде. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на льду «Как был наказан любопытный язычок» Игра: дидактическая игра «Разложи по порядку» - обучать |
безопасному поведению в случае возникновения пожара. Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома») Дидактическая игра: «Каких людей в форме ты знаешь: военный, милиционер, охранник, продавец» - рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся. Чтение А. Дорохон «Подземный переход», В. Семернин «Запрещается, разрешается», С. Михалков «Велосипедист» Развлечение «Азбука безопасности» - закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, систематизировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте. | |
Март | Прогулка «Остановка пассажирского транспорта» - расширять представление о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте. Беседа « Сохрани свое здоровье сам» Беседа «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши»
Формировать умение находить дорогу (безопасный маршрут) из дома в детский сад на схеме местности. Чтение Маршак С. « Урок вежливости», Некрасов Н «Дедушка Мазай и зайцы» Дидактическая игра «Лото осторожностей» - закреплять правила противопожарной безопасности. |
Апрель | Беседа: «Будь осторожен с животными и насекомыми» - формировать представления о способах взаимодействия с животными и растениями. Объяснить детям, что контакты иногда могут быть опасны. Игра – беседа «Смотри во все глаза!» - дать представление о том, что глаза являются одним из самых основных органов чувств человека, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать помощь. Подвижная игра «На пожаре» - совершенствовать волевые качества Беседа «Терроризм – угроза обществу»
Чтение С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер». Игра-КВН «Не зная броду, не суйся в воду»
|
Май | Сюжетно-ролевая игра «Улица. Водители и пешеходы» - Обобщить полученные знания о правилах дорожного движения. Формировать навыки осознанного безопасного правильного поведения на улицах города. Игра – беседа «Правила безопасного поведения во время игр в летнее время года» (купание в водоемах). КВН «Как стать настоящим пожарным» - продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности |
Перспективное планирование работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности Средняя группа
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Опасные ситуации: Контакты с незнакомыми людьми на улице | рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях. |
2 | Пожар | рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара |
3 | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. |
4 | Будем беречь и охранять природу | воспитывать у детей природоохранительное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. |
5 | Конфликты между детьми | продолжать учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться). |
6 | В городском транспорте | познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. |
7 | Дорожные знаки | научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов. |
8 | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице. | должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. |
9 | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь? | дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости). |
Перспективное планирование работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности Старшая группа
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Внешность человека может быть обманчива | объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. |
2 | Как вызвать милицию | научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер). |
3 | Использование и хранение опасных предметов | рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. |
4 | Контакты с животными | объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. |
5 | Скорая помощь | познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес). |
6 | Микробы и вирусы | дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах). |
7 | Режим дня | сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения. |
8 | Опасные участки на пешеходной части улицы | познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. |
9 | Игры во дворе | обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности |
Перспективное планирование работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности подготовительная группа
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Предметы, требующие осторожного обращения. | предложить детям запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. |
2 | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения |
3 | Ребёнок и его старшие приятели | научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. |
4 | Как устроено тело человека | познакомить детей с тем, как устроено тело человека |
5 | Здоровье и болезнь | научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью |
6 | Пожар | познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара |
7 | Здоровая пища | помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной |
8 | Спорт | способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека |
9 | Безопасное поведение на улице | научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть |
Источники:
http://ds211.ucoz.ru/Obrazovanie/programma-bezopasnost-2022.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях
В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...
ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.
ПЛАН РАБОТЫНа тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Учебно-методическое пособие - лэпбук по правилам пожарной безопасности детей дошкольного возраста «Пожарная безопасность»
Противопожарная безопасность – одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми. Задача взрослых довести до сознания ребёнка понятие, о значении огня в нашей жизни. И в то же в...
Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет
Перспективный план по ОБЖ (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Средний дошкольный возраст
Перспективное планирование по программе " Основы безопасности детей среднего дошкольного возраста"...