Педагогический проэкт в подготовительной группе «Театр теней – волшебный мир для детей!»
проект (подготовительная группа)
Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»
Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»
Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.
Место события: МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»
Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023
Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проекта
Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков. Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_teney.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»
Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»
Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.
Место события: МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»
Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023
Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проекта
Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков. Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы.
Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей у детей подготовительной группы и успешной реализации у них интеллектуально-творческого потенциала, посредством специально организованной театральной деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- достаточный уровень знаний о театре у дошкольников;
- высокий уровень у дошкольников мотивации к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;
-укрепление взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса через совместное посещение театра, занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.
Методы проекта:
Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).
Словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы.
Практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.
Игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.
2. Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.
3. Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.
4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.
II. Основной этап:
- Разработали с детьми модель трех вопросов.
Что мы знаем о театре? | Что хотим узнать? | Что для этого нужно сделать? |
- В театр ходят люди - Мы знаем что есть театр теней. - Во время просмотра соблюдать порядок. - Мы знаем что есть театр кукол. - В театре ставят разные постановки. - В театре люди играют разные роли. | - Какие бывают театры - Как появляется тень? - Можно ли самим сделать театр теней и маски для него. - Какую сказку можно разыграть. - Кто придумал такой театр? - Как двигаются тени? | - Посмотреть в интернете. - Прочитать в книгах и энциклопедиях. - Спросить у взрослых. - Самим разыграть сказку. - Самим сделать театр теней и кукол для театра. |
- Работа с родителями:
- оформление наглядной информации: «Правила поведения в театре», «Театр своими руками», памятка «Театр дома»;
- проведение индивидуальных консультаций «Чем интересен современный театр»;
- привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций).
3. Работа с детьми
День | Тематика | Мероприятия |
06.02 | «Знакомство с театром» | 1. Просмотр слайдов «Виды театра» 2.Чтение стихов о театре детских авторов. 3.Беседа «История театра. Театры города Абакана» 4.Чтение русских народных сказок, обыгрывание мимикой и пантомимикой героев сказки «Репка» |
07.02 | «Хочу всё знать о театре теней» | 1.Демонстрационный материал презентация «Театр теней» 2.Эксперимент на улице «Есть ли тень в пасмурный день?» «Есть ли зимой тень?» 3. Игровые упражнения с рукой и светом. 4. Разыгрывание ситуации «Идем в театр». |
08.02 | «Театральные профессии» | 1. Беседа и просмотр иллюстраций «Кто работает в театре». 2.Изготовление теневого театра 3. Консультация для педагогов «Мастер – класс изготовление фигурок для теневого театра» 4. Психогимнастические упражнения на изображения различных эмоциональных состояний. |
09.02 | «Театральная мастерская» | 1.Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим спектакль». 2.Изготовление атрибутов для теневого театра, сказка «Теремок» |
3) Заключительный этап | ||
10.02 | «Мы актеры»» | 1.Показ сказки «Теремок» для детей младшей группы. 2.Беседа «Что мы узнали о театре». |
Стихотворения о театре.
«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Театр кукол (Соколова Н.В.)
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!
Словарик театральных терминов
Театр - это целый мир новых слов, понятий...
Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.
Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).
Антракт - промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты - одобрительные хлопки.
Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).
Афиша - объявление о представлении.
Балет - вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.
Декорация (лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма - сочинение для сцены.
Жест - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена - сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.
Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог - речь одного лица, мысли вслух.
Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта - весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик - накладные волосы.
Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссёр - управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.
Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.
Театр - место для зрелищ.
Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
Психогимнастика -игры, упражнения, этюды по проживанию
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста
1. Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
2. Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.
3. Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.
После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»
4. Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
5. Игра «Говорящие предметы»
Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.
Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.
Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»
Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.
6. Игра «Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
7. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в волшебный мир театра»
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о театральных профессияхЗадачи: развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога);развивать творчес...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Театр теней»
Познакомить детей с новым видом театра – театром теней....
Педагогический проект по театрализованной деятельности «Театр - это волшебный мир» для детей группы старшего возраста.
quot;Театр - это волшебный мир"....
Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»
Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»Цель: познакомить с новым видом театра – теневым.Задачи:• развивать артистизм, коммуникацию• воспитание у детей гуманных...
Занятие в старшей группе «Театр теней»
Знакомство с театром...
Использование дидактического пособия "Театр теней" для речевого развития детей дошкольного возраста
Материал оформлен в виде буклета и содержит практические игры и упражнения по использованию Театра теней для развития: речевого дыхания, артикуляции, фонематического восприятия, автоматизации и диффер...