Педагогам на заметку
консультация
Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры – забавы для самых маленьких
Движение – природная потребность человеческого организма, от степени удовлет-ворения которой зависит здоровье ребёнка, обще е развитие и психологический настрой. Чем моложе организм, тем больше движения ему необходимо.
Важнейшая задача педагогов – обеспечение этой биологической потребности раз-вивающей, разнообразной и интересной для детей деятельностью.
Бабочки
На полу разложены круглые крупные рисунки цветов разного цвета (ромашка, василёк, мак, одуванчик)
Воспитатель: (поёт) | Бабочки летали У лесной полянки. Крылышки устали. Нет ли где тут лавки? | ||
(Дети бегают под музыку, машут руками, изображая бабочек) | |||
Отдохнуть бы нам чуток, Сядем лучше на цветок! Мы же крошки-бабочки, Нам не нужно лавочки! | |||
(Дети останавливаются) | |||
Воспитатель | (говорит выразительно, с вопросительной интонацией) Где любимый наш цветок, Красный цветик-огонёк? | ||
(Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется) | |||
Где любимый наш цветок, Жёлтый сладенький цветок? (Дети ищут одуванчик) | Где любимый наш цветок, Синий яркий лепесток? (Дети ищут василёк) | Где любимый наш цветок, Белый длинный лепесток? (Дети ищут ромашку) | |
Рекомендации: Все танцы и игры в младшей группе проводятся по показу взрос-лого. Все движения показывает взрослый, вместе с детьми «летает», ищет цветок, но первыми найти нужный цветок должны дети, а взрослый последним походит к цветку.
| |||
Игра с мячом | |||
Воспитатель: | К детям мячик прискакал, Он удал, хотя и мал. Он зовёт ребят играть – С ним, как мячики, скакать. | ||
(Воспитатель ударяет мячом об пол, показывая, как мяч скачет. Дети прыгают под весёлую музыку) | |||
А ещё наш мячик может И кружиться, танцевать. Наши дети тоже могут Повороты выполнять. | |||
(Воспитатель вращает мяч, как волчок, на полу. Дети выполняют кружение под музыку) | |||
Мячик маленький устал, Он давно уже не спал. Помашите малышу Мячик спать я уложу. | |||
(Воспитатель укладывает мяч в коробку, накрывает платком. Дети машут.) | |||
Кошка и котята Дети сидят на стульчиках. Воспитатель играет роль кошки, делает вид, что ищет детей. | |||
Ищет деток кошка-мама: Где котятки? Мяу-мяу! (Дети выбегают) Мойте ушки, Мойте нос, Щёки, лапки, Длинный хвост… (Дети гладят уши, нос, щёки , руки, но не находят хвост) Где же хвостик ваш, котятки? Да ведь это же ребятки! | |||
(Воспитатель удивляется и ловит детей-проказников. Дети убегают. На момент бега можно использовать весёлую музыку) | |||
Игра с барабаном | |||
Воспитатель идёт по кругу с барабаном, предлагает детям дотронуться до барабана и приглашает танцевать | |||
У меня ребяток много, Барабан всего один. Барабан ладошкой трогай И на танец выходи! (Воспитатель стучит в барабан) Вот послушайте, как громко Барабан для вас стучит! Всем мальчишкам и девчонкам Веселится он велит! | |||
(Дети танцуют вместе с воспитателем танец под любую весёлую мелодию) | |||
Барабан устал немного Ну-ка, сядем, отдохнём. Отдохнули руки, ноги, Что ж, опять играть начнём! | |||
(Воспитатель кладёт барабан на пол, дети садятся на ковёр, гладят себя по рукам, ногам, отдыхают. Затем встают и переходят к новой игре) |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития музыкальности
Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх – пятилетнем возрасте, в меньшей степени - позже) и раз-виваются труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свиде-тельствует об одарённости, так же как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкаль-ные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необяза-тельно), занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.
Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, являет-ся недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем не сложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух опреде-ляет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не мо-жет воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема лег-ко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.
Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:
«Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
«Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные сло-ги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз
«Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. По-чувствовать устойчивость завершения
«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дож-дя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале - полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.
После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проб-лемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражне-ния:
- Учить определять движение мелодии вверх и вниз
- Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии
- Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с глас-ными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет все виды памяти (слуховую, логии-ческую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику
- Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии
К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого зву-кообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препят-ствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив пра-вильное дыхание при пение, ребёнок легче и с интересом занимается, результат за-нятий становится намного выше.
При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно ды-шать при пении.
Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдох-нули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).
У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы не-подвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо откры-тым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с сог-ласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.
Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязатель-но будет положительным.
Предварительный просмотр:
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей
(рекомендация музыкального руководителя – воспитателю)
- Создавать условия для самостоятельной музыкальной, музыкально – театральной деятельности детей.
- Удовлетворять желание детей в слушании музыки.
- Поощрять индивидуальные музыкальные наклонности : петь, музицировать с помощью детских музыкальных инструментов.
- Способствовать развитию у детей ритма и музыкального слуха : исполнение песен с одновременным прохлопыванием ритма или с помощью шумовых музыкальных инструментов.
- Использовать на занятиях, в зависимости от темы, произведения, которые дети прослушали на музыкальных занятиях, с целью закрепления пройденного материала.
- Использовать музыкально – дидактические и подвижные игры в режимных моментах.
Предварительный просмотр:
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей.
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :
- Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях, помога-ет разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает испол-нение уже выученного произведения.
- При обучении детей музыкально – ритмическим движениям участвует во всех ви-дах движений, активизируя тем самым детей. Когда же танец выучен, роль воспи-тателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое – либо движе-ние, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, в игре и т.д.
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры. Прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руко-водителем материал.
- Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях изобрази-тельной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Совместная работа и взаимопомощь приводит к желаем результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
В свободное от занятий врем дети проявляют индивидуальные склонности : по-ют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов. Чтобы эта деятель-ность развивалась успешно, необходимо создать соответствующие условия : устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующими пособиями. В нем могут находится различные музыкальные инструменты, дидактические игры, портрет композитора, с которым познакомились дети на занятии. При желании музы-кальный уголок можно отгородить лёгкой декоративной ширмой, которая легко уби-рается. Здесь же могут быть отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно относились к инструментам и после игры убирали их на место.
Можно вне занятий применять проигрыватель или магнитофон с записями дет-ских песен, плясовых мелодий, музыки для слушания, музыкальных сказок, инсцени-ровок. В этом случае педагог может удовлетворить возникшее у детей желание пос-лушать музыку, поплясать, поиграть в « концерт ».
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя при обучении детей пению.
Для того, чтобы песня действительно прочно вошла во внутренний мир ребен-ка, она должна постоянно звучать в дошкольных учреждениях. Некоторые воспита-тели считают, что для обучения детей пению служат музыкальные занятия, и приоб-щение детей к миру песни – дело музыкального руководителя.
Это ошибочное суждение. Музыкальным воспитанием детей должны заниматься как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Успех в этой ра-боте обеспечивается тесным взаимодействием в деятельности музыкального руково-дителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и за-дач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласован-ность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает после-довательность и преемственность педагогического процесса, помогает развитию дет-ской активности.
Функции и формы организации музыкальной деятельности детей у музыкально-го руководителя и воспитателя различны.
Музыкальный руководитель при активном участии воспитателя проводит музы-кальные занятия, отвечает за музыкальное сопровождение физкультурных занятий, готовит и проводит тематические концерты, праздники и развлечения.
Воспитатель же постоянно общается с детьми в повседневной жизни детского сада. Он организует игры, аттракционы, инсценировки песен, слушание музыки, гото-вит фрагменты массовых мероприятий, костюмы и реквизит для их проведения.
Для того, чтобы песня вошла в детскую жизнь, она должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игровой деятельности, проведении массовых мероприятий с детьми, на экскурсиях и прогулках.
Это возможно только при условии активного включения в эту работу всего кол-лектива детского сада. Эти требования оправданы, учитывая, что воспитатель детско-го сада, получивший среднее специальное или высшее образование, должен обладать певческими навыками, знать, какое большое значение имеет пение для ребёнка, уметь правильно петь детские песни и владеть методикой их разучивания. Таким образом, воспитатель, даже не имеющий специального музыкального образования обязан вклю-читься в работу по приобщению детей к пению.
Значительную часть своей работы воспитатель проводит под руководством му-зыкального руководителя или при его участии.
Каковы же основные функции воспитателя в музыкально-эстетическом воспита-нии детей и привитии им любви к песне ?
На музыкальном занятии воспитатель призван быть активным помощником му-зыкального руководителя. Степень участия воспитателя зависит от вида музыкальной деятельности и от возраста детей. Наиболее активно воспитатели помогают музы-кальному руководителю в тех видах деятельности, которые связаны с движением. Если требуется, воспитатель показывает детям музыкально-ритмические упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать отдельные элементы, применяя разнообраз-ные методы и приёмы.
Каждый воспитатель должен знать особенности песенного репертуара для де-тей данной возрастной группы. Нередко воспитатели имеют довольно поверхностные знания об учёте возрастных особенностей детей при обучению их пению. Иногда поют малышам и разучивают с ними только те песни, которые знают сами, совер-шенно не вникая, что эти песни из репертуара старших групп детского сада и даже младших классов школы. Это вместо пользы приносит вред формированию певчес-ких навыков ребёнка. Выбор песен для разучивания с детьми воспитателю лучше определить вместе с музыкальным руководителем.
Велика роль воспитателя при повторении и закреплении песен, которые дети разучивали на музыкальном занятии. Можно закрепить эти песни при прослушива-нии их в группе в грамзаписи или обогатить музыкальные впечатления детей, ис-пользуя игру и инсценировки разучиваемых песен. Если дети поют неправильно, не-верно передают мелодию разучиваемой песни, воспитатель должен своевременно исправить эти ошибки.
Воспитатель должен поддержать интерес детей к музыкальной деятельности и, в частности, к обучению пению. Он хорошо знает индивидуальные особенности каж-дого ребёнка, поэтому наблюдая за детьми в повседневной жизни детского сада, ор-ганизуя игры, прослушивание и инсценирование песен, воспитатель должен обогащать музыкальные впечатления детей. Это способствует созданию условий, развивающих музыкальные способности детей, их самостоятельность и творческие проявления.
Песня, исполненная воспитателем, производит на детей особое эмоциональное воздействие. В группе, где воспитатель любит петь, ищет и находит время для музици-рования , дети лучше, выразительнее поют, читают стихи, их движения под музыку более естественны и грациозны.
Предварительный просмотр:
Музыка в жизни детского сада.
Музыка в часы досуга
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, во время прогулок, самосто-ятельных игр.
Дети с большим удовольствием слушают песни, танцевальную, инструменталь-ную музыку. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, же-лание слушать её. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей явля-ется закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкаль-ных занятиях. С этой целью он поёт вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музы-кальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.
Музыка во время игр детей
В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т.д.,дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импро-визируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, ве-сёлая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на авто-мобиле. Мальчики, играя в «солдат», чётко маршируют под звуки барабана, «акком-панируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкално-дидак-тические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребён-ка. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жиз-ни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает своё воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные пе-реживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. Многие песни можно интересно инсценировать. Воспитатель дол-жен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнять.
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребёнка. Совмест-ная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на музыкальных инструментах.
Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего му-зыкального занятия, то детям передаётся его настроение.
Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми младшего дошкольного воз-раста исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельнос-ти: поёт и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, ду-дочке, на погремушках.
Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неус-тойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкаль-ным игрушкам и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вмес-те с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, различать детские музыкальные (барабан, бубен, погремушку).
В средней и старшей группах воспитатель вместе с музыкальным руководите-лем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. при этом обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку ос-воить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Он иг-рает вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление.
В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создаёт доброжелательную, непринуж-дённую атмосферу.
Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выяв-ляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удоволь-ствие и тем и другим.
Благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, твор-ческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя как ведущего на празднике
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит празд-ничным утренником, объединяет все элементы праздника в органичное целое, пояс-няет детям происходящие действия, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.
От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заин-тересованность исполняемой программой. Важно, чтобы ведущий держался непри-нуждённо, говорил выразительно, вёл утренник эмоционально. Он должен быть наход-чивым.
На утреннике случаются и непредвиденные моменты (дети не успели перео-деться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж и т.п.). ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, за-гадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.
Не только ведущий, но и второй воспитатель должен хорошо знать празднич-ную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный ему участок работы (например, вовремя раздать детям атрибуты, помочь надеть костюмы и т.д.). всякое промедление, замешательство со стороны воспитателя может нарушить стройность, организованность праздника, увеличить его продолжительность.
Предварительный просмотр:
Певческий голос дошкольника
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глу-боко выразить свои чувства, переживания.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребёнка появляется заинтересованное отноше-ние к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё. Пение развивает у детей музы-кальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимо-отношения, чувство коллективизма.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. У детей этого возрас-та голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тон-кие, короткие. Гортань ребёнка боле чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (по-лость трахеи и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребёнка 3-4 лет очень не-сильный, дыхание слабое, поверхностное.
Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличать-ся доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие обра-зы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скач-ков; доступный певческий диапазон (ми – си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребёнка.
Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, магнитофонных записей.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя всё ещё довольно по-верхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее про-износят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки: слышат движение мело-дии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого)
Возрастные особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. Общее развитие ребён-ка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятель-ности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отлича-ется хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно раз-виты. Связки короткие. Звук очень слабый. Голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развива-ется низкое, несвойственное им звучание.
К старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные по высоте звуки, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритми-ческий рисунок хлопками, в движении.
Однако уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы ещё очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть ещё и те, кто поёт монотонно, низко или высоко, но фальшиво.
Предварительный просмотр:
Музыкальные способности ребёнка
I младшая группа
На третьем году жизни дети активно приобщаются к разным видам музыкаль-ной деятельности. Проявляется эмоциональная отзывчивость на содержание песни, пьесы, малыши начинают понимать, о чём (о ком) поётся в песне.
Развивается музыкальный слух. Дети могут выполнить некоторые музыкально-дидактические задания: узнать, какой звенит колокольчик (большой или маленький), прохлопать в ладоши (тихо-громко); начинают осваивать ходьбу в ритме музыки.
Формируется голосовой аппарат, дети овладевают речью. Это способствует воз-никновению певческих интонаций. Ребёнок поёт устойчивые звуки мелодии, короткие фразы. Появляется стремление подстроиться к пению педагога, подговаривать нарас-пев слова.
В области музыкально-ритмических движений дети начинают передавать общий характер музыки, осваивая ходьбу, бег, подпрыгивание, простейшие танцевальные и образно-игровые движения.
Уровень музыкального развития:
Низкий уровень: Сосредоточенно слушает музыку, активность в пение, движении не проявляет.
Средний уровень: Эмоционально выражает своё отношение при слушании музыки, пытается подпевать, выполняет отдельные движения.
Высокий уровень: Проявляет готовность слушать музыку, петь, двигаться. По-разному откликается на характер музыкальных произведений, активно подпевает концы фраз, уверенно выполняет отдельные плясовые движения, бег и ходьбу под музыку.
Предварительный просмотр:
Музыкальные способности ребёнка
II младшая группа
На четвёртом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых по-ётся в песне, они чувствуют радость при исполнении весёлого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной.
Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры.Совершен-ствуются музыкально-сенсорные способности, которые проявляются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских музыкальных инструментов, выпол-нении ритма шага и бега (четверти и восьмые).
У детей 3-4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначаль-ных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность звучания. Малыши осваивают простейший ритмический рисунок мелодии.
Движения становятся наиболее согласованными с музыкой. Многие дети чувст-вуют метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, предают контрастную смену динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях исполь-зуют предметы: погремушки, флажки. Платочки. Они более самостоятельны в свобод-ной пляске.
Уровень музыкального развития:
Низкий уровень: Слушает музыку внимательно, не всегда может назвать знакомые произведения. Высокие и низкие звуки различить не может. Поёт неточно. Двигается несогласованно с музыкой.
Средний уровень: Узнаёт некоторые знакомые песни и пьесы, слушает заинтересованно. Различает высокие и низкие звуки с поправками педагога. Песни поёт с помощью педагога и с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой в простейших дви-жениях.
Высокий уровень: Активно проявляет своё отношение при слушании музыки, эмоцио-нально откликается на контрастный характер. Поёт с сопровождением, двигается сог-ласованно с музыкой, легко, подвижно
Предварительный просмотр:
Музыкальные способности ребёнка
Средняя группа
Дети 4-5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в му-зыке, различают контрастный характер музыки.
Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сде-лать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыку весёлую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе 2 части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию. Ребёнку понят-ны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Движения ребёнка недостаточно скоординированы, он ещё не в полной мере ов-ладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.
Уровень музыкального развития:
Низкий уровень: Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к каким-либо произведениям. Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быст-рый и медленный темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамичес-ких оттенках. Поёт неактивно, вяло артикулируя, с неточной интонацией. Двигается под музыку неточно, запаздывает менять движения при смене частей произведения.
Средний уровень: Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведениях, из-редка высказывает предпочтение некоторым из них, по мелодии узнаёт их всегда. Поёт, чисто интонируя, с частичной помощью педагога. Двигается согласованно с му-зыкой в основных движениях.
Высокий уровень: Эмоционально откликается на музыку, узнаёт все знакомые произ-ведении, отмечает любимые, узнаёт по мелодии, высказывается о них, различает конт-растный характер музыки. Поёт простейшие песни без сопровождения, пытается выра-зительно их петь с сопровождением. Может двигаться под незнакомую музыку, пере-давая её основное настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движе-ния.
Предварительный просмотр:
Музыкальные способности ребёнка
Старшая группа
На шестом году жизни дети эмоционально, непринуждённо отзываются на му-зыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Они не толь-ко предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются любимые песни, игры, пляски.
Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явле-ний: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня.
Значительно укрепляются голосовые связки ребёнка, налаживается вокально-слу-ховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Дети привыкают пользо-ваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определённый тембр.
Уровень музыкального развития:
Низкий уровень: Слушает музыку внимательно, но не различает характер музыкаль-ных произведений. Узнаёт знакомые произведения, но порой с ошибками. Воспроиз-водит в хлопках несложный ритмический рисунок, слабо различает темповые, дина-мические оттенки. Поёт, правильно интонируя, лишь с помощью педагога. Двигается, не всегда точно согласуя движения с музыкой.
Средний уровень: Слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отноше-ние к некоторым произведениям и отличает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь. Поёт активно, но не всегда чисто интонируя, с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой, но недостаточно выразительно. Выполняет творческие зада-ния, однако не проявляет особой выдумки.
Высокий уровень: Эмоционально воспринимает музыкальные произведения, определя-ет характер и жанры незнакомых произведений, узнаёт знакомые по вступлению ме-лодии, высказывает о них своё суждение. Поёт хорошо знакомые несложные песни без сопровождения и выразительно исполняет песни с сопровождением, проявляя ин-дивидуальное своеобразие, выдумку. Точно, ритмично двигается, проявляет самостоя-тельность, выразительно передавая музыкально-игровой образ и танцевальные дви-жения. Хорошо выполняет творческие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям на заметку, педагоги советуют
11 уникальных советов родителям...
Педагогам на заметку
Информация для воспитателей...
Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...
на заметку родителям и педагогам,методический материал для развития мелкой моторики
В данной статье даются рекомендации о значении мелкой моторики для психического развития ребенка,о том что способствует ее лучшему развитию,и как можно сделать своими руками простейш...
Анализ ЭОР - педагогу на заметку
Материалы для педагогов, родителей, детей....
Педагогам на заметку
Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ...
Педагогам на заметку!
Консультации...