Педагогам на заметку
консультация

Колмаков Иван Романович

Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры – забавы  для  самых  маленьких

       Движение – природная  потребность  человеческого  организма, от  степени  удовлет-ворения  которой  зависит  здоровье  ребёнка, обще е  развитие  и  психологический  настрой. Чем  моложе  организм, тем  больше  движения  ему  необходимо.

        Важнейшая  задача  педагогов – обеспечение  этой  биологической  потребности раз-вивающей, разнообразной  и  интересной  для  детей  деятельностью.

Бабочки

        На  полу  разложены  круглые  крупные  рисунки  цветов  разного  цвета  (ромашка, василёк, мак, одуванчик)

Воспитатель:

(поёт)

Бабочки  летали

У  лесной  полянки.

Крылышки  устали.

Нет  ли  где  тут  лавки?

              (Дети  бегают  под  музыку, машут  руками, изображая  бабочек)

Отдохнуть  бы  нам  чуток,

Сядем  лучше  на  цветок!

Мы  же крошки-бабочки,

Нам  не  нужно  лавочки!

(Дети  останавливаются)

Воспитатель

(говорит  выразительно, с  вопросительной  интонацией)

Где  любимый  наш  цветок,

Красный  цветик-огонёк?

(Дети  ищут  цветок  красного  цвета, стайкой  приседают  около  него. Игра  повторяется)

Где  любимый  наш  цветок,

Жёлтый сладенький цветок?

(Дети  ищут  одуванчик)

Где  любимый  наш  цветок,

Синий  яркий  лепесток?

(Дети  ищут  василёк)

Где  любимый  наш  цветок,

Белый  длинный  лепесток?

(Дети  ищут  ромашку)

Рекомендации: Все  танцы  и  игры  в  младшей  группе  проводятся  по  показу  взрос-лого. Все  движения  показывает  взрослый, вместе  с  детьми  «летает», ищет  цветок, но  первыми  найти нужный цветок  должны  дети, а  взрослый  последним походит к цветку.

 

Игра  с  мячом

Воспитатель:

К  детям  мячик  прискакал,

Он  удал, хотя  и  мал.

Он  зовёт  ребят  играть –

С  ним, как  мячики, скакать.

(Воспитатель  ударяет  мячом  об  пол, показывая, как  мяч  скачет. Дети  прыгают  под  весёлую  музыку)

А  ещё  наш  мячик  может

И  кружиться, танцевать.

Наши  дети  тоже  могут

Повороты  выполнять.

(Воспитатель  вращает  мяч, как  волчок, на  полу. Дети  выполняют  кружение  под  музыку)

Мячик  маленький  устал,

Он  давно  уже  не  спал.

Помашите  малышу

Мячик  спать  я  уложу.

(Воспитатель  укладывает  мяч  в  коробку, накрывает  платком. Дети  машут.)

Кошка  и  котята

        Дети  сидят  на  стульчиках. Воспитатель  играет  роль  кошки, делает  вид, что  ищет  детей.

Ищет  деток  кошка-мама:

Где  котятки? Мяу-мяу!

                                   (Дети  выбегают)

Мойте  ушки,

Мойте  нос,

Щёки, лапки,

Длинный  хвост…

(Дети  гладят  уши, нос, щёки , руки, но  не  находят  хвост)

Где  же  хвостик  ваш, котятки?

Да  ведь  это  же  ребятки!

(Воспитатель  удивляется  и  ловит  детей-проказников. Дети  убегают. На  момент  бега  можно  использовать  весёлую  музыку)

Игра  с  барабаном

        Воспитатель  идёт  по  кругу  с  барабаном, предлагает  детям  дотронуться  до  барабана  и  приглашает  танцевать

У  меня  ребяток  много,

Барабан  всего  один.

Барабан  ладошкой  трогай

И  на  танец  выходи!

                        (Воспитатель  стучит  в  барабан)

Вот  послушайте, как  громко

Барабан  для  вас  стучит!

Всем  мальчишкам  и  девчонкам

Веселится  он  велит!

(Дети  танцуют  вместе  с  воспитателем  танец  под  любую  весёлую  мелодию)

Барабан  устал  немного

Ну-ка, сядем, отдохнём.

Отдохнули  руки, ноги,

Что ж, опять  играть  начнём!

(Воспитатель  кладёт  барабан  на  пол, дети  садятся  на  ковёр, гладят  себя  по  рукам, ногам, отдыхают. Затем  встают  и  переходят  к  новой  игре)



Предварительный просмотр:

Проблемы  развития  музыкальности

        Музыкальные  способности  у  детей  проявляются  по-разному. У  одних – очень  рано  (уже  на  первом  году  жизни)  и  развиваются  очень  легко  и  быстро. У  других  детей – позднее (в  четырёх – пятилетнем  возрасте, в  меньшей  степени - позже)  и  раз-виваются  труднее  и  медленнее. Раннее  проявление  способностей  не  всегда  свиде-тельствует  об  одарённости, так  же  как  и отсутствие  проявления  таковых  в  раннем  возрасте  не  всегда  является  показателем  их  отсутствия. Известно, что  успеха  порой  добивается  не  тот, у  кого  способности  выше, а  тот, кто  имеет  силу  воли, веру  в  себя  и  огромное  трудолюбие. Часто  задают  вопрос: «Стоит  ли  развивать  музыкаль-ные  способности  ребёнка, если  они  не  проявляются?» однозначно, стоит. Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необяза-тельно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

        Одной  из  распространённых  проблем, в  том  числе  и  у  одарённых  детей, являет-ся  недоразвитость  музыкального  слуха. Иногда  встречается  сильный  звонкий  голос, но  ребёнок  с  трудом  осваивает  совсем  не  сложную по  мелодической  линии  песню. Примером  недоразвитости  слуха  может  служить  и  то, как  ребёнок  на  слух  опреде-ляет  высоту  звука. На  вопрос, какой  звук  выше – первый  или  второй, он  отвечает  правильно, или  может  отличить  неправильное  пение  другого  ребёнка, но  сам  не  мо-жет  воспроизвести  мелодию  даже  в  удобном  для  него  диапазоне. Эта  проблема  лег-ко  поддаётся  коррекции  путём  тренировок  в  дошкольном возрасте. У  взрослого  или  даже  у  старшего  школьника  она  часто  неразрешима.

        Для  развития  звуковысотного  слуха  рекомендуются  следующие  упражнения:

«Гудок» - умение  сливаться  с  голосом  взрослого  на  длинной  ноте.

«Дразнилка» - повторение  звуков  с  голоса педагога  или  инструмента  на  разные  сло-ги  в  тонах  доступного  диапазона, постепенно  расширяя  диапазон звучания на тон или  полтона  вверх  и  вниз

«Точка» - закончить  последний  (тонический  звук)  пропетой  педагогом  мелодии. По-чувствовать устойчивость  завершения

«Капельки» - пение  на  слог  «кап»  одной  ноты, повторяя  её  много  раз  (капли  дож-дя). Нота  должна  быть  удобной  ребёнку  по  высоте. Затем  необходимо  на  тон  или  полтона  опускаться  и  подниматься. Подпевать  взрослому, затем  петь  самостоятельно  попевки  в  интервале -  полтона, тон, полтона, два  тона. Например, «Я  шагаю, я  гуляю, никому  я  не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох  сильный, полный  сброс  дыхания.

        После  совершенствования  звуковысотной  проблемы  следует  работать  над  проб-лемой  развития  мелодического  слуха. Для  коррекции  подходят  следующие  упражне-ния:

  • Учить  определять  движение  мелодии  вверх  и  вниз
  • Использовать  простейшие  попевки  для  запоминания  мелодии
  • Работать  вначале  над  освоением  попевки  или  песни  без  текста, на  слоги  с  глас-ными  («у», «ю», «я», «е», «и»), что  укрепляет  все  виды  памяти  (слуховую, логии-ческую, двигательную) и  автоматизирует  вокальную  моторику
  • Отказаться  от  механических  бесцельных  повторов  запоминания  мелодии

        К  одной  из  распространенных  проблем  музыкального  воспитания  дошкольников  относится  выработка  певческого  дыхания, которое  является  основой  певческого  зву-кообразования. Часто  несформированный  навык  певческого  дыхания  является препят-ствием, тормозом  в  развитии  певческого  звучания  голоса. И  наоборот, освоив  пра-вильное  дыхание  при  пение, ребёнок  легче  и  с  интересом  занимается, результат  за-нятий  становится  намного  выше.

        При  постановке  правильного  певческого  дыхания  важно  помнить, что  процесс  дыхания  состоит  из  вдоха  и  выдоха, и  при  пении  особенно  важен  выдох, во  время  которого  мы  поём. Детей  нужно  учить  с  самого  начала  понять, как  правильно  ды-шать  при  пении.

        Учимся  вдыхать  через  нос – представим, что  наш  живот – это  шарик, который  нам  необходимо  надуть. На  мгновение  задерживаем  дыхание, не выпускаем  воздух, который  вдохнули, фиксируем  его  мышцами  живота  и  диафрагмы – создаём  опору  дыханию. Затем  медленно  через рот  (на  звук  «пф») выпускаем  воздух, который  вдох-нули («шарик  нужно  сдуть»), постепенно  втягиваем  живот  («шарик  уменьшается»).

        У  некоторых  дошкольников, в  том  числе  и  с  хорошими  голосовыми  данными, встречается  так  называемая  «зажатая  нижняя  челюсть». При  пении  она  как  бы  не-подвижна. Поэтому  важно  именно  в  дошкольном  возрасте  откорректировать  этот  недостаток  упражнениями, которые  предполагают  пение  «на зевке» (с  хорошо  откры-тым  ртом)  на  гласные  («а», «о», «ы»), затем  на эти  же  гласные  в  сочетании  с  сог-ласными  («м», «д», «г», «з»). После  нескольких  таких  упражнений  ребёнок  успешно, как  правило, справляется  с  заданием  и легко  решается  проблема, которая  с  большим  трудом  поддаётся  коррекции  (а  иногда  и  не  поддаётся) у  старших  школьников.

        Если  в  системе  дошкольного  учреждения  будет  постоянно  проводиться  работа  как  с  музыкально  одарёнными  детьми, так  и  с  остальными, то  результат  обязатель-но  будет  положительным.



Предварительный просмотр:

Руководство  самостоятельной  музыкальной  деятельностью  детей

(рекомендация  музыкального руководителя – воспитателю)

  1. Создавать  условия   для  самостоятельной  музыкальной, музыкально – театральной   деятельности детей.
  2. Удовлетворять  желание  детей  в  слушании  музыки.
  3. Поощрять  индивидуальные  музыкальные  наклонности : петь, музицировать  с  помощью  детских  музыкальных  инструментов.
  4. Способствовать  развитию  у  детей  ритма  и  музыкального  слуха : исполнение  песен  с   одновременным  прохлопыванием  ритма  или  с  помощью  шумовых  музыкальных  инструментов.
  5. Использовать  на  занятиях, в  зависимости  от  темы, произведения, которые  дети  прослушали  на  музыкальных  занятиях, с  целью  закрепления  пройденного  материала.
  6. Использовать  музыкально – дидактические   и  подвижные  игры  в  режимных  моментах.



Предварительный просмотр:

Роль музыкального  руководителя  и воспитателя  в  организации  музыкальной  деятельности  детей.

      Воспитатель  располагает большими  возможностями  приобщения  детей  к  музыке :

  1. Активно  участвует в  процессе  обучения  детей  на  музыкальных   занятиях, помога-ет  разучиванию  песен  и  вместе   с  музыкальным руководителем  оценивает  испол-нение  уже  выученного  произведения.
  2. При  обучении  детей  музыкально – ритмическим  движениям  участвует  во  всех  ви-дах  движений, активизируя  тем  самым  детей. Когда  же  танец  выучен, роль  воспи-тателя  иная : он действует  по  мере  необходимости, показывая  какое – либо  движе-ние, напоминая  то  или  иное  построение  или  давая  детям  отдельные  указания  в  пляске, в  игре  и  т.д.
  3. Направляет  самостоятельную  музыкальную  деятельность  детей, включает  музыку  в  игры. Прогулки, трудовой  процесс, используя  выученный  с  музыкальным  руко-водителем материал.
  4. Участвует  в отборе  музыкального  материала, используя  его  на  занятиях  изобрази-тельной деятельностью, по  развитию  речи  и ознакомлению  с окружающим миром.

        Совместная  работа  и  взаимопомощь  приводит  к  желаем  результатам  в  решении задач  общего музыкального  воспитания  дошкольников.

        В  свободное  от  занятий  врем  дети  проявляют  индивидуальные   склонности : по-ют, музицируют  с  помощью  детских  музыкальных  инструментов. Чтобы  эта  деятель-ность  развивалась  успешно, необходимо  создать  соответствующие  условия : устроить  своеобразный  музыкальный уголок  и  оборудовать  его  соответствующими  пособиями. В нем  могут  находится  различные  музыкальные инструменты, дидактические  игры, портрет  композитора, с  которым  познакомились  дети на  занятии. При  желании  музы-кальный  уголок  можно  отгородить  лёгкой  декоративной  ширмой, которая  легко  уби-рается. Здесь  же  могут  быть  отдельные  атрибуты, элементы  костюмов, используемые  детьми  в  музыкальных  играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети  бережно  относились к  инструментам  и  после  игры  убирали  их  на  место.

        Можно  вне  занятий  применять  проигрыватель или  магнитофон  с  записями  дет-ских  песен, плясовых  мелодий, музыки  для  слушания, музыкальных  сказок, инсцени-ровок. В  этом  случае  педагог  может  удовлетворить  возникшее  у  детей  желание пос-лушать  музыку, поплясать, поиграть  в  « концерт ».



Предварительный просмотр:

Формы  взаимодействия  музыкального  руководителя  и  воспитателя при  обучении  детей пению.

       

        Для  того, чтобы  песня  действительно  прочно  вошла  во  внутренний  мир  ребен-ка, она  должна  постоянно  звучать  в  дошкольных  учреждениях. Некоторые  воспита-тели  считают, что  для  обучения детей  пению  служат  музыкальные  занятия, и  приоб-щение  детей   к  миру  песни – дело  музыкального  руководителя.

        Это  ошибочное  суждение. Музыкальным  воспитанием  детей  должны  заниматься  как  музыкальный  руководитель, так  и  воспитатель  каждой  группы. Успех в этой ра-боте  обеспечивается  тесным  взаимодействием  в  деятельности  музыкального  руково-дителя  и  воспитателя. Эта  конкретная  взаимосвязь  состоит  в  понимании  целей  и  за-дач  музыкального  воспитания  дошкольников  и  путей  их  осуществления. Согласован-ность  в  деятельности  музыкального  руководителя  и  воспитателя  обеспечивает после-довательность  и преемственность  педагогического  процесса, помогает  развитию  дет-ской  активности.

        Функции  и  формы  организации  музыкальной  деятельности  детей  у  музыкально-го  руководителя  и  воспитателя  различны.

        Музыкальный  руководитель  при  активном  участии  воспитателя  проводит  музы-кальные  занятия, отвечает  за  музыкальное  сопровождение  физкультурных  занятий, готовит  и  проводит  тематические  концерты, праздники  и  развлечения.

        Воспитатель  же  постоянно  общается  с  детьми  в  повседневной  жизни  детского  сада. Он  организует  игры, аттракционы, инсценировки  песен, слушание  музыки, гото-вит  фрагменты  массовых  мероприятий, костюмы  и  реквизит  для  их  проведения.

        Для  того, чтобы  песня  вошла  в детскую  жизнь, она  должна  звучать  не только на  музыкальных  занятиях, но и  во  время  игровой  деятельности, проведении  массовых  мероприятий  с  детьми, на  экскурсиях  и  прогулках.

        Это  возможно  только  при  условии  активного включения в  эту работу  всего  кол-лектива  детского  сада. Эти  требования  оправданы, учитывая, что  воспитатель  детско-го  сада, получивший  среднее  специальное  или  высшее  образование, должен  обладать  певческими  навыками, знать, какое  большое  значение  имеет  пение для  ребёнка, уметь  правильно  петь  детские  песни  и  владеть  методикой  их  разучивания. Таким образом, воспитатель, даже  не  имеющий  специального музыкального образования обязан  вклю-читься  в  работу  по  приобщению  детей  к  пению.

        Значительную  часть  своей  работы  воспитатель  проводит  под  руководством  му-зыкального  руководителя  или  при  его  участии.

        Каковы  же  основные  функции  воспитателя  в музыкально-эстетическом  воспита-нии  детей  и  привитии  им  любви  к  песне ?

        На  музыкальном занятии  воспитатель  призван  быть  активным  помощником  му-зыкального  руководителя. Степень  участия  воспитателя  зависит  от вида  музыкальной  деятельности  и  от  возраста  детей. Наиболее  активно  воспитатели  помогают  музы-кальному  руководителю  в  тех  видах  деятельности, которые  связаны  с  движением.  Если требуется, воспитатель  показывает  детям  музыкально-ритмические  упражнения, движения, пляски, помогает  отрабатывать  отдельные  элементы, применяя  разнообраз-ные  методы  и  приёмы.

        Каждый  воспитатель  должен  знать  особенности  песенного  репертуара  для  де-тей  данной  возрастной  группы. Нередко  воспитатели  имеют  довольно поверхностные знания  об  учёте возрастных  особенностей  детей  при  обучению  их  пению. Иногда  поют  малышам  и  разучивают  с  ними  только  те  песни, которые  знают  сами, совер-шенно  не  вникая, что  эти  песни  из  репертуара старших  групп  детского  сада  и  даже  младших  классов  школы. Это  вместо  пользы  приносит  вред  формированию  певчес-ких  навыков  ребёнка. Выбор  песен  для  разучивания  с  детьми  воспитателю  лучше определить  вместе  с  музыкальным  руководителем.

        Велика  роль  воспитателя при  повторении  и  закреплении  песен, которые  дети  разучивали  на  музыкальном занятии. Можно  закрепить  эти  песни  при  прослушива-нии  их  в  группе  в  грамзаписи  или  обогатить  музыкальные  впечатления  детей, ис-пользуя  игру  и  инсценировки  разучиваемых  песен. Если  дети  поют  неправильно, не-верно  передают  мелодию разучиваемой  песни, воспитатель  должен  своевременно  исправить  эти  ошибки.

        Воспитатель  должен  поддержать  интерес  детей  к  музыкальной  деятельности  и, в частности, к  обучению  пению. Он  хорошо  знает  индивидуальные  особенности  каж-дого  ребёнка, поэтому  наблюдая  за  детьми  в  повседневной  жизни  детского  сада, ор-ганизуя  игры, прослушивание  и  инсценирование  песен, воспитатель должен обогащать  музыкальные  впечатления  детей. Это  способствует  созданию  условий, развивающих  музыкальные  способности  детей, их  самостоятельность  и  творческие  проявления.

        Песня, исполненная  воспитателем, производит  на  детей  особое  эмоциональное  воздействие. В группе, где  воспитатель  любит петь, ищет и находит время  для  музици-рования , дети  лучше, выразительнее  поют, читают  стихи, их  движения  под  музыку  более  естественны   и  грациозны.



Предварительный просмотр:

Музыка  в  жизни  детского  сада.

Музыка  в часы  досуга

         Музыкальное  воспитание  дошкольников  осуществляется  не  только  во  время  занятий, праздников, развлечений, но  и  в  часы  досуга, во  время  прогулок, самосто-ятельных  игр.

         Дети  с  большим  удовольствием  слушают  песни, танцевальную, инструменталь-ную музыку. Поэтому  воспитатель должен  поддерживать  интерес  детей  к  музыке, же-лание  слушать  её. Его основной  задачей  в плане  музыкального воспитания детей явля-ется  закрепление  тех  знаний, умений, навыков, которые  дети  получают  на  музыкаль-ных  занятиях. С  этой  целью  он  поёт  вместе  с  ними  знакомые  песни, занимается  с  отдельными  детьми, помогая  им  освоить  игру  на  музыкальных  инструментах  или  сложный  элемент  танца. Следовательно, воспитатель  должен  хорошо  знать весь музы-кальный  репертуар, который  разучивается  во  время  музыкальных  занятий.

Музыка  во  время  игр  детей

         В  свободное  от  занятий  время  дети  часто  устраивают  игры, в  которых  музыке  отводится  значительная  роль. Например, играя  в  «концерт», «музыкальное  занятие», «цирк» и  т.д.,дети вспоминают и  исполняют  знакомые  песни, танцы, хороводы, импро-визируют, сочиняя  собственные  песенки  и  подбирая  их  на  металлофоне  или  другом  музыкальном  инструменте.

        Даже  если  дети  играют  в  игры, не  связанные  с  музыкальной тематикой, музыка, разнообразное  музыкальное  сопровождение  в  них  тоже  может  иметь  место. Так, ве-сёлая  песенка, исполняемая  детьми, может  сопровождать  их  «путешествие»  на  авто-мобиле. Мальчики, играя  в  «солдат», чётко  маршируют  под  звуки  барабана, «акком-панируют» себе, отстукивая  ритмический  рисунок  песни  с  помощью кубиков, палочек  и  т.д.

        Существенную  роль  в  музыкальном  воспитании  детей  играют  музыкално-дидак-тические  игры, которые  развивают  музыкальный  слух, творческие способности  ребён-ка. Некоторые  из них  предварительно  разучиваются  на  занятиях. В повседневной жиз-ни  воспитатель  повторяет, закрепляет  с  детьми  эти  игры  и  знакомит с новыми.

Музыка  на  прогулке

        Музыка  оказывает  своё  воспитательное  воздействие  и  во  время прогулок  детей, стимулируя  их  активность, самостоятельность, вызывая  различные  эмоциональные пе-реживания, создавая  хорошее настроение, оживляя  накопленные  впечатления.

         Дети  могут  самостоятельно  или  вместе  с  воспитателем  петь  любимые  песни, водить  хороводы. Многие  песни  можно  интересно  инсценировать. Воспитатель  дол-жен  заранее  продумать  проведение  прогулки  так, чтобы  было  интересно всем детям, помнить  о  том, что  активное  музицирование  детей  на  прогулке  зависит  от  того, насколько прочно  овладели  дети  музыкальным  репертуаром  и  могут самостоятельно  его  исполнять.



Предварительный просмотр:

Роль  воспитателя  в  обучении  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.

       Успехи  музыкального  развития  дошкольников  во многом зависят  не только  от  музыкального  руководителя, но  и  от  воспитателя. Ведь он  общается  с детьми   чаще, чем  музыкальный  руководитель, лучше  знает  склонности  каждого  ребёнка. Совмест-ная  работа  музыкального  руководителя  и  воспитателя  помогает заполнить  жизнь детей  песнями, играми, игрой  на  музыкальных  инструментах.

        Первоначальные  навыки  игры  на  музыкальных  инструментах  дети  получают  в  процессе  музыкальных  занятий. И  если   воспитатель  с  радостью   ждёт  этих  занятий, с  нетерпением  готовится  к  ним  вместе  с ребятами, активен  на  протяжении  всего му-зыкального  занятия, то детям  передаётся  его  настроение.

        Роль  воспитателя  в  музыкальной  работе  с детьми  младшего дошкольного  воз-раста  исключительно  велика, он  является участником  всех  видов  детской деятельнос-ти: поёт  и  танцует  с  ребятами, загадывает  музыкальные  загадки, играет  на  бубне, ду-дочке, на  погремушках.

        Первоначальные  музыкальные  самостоятельные  проявления у малышей ещё  неус-тойчивы. Поэтому  воспитатель  поддерживает  возникший  у  них  интерес  к  музыкаль-ным  игрушкам  и  некоторым  инструментам, показывает, как  ими  пользоваться. Вмес-те  с  детьми  он  выполняет  ритмические  упражнения  на  погремушках, колокольчиках, бубнах  под  сопровождение  музыкального  руководителя. Затем  в  различных  игровых  ситуациях  использует эти музыкальные  игрушки  с детьми  в  группе. Воспитатель учит  малышей  реагировать  на  тихое  и  громкое  звучание, различать  детские  музыкальные (барабан, бубен, погремушку).

        В  средней  и  старшей  группах  воспитатель  вместе  с  музыкальным  руководите-лем  знакомит  детей  с  музыкальными  инструментами – металлофоном, треугольником  и  др. при  этом  обязательно  исполняет  мелодию  с  ребёнком, так  как  музыкальный  руководитель играет  фортепианное  сопровождение. Воспитатель помогает  ребёнку  ос-воить  навыки  игры  на  инструменте, передать  ритмический  рисунок  мелодии. Он  иг-рает вместе  с  детьми  и  в  том  случае, если  мелодия  выучена  и  идёт  её  закрепление.

        В  свободное  от  занятий  время  воспитатель  может  проиграть знакомую мелодию  на  инструменте. Это  сближает  его  с  детьми, создаёт  доброжелательную, непринуж-дённую  атмосферу.

        Педагог, хорошо  зная  индивидуальные  особенности детей, внимательно  следит  за  успехами ребят  в  обучении  игре, замечает  отстающих, организует  им  помощь, выяв-ляет  наиболее  способных  детей. Эти  дети  затем  становятся  лучшими  помощниками  воспитателя  в  обучении  своих  товарищей. Процесс  обучения  доставляет  удоволь-ствие  и  тем  и  другим.

        Благодаря  совместной  работе  музыкального  руководителя  и  воспитателя, твор-ческому  подходу  к  вопросам  музыкального  воспитания  дошкольников  жизнь  ребят  можно  сделать  интересной  и  разнообразной.



Предварительный просмотр:

Роль  воспитателя  как  ведущего  на  празднике

        Роль  ведущего  очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит  празд-ничным  утренником, объединяет  все  элементы  праздника  в  органичное  целое, пояс-няет  детям  происходящие  действия, является  связующим  звеном  между  зрителями  и  исполнителями.

        От  ведущего  в  большей  степени  зависит  настроение  детей  на  празднике, заин-тересованность  исполняемой  программой. Важно, чтобы  ведущий  держался  непри-нуждённо, говорил выразительно, вёл  утренник  эмоционально. Он  должен  быть наход-чивым.

        На  утреннике  случаются   и  непредвиденные  моменты (дети  не  успели  перео-деться, изменился  состав  исполнителей, несвоевременно  появился  персонаж и  т.п.). ведущий  должен  быстро  найти  выход  из  затруднительного  положения  (шутки, за-гадки, приобщение  зрителей  к  разрешению  затруднений).

        Ведущему  следует  побывать  на  предпраздничных  музыкальных  занятиях, чтобы  хорошо  знать  все  праздничные  номера  и  в  случае  необходимости  помочь  детям при  исполнении  танца, инсценировки.

        Не  только  ведущий, но  и  второй  воспитатель  должен  хорошо знать  празднич-ную  программу  и  весь  ход  праздника, отвечать  за  порученный  ему  участок  работы  (например, вовремя  раздать  детям  атрибуты, помочь  надеть костюмы  и  т.д.). всякое  промедление, замешательство  со  стороны  воспитателя  может  нарушить  стройность, организованность  праздника, увеличить  его  продолжительность.



Предварительный просмотр:

Певческий  голос  дошкольника

        Пение – наиболее  доступный  исполнительский  вид  музыкальной деятельности  детей  дошкольного  возраста. Они  любят  петь. Поют  охотно, с  удовольствием, что  способствует  развитию  у  них  активного  восприятия  музыки, умения  искренне, глу-боко  выразить  свои  чувства, переживания.

        Встреча  с  песней, общение  с  ней  окрашиваются  для  детей  светлой  радостью, вызывают положительные  эмоции. У  ребёнка  появляется  заинтересованное  отноше-ние  к  музыке, эмоциональная  отзывчивость  на  неё. Пение  развивает  у  детей  музы-кальные  способности, музыкальный  слух, память  и  чувство  ритма, расширяет  общий  музыкальный  кругозор. Приучая  детей  в  процессе  пения  к  совместным  действиям, объединяя  их  общим  настроением, педагог  воспитывает  у  ребят  дружеские  взаимо-отношения, чувство  коллективизма.

        Возрастные   особенности  слуха  и  голоса  детей  3-4 лет. У  детей  этого  возрас-та  голосовой  аппарат  ещё  не  сформирован, голосовая  мышца не  развита, связки  тон-кие, короткие. Гортань  ребёнка  боле  чем  в  два  с  половиной  раза  меньше  гортани  взрослого. Звук, образовавшийся  в  гортани, очень  слабый, он  усиливается в  основном  головным  резонатором (полость  глотки, рта, носа), так  как  грудной  резонатор  (по-лость  трахеи  и  бронхов)  почти  не  развит. Поэтому  голос  ребёнка  3-4 лет  очень  не-сильный, дыхание  слабое, поверхностное.

        Требуется  очень  осторожное, бережное  отношение  к  детскому  голосу. В  первую  очередь  нужен  продуманный  подбор  песенного  материала. Песни  должны  отличать-ся  доступностью  текста  и  мелодии: простые, ясные  по  смыслу  слова, близкие  обра-зы, события  и  явления; простой  ритмический  рисунок  мелодии  без  больших  скач-ков; доступный  певческий диапазон  (ми – си); короткие  музыкальные  фразы, удобные  для  дыхания  ребёнка.

        Важно  создать  благоприятную  атмосферу  для  слуха. Необходимо  исключить  разговор  и  пение  взрослых  на  форсированных  звуках, общение  с  детьми  на  фоне  радио-  и  телепередач, магнитофонных  записей.

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  4-5  лет. На  пятом  году  жизни  дети  имеют  уже  некоторый  музыкальный  опыт. У  них  окреп  голос, увеличился  диапазон  (ре – си), дыхание  стало  более  организованным, хотя  всё  ещё  довольно  по-верхностное.

        У  детей  этого  возраста  расширился  словарный  запас, они  лучше  и  точнее  про-износят  отдельные  звуки  слова, активнее  могут  работать  ртом  во  время  пения, т.е. улучшается  артикуляция. Дети  отличаются  большей  слуховой  активностью, слуховым  вниманием, способны  свободно  различать  по  высоте  звуки: слышат  движение  мело-дии  вверх, вниз, могут  выделить  вступление  к  песне, петь  после  вступления  вместе  со  взрослым; начинают  петь  согласованно с  инструментальным  сопровождением  и  без  него  (при  поддержке  голоса  взрослого)

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  5-6  лет. Общее  развитие ребён-ка  на  шестом  году  жизни, совершенствование  процессов  высшей  нервной  деятель-ности  оказывают  положительное  влияние  на  формирование  его  голосового  аппарата  и  на  развитие  слуховой  активности. Однако  голосовой  аппарат  по-прежнему  отлича-ется  хрупкостью, ранимостью. Гортань  с  голосовыми  связками  ещё  недостаточно раз-виты. Связки  короткие. Звук  очень  слабый. Голос  у  детей  несильный, хотя  порой  и  звонкий. Следует  избегать  форсирования  звука, во  время  которого  у  детей  развива-ется  низкое, несвойственное  им  звучание.

        К  старшей  группе  дети  уже  могут  достаточно  чисто  интонировать  контрастные  по  высоте  звуки, различать  громкую  и  тихую  музыку, передавать  несложный  ритми-ческий  рисунок  хлопками, в  движении.

         Однако  уровень  общего  музыкального  развития, в  частности  уровень  развития  мелодического  слуха, музыкальной  памяти, певческих  навыков, у  детей  старшей  группы  ещё  очень  разнороден. Некоторые  из  них  могут  правильно  интонировать  мелодию  в  пределах  3-4  звуков, но  есть  ещё  и  те, кто  поёт  монотонно, низко  или  высоко, но  фальшиво.



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

I младшая  группа

        На  третьем  году  жизни  дети  активно  приобщаются  к  разным  видам  музыкаль-ной  деятельности. Проявляется  эмоциональная  отзывчивость  на  содержание  песни, пьесы, малыши  начинают  понимать, о  чём (о  ком)  поётся  в  песне.

        Развивается  музыкальный  слух. Дети  могут  выполнить  некоторые  музыкально-дидактические  задания: узнать, какой  звенит  колокольчик (большой  или  маленький), прохлопать  в  ладоши  (тихо-громко); начинают  осваивать  ходьбу  в  ритме  музыки.

        Формируется  голосовой  аппарат, дети  овладевают  речью. Это  способствует  воз-никновению  певческих  интонаций. Ребёнок  поёт устойчивые  звуки  мелодии, короткие  фразы. Появляется  стремление  подстроиться  к  пению  педагога, подговаривать  нарас-пев  слова.

         В  области  музыкально-ритмических  движений  дети  начинают передавать  общий  характер  музыки, осваивая  ходьбу, бег, подпрыгивание, простейшие  танцевальные  и  образно-игровые  движения.  

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Сосредоточенно  слушает  музыку, активность  в  пение, движении  не  проявляет.

Средний  уровень: Эмоционально  выражает  своё  отношение  при  слушании  музыки, пытается подпевать, выполняет  отдельные  движения.

Высокий  уровень: Проявляет  готовность  слушать  музыку, петь, двигаться. По-разному  откликается  на  характер  музыкальных  произведений, активно  подпевает  концы  фраз, уверенно  выполняет  отдельные  плясовые  движения, бег  и  ходьбу  под  музыку.



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

II младшая  группа

        На  четвёртом  году  жизни  у  детей  появляется  дифференцированное  восприятие  музыки. У  них  возникает  доброжелательное  отношение  к  персонажам, о  которых по-ётся  в  песне, они  чувствуют  радость  при  исполнении  весёлого  праздничного  марша  и  успокаиваются  во  время  слушания  колыбельной.

        Дети  узнают  и  называют  знакомые  песни, пьесы, различают  регистры.Совершен-ствуются  музыкально-сенсорные  способности, которые  проявляются  при  восприятии  звуков, разных  по  высоте, слушании  2-3 детских  музыкальных  инструментов, выпол-нении  ритма  шага  и  бега (четверти  и  восьмые).

        У  детей  3-4 лет  начинает  формироваться  певческое  звучание  в  его первоначаль-ных  формах. Подстраиваясь  к  голосу  педагога, они  правильно  передают  несложную  мелодию, произнося  слова  вначале  нараспев, затем  появляется  протяжность  звучания. Малыши  осваивают  простейший  ритмический  рисунок  мелодии.

        Движения  становятся  наиболее  согласованными  с  музыкой. Многие  дети  чувст-вуют  метрическую  пульсацию  в  ходьбе  и  беге, реагируют  на  начало  и  окончание  музыки, отмечают  двухчастную  форму  пьесы, предают  контрастную  смену динамики. Малыши  выполняют  различные  образные  движения  в  играх, в  упражнениях  исполь-зуют  предметы: погремушки, флажки. Платочки. Они  более  самостоятельны  в  свобод-ной  пляске.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Слушает  музыку  внимательно, не  всегда  может  назвать  знакомые  произведения. Высокие  и  низкие  звуки  различить  не  может. Поёт  неточно. Двигается  несогласованно  с  музыкой.

Средний  уровень: Узнаёт некоторые знакомые песни и  пьесы, слушает заинтересованно. Различает  высокие  и  низкие  звуки  с  поправками  педагога. Песни  поёт  с  помощью  педагога  и  с  сопровождением. Двигается  согласованно  с  музыкой  в  простейших дви-жениях.

Высокий  уровень: Активно  проявляет  своё  отношение  при слушании  музыки, эмоцио-нально  откликается  на  контрастный  характер. Поёт с сопровождением, двигается сог-ласованно  с  музыкой, легко, подвижно



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

Средняя  группа

        Дети  4-5  лет  эмоционально  откликаются  на  добрые  чувства, выраженные  в  му-зыке, различают  контрастный  характер  музыки.

         Ребёнок начинает  осмысливать  связь  между  явлениями  и  событиями, может сде-лать  простейшие  обобщения. Он наблюдателен, способен  определить: музыку весёлую, радостную, спокойную; звуки  высокие, низкие, громкие, тихие; в  пьесе  2 части (одна  быстрая, а  другая  медленная), на  каком  инструменте играют мелодию. Ребёнку  понят-ны  требования: как  надо  спеть  песню, как  двигаться  в  спокойном  хороводе  и  как  в подвижной  пляске.

        Движения  ребёнка  недостаточно  скоординированы, он  ещё  не в полной  мере  ов-ладел  навыками  свободной  ориентировки  в  пространстве, поэтому  в  играх  и плясках  нужна  активная  помощь  воспитателя.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Внимательно  слушает  музыку, но  не  высказывает  предпочтения  к каким-либо  произведениям. Высокие  и  низкие  звуки, громкое  и  тихое звучание, быст-рый  и медленный  темп  различает  лишь  в  контрастных  регистрах, темпах, динамичес-ких  оттенках. Поёт  неактивно, вяло  артикулируя, с  неточной  интонацией. Двигается  под  музыку  неточно, запаздывает  менять  движения  при  смене  частей  произведения.

Средний  уровень: Достаточно  хорошо  ориентируется  в  знакомых  произведениях, из-редка  высказывает  предпочтение  некоторым  из  них, по  мелодии  узнаёт  их  всегда. Поёт, чисто  интонируя, с  частичной  помощью  педагога. Двигается согласованно с  му-зыкой  в  основных  движениях.

Высокий  уровень: Эмоционально  откликается  на  музыку, узнаёт  все  знакомые  произ-ведении, отмечает  любимые, узнаёт  по  мелодии, высказывается  о  них, различает конт-растный  характер  музыки. Поёт  простейшие песни  без сопровождения, пытается выра-зительно  их  петь  с  сопровождением. Может  двигаться под незнакомую  музыку, пере-давая  её  основное  настроение, точно  и  с  удовольствием  выполняет  плясовые  движе-ния.



Предварительный просмотр:

Музыкальные  способности  ребёнка

Старшая  группа

        На  шестом  году  жизни  дети  эмоционально, непринуждённо  отзываются  на  му-зыку, у  них  появляется  устойчивый  интерес  к  музыкальным  занятиям. Они  не  толь-ко  предпочитают  тот  или  иной  вид  музыкальной деятельности, но  и  избирательно  относятся  к  различным  его  формам, например, больше  танцуют, чем  водят  хороводы, у  них  появляются  любимые  песни, игры, пляски.

        Дети  способны  усвоить  отдельные  связи  и  зависимости  от  музыкальных  явле-ний: «Это  музыка-марш, и  надо  играть  бодро, смело». Они  могут  дать  простейшую  оценку  произведению, сказать, как  исполняется, например, лирическая  песня.

        Значительно  укрепляются  голосовые  связки  ребёнка, налаживается  вокально-слу-ховая  координация, дифференцируются  слуховые  ощущения. Дети  привыкают пользо-ваться  слуховым  контролем  и  начинают  произвольно  владеть  голосом. У  некоторых  голос  приобретает  звонкое, высокое  звучание, появляется  определённый  тембр.

Уровень  музыкального  развития:

Низкий  уровень: Слушает  музыку  внимательно, но  не  различает  характер  музыкаль-ных  произведений. Узнаёт  знакомые  произведения, но  порой  с  ошибками. Воспроиз-водит  в  хлопках  несложный  ритмический  рисунок, слабо  различает  темповые, дина-мические  оттенки. Поёт, правильно  интонируя, лишь  с  помощью  педагога. Двигается, не  всегда   точно  согласуя  движения  с  музыкой.

Средний  уровень: Слушает  музыку  сосредоточенно, проявляет  эмоциональное отноше-ние  к  некоторым  произведениям  и  отличает характер знакомых  произведений, иногда  ошибаясь. Поёт  активно, но  не  всегда  чисто  интонируя, с  сопровождением. Двигается  согласованно  с  музыкой, но  недостаточно  выразительно. Выполняет  творческие  зада-ния, однако  не  проявляет  особой  выдумки.

Высокий  уровень: Эмоционально  воспринимает  музыкальные  произведения, определя-ет  характер и жанры  незнакомых  произведений, узнаёт  знакомые  по  вступлению  ме-лодии, высказывает  о  них  своё  суждение. Поёт  хорошо  знакомые  несложные  песни  без  сопровождения  и  выразительно  исполняет песни с сопровождением, проявляя  ин-дивидуальное  своеобразие, выдумку. Точно, ритмично  двигается, проявляет  самостоя-тельность, выразительно  передавая  музыкально-игровой  образ  и  танцевальные  дви-жения. Хорошо  выполняет  творческие  задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку, педагоги советуют

11 уникальных советов родителям...

Педагогам на заметку

Информация для воспитателей...

Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...

на заметку родителям и педагогам,методический материал для развития мелкой моторики

В данной статье даются рекомендации   о значении мелкой моторики для психического  развития ребенка,о том что способствует ее лучшему развитию,и как можно сделать своими руками простейш...

Анализ ЭОР - педагогу на заметку

Материалы для педагогов, родителей, детей....

Педагогам на заметку

Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ...

Педагогам на заметку!

Консультации...