Педагогам на заметку!
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:
- Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
- Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
- В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:
- Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
- Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
- Развивать уверенность в себе.
- Гармонизировать эмоциональное состояние.
- Способствовать развитию детского коллектива.
Виды арт-терапии для детей дошкольного возраста:
- Изотерапия
- Цветотерапия
- Песочная терапия
- Фототерапия
- Игротерапия
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Сказкотерапия
- Танцевально-двигательная терапия
Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.
Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе
Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленное детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.
В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.
Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.
Все эти страхи носят преходящий характер:
• от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;
• от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;
• от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.
Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.
Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.
С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов.
Каков ваш творческий потенциал?
Выберите один из предложенных вариантов ответов.
за ответ "а" - 3 очка;
за ответ "б" - 1 очко;
за ответ "в" - 2 очка.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство;
Вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память;
Вопрос 11 - зрительную память;
Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым;
Вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться;
Вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик, Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт детей
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.
Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации. На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.
Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
- Отношениями между воспитателем и детьми;
- Отношениями между самими детьми;
- Отношениями между воспитателями;
- Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
4. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители. - В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным. - Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
1.Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
2.Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
3.Играя с детьми, помогать им, адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
4.Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
5.Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
6.Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
7.Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
8.Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник и т.д.).
9.Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
10.Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
11.Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
12.Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
1.Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
2.Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
3.Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
4.Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
5.Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку, подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
6.Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
7.Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
8.В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
9.Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
10.Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
11.Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
12.Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
13.Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
1.Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
2.Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
3.Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
4.Воспитатель поощряет детскую инициативу.
5.Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
6.Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
7.Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
8.Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
9.Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
10.Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
11.Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
12.Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
13.Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
14.Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
15.Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
16.Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Предварительный просмотр:
Релаксационные сказки как форма адаптации детей к дошкольному учреждению
В сложный период привыкания к жизни в детском саду особенно болезненно дети переносят дневной сон. Слова взрослого о том, что пора спать, причиняют малышу гамму неприятных ощущений. Это не только сигнал к прекращению деятельности, но и обострение чувства страха и горя. Ребенок начинает плакать, звать маму, отказывается снимать обувь и одежду, ложиться в кроватку. Снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уверенность в своей безопасности ему помогают сказки. Как правило, дети с удовольствием слушают их перед сном. Однако вместо того чтобы быстро и спокойно уснуть, они начинают проявлять неподдельный интерес к происходящему, задавать вопросы, высказывать предположения. Обычные сказки (о животных или волшебные) способны ненадолго отвлечь ребенка, но не помогают ему уснуть.
Релаксационные сказки не несут смысловую нагрузку. Сюжет их прост и понятен ребенку: сказочный персонаж очень хочет спать и, в конце концов, крепко засыпает. Плавное, монотонное рассказывание сказки о приятном засыпании расслабляет и успокаивает малыша. В таком состоянии происходит определенное отключение от окружающего. Ребенок становится восприимчивым к словам и действиям взрослого, который знает, насколько необходим спокойный и крепкий сон.
Придумывание релаксационных сказок не составляет особого труда для любящего и творческого взрослого. При этом важно придерживаться определенных правил:
- Сказочный персонаж хорошо знаком ребенку, вызывает в памяти приятные ощущения тепла и покоя (перышко, птенчик, лодочка, листок и др.).
- Все события в сказке направлены на засыпание сказочного персонажа.
- Длительное и подробное описание приятных ощущений в состоянии расслабления.
- Повторы слов, внушающих расслабление и покой.
- Наличие простых предложений.
- Плавное, монотонное рассказывание сказки.
- В конце сказки главное действующее лицо обязательно засыпает.
Как показывает практика, дети охотно слушают релаксационные сказки. Многократное слушание одной и той же сказки вырабатывает у малышей условный рефлекс на засыпание. Их рекомендуется рассказывать под тихую спокойную мелодию.
Бабочка
Светит теплое солнышко. Солнышко греет травку, цветы и маленькую бабочку. Бабочка медленно летает, летает, летает. Легкие крылышки порхают вверх-вниз, вверх-вниз. Бабочка устала. Бабочка хочет спать, спать, спать. Она лениво опустилась на большой пушистый цветок. «Здравствуй, - сказала бабочка цветку. – Ты очень красивый и пахнешь медом. Можно я посплю в твоих лепестках?» «Можно, можно, можно», - ответил цветок и плавно закачался: «А-а-а, а-а-а». Бабочка опустила уставшие крылышки, расслабила лапки, усики, закрыла глазки. А добрый цветок продолжал свою песенку: «А-а-а, а-а-а». «Спи, спи», - шептали травы. «Спи, спи», - шептало солнышко. «Хорошо, как мне хорошо», - подумала бабочка и сладко уснула.
Перышки в подушке
Тепло и уютно перышкам в подушке. Любят перышки шептаться: «Шу-шу-шу, шу-шу-шу». А подушка говорит: «Тише, тише, не шумите, малыша не разбудите». Перышки еще чуть-чуть пошепчутся и… замолкают. «Спать, спать, спать», - успокаивает подушка. Перышки укладываются поудобнее. Становится тихо-тихо. Ручки-ворсинки расслабляются, глазки закрываются. Перышки засыпают, засыпают, засыпают. «Спи, усни и сон присни, - ласково поет подушка. – Баю-бай, бвю-бай». Сладкий легкий сон окутал перышки. И снилось перышкам что-то очень-очень хорошее.
Игры ветерка
Теплый, ласковый ветерок радостно играет с маленькими, желтыми песчинками на берегу озера. Ветерок разгоняется, пробегает легко-легко по песку и поднимает песчинки в воздух. Песчинки кружатся, вертятся, кувыркаются и не спеша опускаются вниз. Играет ветерок с песчинками, словно в колыбельке качает. Песчинкам легко и спокойно. Резвится ветерок, укачивает, убаюкивает маленькие песчинки. Песчинки хотят спать. Им нужен покой и отдых. Песчинки все сильнее и сильнее хотят спать, спать, спать. Ветерок стал слабее, слабее и совсем затих. Он удобно уложил песчинки в мягкую, нагретую солнышком постельку и прошептал: «Спите, сладко спите, мои маленькие друзья. Я буду охранять вас». Песчинки подумали: «Ах, как хорошо, как чудесно спать! Какую славную песенку поет ветерок». Потом песчинки широко зевнули, медленно закрыли глазки и крепко уснули.
Медвежонок
Маленький-маленький пушистый медвежонок с мягкими волосами и черным носиком жил с мамой, папой и братиком в большом темном лесу. Все лето они работали для того, чтобы запастись едой на зиму. Потому что как только выпадет снег, никакого овоща, листочка или даже корешка для еды уже не найдешь. Но теперь уже можно лечь и отдохнуть. Медвежонок ложится на подстилку из ароматного сена и закрывает глаза. Руки кладет свободно вдоль тела. Ноги выпрямлены. Как хорошо и спокойно медвежонку!
Медвежонок чувствует, что его рука становится тяжелой, как будто из камня, медвежонок не может ее поднять. Теперь другая рука становится тяжелой, как будто превратилась в каменную глыбу. Она уже такая тяжелая, что медвежонок не может приподнять ее. А теперь медвежонок чувствует, что его ножка становится тяжелой, и другая ножка становится тяжелой, они как будто проваливаются сквозь землю.
Обе ручки и ножки тяжелые, но медвежонку очень хорошо. Медвежонку приятно, он отдыхает, слушает, как ветер шевелит листья. Но вдруг медвежонок почувствовал, что его ручка стала теплой, словно на нее попали лучи солнца и согрели ее. Теперь согревают и другую ручку. Ручка становится такой же теплой, обе ручки теплые. Им приятно, спокойно. Лучи солнца движутся по ножкам. Сначала одна ножка становится теплой, потом другая. Медвежонок разленился, ничего ему не хочется делать, так хорошо, приятно, спокойно. Пусть бы можно было так лежать подольше и слушать ветер, что шелестит листочками! Медвежонок лежит спокойно, ему хорошо, ручки и ножки тяжелые и теплые. Хорошо, приятно, спокойно… Медвежонок засыпает, засыпает, засыпает…
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в сохранении и укреплении психологического здоровья детей
Возрастающий интерес ученных и практиков к проблеме психологического здоровья детей в значительной степени обусловлен тем, что сегодня она занимает центральное место в деятельности психологической службы на первых ступенях образования. Задачам, связанным с сохранением и укреплением психологического здоровья отведено значительное место и в современных программах дошкольного образования.
Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей, так и его нарушение разнообразны. Их обычно условно делят на 2 группы: объективные (факторы среды) и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Поскольку детские трудности, как свидетельствуют исследования, имеют более сильную связь с окружающей обстановкой, обратимся к факторам среды. Это семейные факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей и неблагоприятные факторы, связанные с детским образовательным учреждением. Мы с вами поговорим о последнем.
Как показывают результаты исследований эмоциональное благополучие дошкольников в значительной степени определяется удовлетворенностью своими взаимоотношениями с «членами детского общества». Установление дружеских взаимоотношений со сверстниками способствует преимущественно благополучному эмоциональному состоянию ребенка, формирует позитивное отношение к миру, т.к. удовлетворяется важнейшая потребность ребенка в принадлежности к референтной малой группе, принятии и признании, дружеских отношениях. Ребенок, у которого данная потребность депривируется (не удовлетворяется), испытывает отрицательные эмоции. В дальнейшем это может стать причиной не только формирования негативного отношения к миру, но и серьезных нарушениях в развитии его личности.
Важнейшим фактором, влияющим на положение ребенка в группе сверстников, характер взаимоотношений в «детском обществе», а значит и на эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, его психологическое здоровье, является педагог, стиль его общения с детьми и система ценностей.
В зарождении и установлении духовной близости в системе «ребенок — взрослый» (наличие которой тесно связано с психологическим здоровьем ребенка) особо важная роль В. И. Оюбодчиковым и А. В. Шуваловым отводится воспитательному такту(понимание и принятие взрослым детской самобытности, учет возрастных возможностей, субъектного опыта ребенка) и личностной зрелости. Отсутствие данных качеств у воспитателя создает вероятность неблагоприятного состояния психологического здоровья у его воспитанников.
Значим и стиль педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический). Ученые обнаружили, что наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений в детской группе оказывают такие параметры педагогического общения, как форма и модальность оценочных обращений к детям: соотношение мягких и жестких форм оценок, позитивных и негативных оценочных суждений.
Наиболее продуктивным является демократический стиль педагогического общения, которому характерны предвосхищающая позитивная оценка, превалирование положительных оценок деятельности дошкольников, мягких форм воздействия. В группах воспитателей демократического стиля руководства взаимоотношения детей отличаются наибольшей доброжелательностью, наименьшей конфликтностью, высоко развиты коммуникативные умения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям на заметку, педагоги советуют
11 уникальных советов родителям...
Педагогам на заметку
Информация для воспитателей...
Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...
на заметку родителям и педагогам,методический материал для развития мелкой моторики
В данной статье даются рекомендации о значении мелкой моторики для психического развития ребенка,о том что способствует ее лучшему развитию,и как можно сделать своими руками простейш...
Анализ ЭОР - педагогу на заметку
Материалы для педагогов, родителей, детей....
Педагогам на заметку
Консультации и рекомендации для педагогов ДОУ...
Педагогам на заметку
Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ...