Организация родительского собрания в ДОУ
консультация
Организация родительского собрания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_roditelskogo_sobraniya_v_dou.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация родительского собрания в ДОУ»
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и дошкольного воспитания. Родительское собрание – это не проста форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.
На собрании родителей лучше усадить на большие стулья в круг. В центре круга должно что-то быть, на чем можно сосредоточить внимание.
На собрании желательно присутствие 2 воспитателей (можно пригласить заведующего, заместителя заведующего, педагога-психолога, если в этом есть необходимость).
Можно использовать нечто, за что можно держаться (листочки, цветочки)
На одном личточке можно предложить написать имя, место работы, чей родитель,
на другом – ожидания родителей,
на третьем – чем я могу помочь (воспитатель может записать для себя виды помощи родителей).
На следующем собрании можно организовать мини-экскурсию по дошкольному учреждению (воспитатель рассказывает, а родители записывают, что нужно для развития детей)
Требования к мероприятиям с родителями:
- Активизация родителей
- Актуальность информационного блока для родителей
- Наличие развлекательной части (энерджайзер)
- Наличие возможности увидеть своего ребенка
- Наличие свободного непринужденного общения между родителями, между родителями и педагогом
Требования к проведению родительского собрания
- Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал.
- Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.
- Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.
- Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания.
Основные цели родительских собраний:
- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.
Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:
- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении;
- осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
- активизировать коммуникации в семье.
Правильно организованное собрание отвечает следующим принципам:
- проходит с равной активностью родителей и педагогов;
- участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
- тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
- собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными;
- организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения;
- решение, к которому приходит родительское собрание, – равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств;
- итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания
- Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
- Максимальная продолжительность – 1-1,5ч.(60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Утверждается план совместной работы на учебный год.
- Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
- Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.) и индивидуальной
( по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.
- Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:
-лекция;
-дискуссия;
-социально-педагогический тренинг;
-психологические игры и др.
- Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
- Выбор темы собрания
Тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений детского сада и семьи.
- Определение целей родительского собрания
(способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний, способствовать сплочению родительского комитета, выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, подвести итоги совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей за квартал, полугодие или учебный год и т.д.).
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания
(назначаются ответственные: за муз. оформление, оформление помещения и столов и т.д.)
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей
(проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов, беседы с детьми и родителями, заполнение простейших анкет, тестов с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь воспитателю в проведении микроисследований оказывает психолог. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.
- Приглашение родителей и других участников собрания
(желательно пригласить дважды: первый раз за 2-3 недели, второй раз – не позднее, чем за 4-5 дней. Можно вывесить коллективное приглашение, можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье)
- Изготовление памяток с советами на тему собрания
(Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом)
- Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания
(В конкурсах могут участвовать дети и родители, лучшие работы выбирают родители)
- Запись ответов детей по теме собрания на магнитафон (если нужно по сценарию)
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников
- Разработка сценария собрания
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям
- Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости)
- Написание плакатов по теме собрания
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания
Виды родительских собраний
Собрания можно условно разделить:
- на организационные (составляются и утв-ся планы работы, избирается родит. комитет, распределяются общественные поручения, разраб-ся меропр. с участием родителей);
- установочные (инструктивные), на кот. родителей знакомят с изменениями в нормативно-правовой базе, воспит.-образовательном процессе;
- знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о рез. психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др. без упоминания фамилий детей и родителей;
- консультативные (обсуждаются групповые мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей);
- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
- совместные с родителями и воспитанниками;
- тематические;
- -собрания-диспуты (выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов);
- собрания-практикумы (направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания);
- -отчетные (итоговые);
- информационно-просветительские(педагогическое просвещение членов родительского коллектива).
Основные этапы проведения родительного собрания
- Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей (5 мин)
(вступление короткое, эмоциональное, можно использовать музыкальный фон, можно разработать правила родительского собрания (на первом собрании), вывешиваются в родит. уголке (быть пунктуальным, позитивно настроенным, не критиковать и не перебивать друг друга, говорить кратко и по существу вопроса, никого ни к чему не принуждать, соблюдать при необходимости конфиденциальность. Правила должны быть реальными и доступными, не противоречить друг другу)
- Анализ анкет родителей (если таковые использовались)
(проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5-7 минут)
- Выступление по теме собрания
(оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 минут)
- Обсуждение проблемы родителями (20 мин)
(достаточно 3-4 выступлений)
Требования к беседе:
-не следует упрекать и поучать родителей;
-рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии;
-беседу лучше вести при мягком освещении;
-переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой;
-разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжать о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Анализ воспитателем результатов образовательной работы с воспитанниками по теме собрания
(начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям детей, имеющим проблемы в поведении, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. Может проводиться самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего (количество фишек не подсчитывается). Подводя итоги этого этапа собрания, педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
- Выполнение практических заданий всеми родителями
(это могут быть: изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание гимнастики для глаз и т.д.)
- Совместная работа родителей с детьми
(выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера и т.д.)
- Заключительная часть собрания
(подведение итога, определение темы следующего собрания, сроки проведения, запланировать участие родителей в его подготовке. В конце встречи воспитатель благодарит родителей за участие, совместную работу, вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей. Можно организовать чаепитие. Воспитатель предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в воспитании, обучении или поведении, для выявления причин этих проблем и нахождении совместного решения.
Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация родительского собрания
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собраниеРодительское собрание — общение воспитателя с родителя ми, формирование дружеских, партнерских...
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГТ»
Данная консультация будет полезна воспитателям. В нейподробно раскрыты подходы в организации родительских собраний....
Организация родительских собраний в ДОУ
Родительские собрания - это форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методам...
Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГОС»
новые подходы в проведении родительских собраний...
Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"
Мастер-класс "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"...
Буклет для воспитателей "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"
Буклет для воспитателей "Организация родительского собрания с использованием игровых приемов"...
Новые подходы в организации родительского собрания
консультация для педагогов по взаимодействию с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...