Картотека музыкально-дидактических игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
На этой страничке размещен сборник игр по музыкальному развитию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-дидактические игры для всех возрастов | 461.63 КБ |
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста | 283.2 КБ |
Картотека "Музыкальный сундучок" младшая группа | 2.33 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
Музыкально – дидактические игры для детей разного возраста
Музыкальный руководитель: Колмаков И.Р.
2021
Содержание
А. Игры для развития звуковысотного слуха: 4
- «Бубенчики»
- «Музыкальная лесенка»
- «Цирковые собачки»
- «Три поросёнка»
- «Птица и птенчики»
- «Качели
- «Птицы»
- «Эхо»
Б. Игры для развития ритмического слуха: 8
- «Кто как идёт»
- «Весёлые дудочки»
- «Что делают дети»
В. Игры для развития тембрового и динамического слуха: 9
- «Труба»
- «Громко – тихо»
- «Угадай на чём играю»
- «Солнышко и тучка»
- «Три цветка»
- «Удивительный светофор»
- «Песня – танец – марш»
- «Чей это марш»
- «Лесенка»
- «Музыкальные птенчики»
- «Кто поёт»
- «Угадай, на чём играю»
- «Звенящие колокольчики»
- «Узнай свой инструмент»
- «Карусель»
- «Петушок, курочка и цыплёнок»
- «Ритмическое лото»
Г. Игры для развития ритмического, тембрового и динамического слуха: 15
- «Музыкальные инструменты»
- «Угадай, на чём играю»
- «Музыкальный домик»
Д. Игры для развития диатонического слуха: 16
- «Громко – тихо запоём»
- «Звенящие колокольчики»
Е. Игры на развитие музыкальной памяти: 17
- «Назови композитора»
- «Узнай песню»
Список литературы _18
Музыкально – дидактические игры для разного возраста.
Игры для развития звуковысотного слуха:
«Бубенчики»
Цель:
Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты. Знать песню
«Бубенчики» муз. Тиличеевой.
Описание:
12 парных карточек: на карточках одной серии (12штук) на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа) на карточках другой серии (12 штук) бубенчики (верхний, средний, нижний) на линейках, соответствующих этим нотам. Каждый бубенчик и нота нарисованы отдельно на четырех карточка разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого. Цвет дается с двух сторон. Для игры используется металлофон и ширма.
«Музыкальные лесенки»
Цель:
Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз:
- до – ре – ми; ми – ре – до.
- до – ре – ми – фа; фа – ми – ре – до.
- до – ре – ми – фа – соль; соль – фа – ми – ре - до. Ступени лада поются со словами:
- «вверх иду»; «вниз иду».
- «вверх я иду»; «вниз я иду».
- «вот иду я вверх»; «вот иду я вниз».
Дети должны знать последовательность звуков и петь их.
Описание:
4 комплекта карточек разного цвета (с обеих сторон): красного, синего, зеленого, желтого. В один комплект входят 12 карточек, т.е. 6 пар. Каждая пара состоит из карточки, на которой нарисована лесенка и карточки с изображением кружков, соответствующих ступенькам лесенки. Всего по 2
карточки с тремя ступеньками и тремя кружками, идущими вниз и вверх; по две карточки с четырьмя ступеньками и четырьмя кружками, идущими вверх и вниз; по две карточки с пятью ступеньками и пятью кружками, идущими вверх и вниз. Для игры необходим металлофон и ширма.
«Цирковые собачки»
Цель:
Упражнять детей в различении полного звукоряда (7 ступеней), неполного звукоряда (5 ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз.
Описание:
Две большие карточки, на которых изображены лесенка из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку. На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек такие же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями:
- нарисован полный звукоряд;
- последовательность из пяти звуков, идущих вверх: (до – соль);
- последовательность из пяти звуков, идущих вниз :(соль – до);
- последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: (до – ми – соль);
- последовательность из трех звуков мажорного трезвучия идущего вниз: (соль – ми – до);
- два звука разной высоты: (до1 – до2 октавы)
Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.
«Три поросенка»
Цель:
Упражнять детей в развитии звуковысотного слуха, точном интонировании.
Описание:
Детям показывают домик, в котором живут три веселых поросенка: Наф – Наф, Ниф – Ниф и Нуф – Нуф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике, и выйдут тогда, когда вы споете так, как они. У Ниф – Нифа самый высокий голос, у Наф –Нафа – самый низкий, а у Нуф – Нуфа - средний
Дети по очереди протягивают полоску в окошке домика. В окошке появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я, Ниф- Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, ему помогает музыкальный руководитель. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.
Для игры нужны домик, полоска с нарисованными поросятами в разного цвета шапочки, карточки.
«Птица и птенчики»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1 – до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки, на которых даны контурные изображения: На первой – птица, на второй – птенчики. Две другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части (четыре квадрата из одной карточки). В игре используется металлофон и настольная ширма.
«Качели»
Цель:
Закреплять восприятие и различение звуков септимы (до2 - ре1). Требуется знание песни «Качели» Е. Тиличеевой.
Описание: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие карточки – фигурки в форме качелей по ходу игры накладывается на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
«Курицы»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты (фа – до2) Требуется знание песни «Курица» Е. Тиличеевой.
Описание:
Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку), на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку). Другая пара таких же карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части. Металлофон, ширма.
«Эхо»
Цель:
Закреплять различение звуков сексты (ре – си). Требуется знание песни
«Эхо» Е. Тиличеевой.
Описание:
Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившись в лесу, они кричат «а - у», две из низ только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звуку, приподняв голову вверх. Четыре фигурки елок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
Игры для развития ритмического слуха:
«Кто как идет»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках. Требуется знание песни «Кто как идет» Г. Левкодимова.
Описание:
Три карточки с контурным изображением зверей, идущих с палочками: на одной – медведь, на другой – лиса, на третьей – волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части.
Металлофон, ширма.
«Веселые дудочки»
Цель:
Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: Требуется знание песни
«Веселые дудочки».
а) трубы (играет медведь) б) дудочки (играет лиса)
в) свирели (играет мышонок)
Описание:
Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.
«Что делают дети»
Цель:
Способность различать марш, песню, колыбельную.
Описание:
Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они маршируют, поют, спят). Вторая половина пустая, фишки.
Игры для развития тембрового и динамического слуха:
«Труба»
Цель:
Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.
Описание:
Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
«Громко – тихо»
Цель:
Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко – тихо».
Описание: Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.
«Угадай, на чем играю»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Описание:
Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.
«Солнышко и тучка»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыке.
Описание:
Карточка из картона разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты:
на одном из них изображено сияющее солнышко, на другом – солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»), на третьем – тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному;
грустному.
«Три цветка»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыке.
Описание:
Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
- веселая, плясовая, задорная
- Грустная, жалобная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
«Удивительный светофор»
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыки.
Описание:
Карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков – фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, танцуют.
«Песня – танец – марш»
Цель:
Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание:
1й вариант. Карточка разделена на три квадрата Отдельно делают такие же по размеру квадраты: На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан, что условно соответствует разным музыкальным жанрам – марш, танец, песня.
2й вариант: На квадратах большой карточки изображены:
На первом – поющая девочка, на втором – пляшущая девочка, на третьем – мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры.
«Чей это марш»
Цель:
Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Описание:
Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие пионеры, на втором – марширующие солдаты, на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (они могут быть разноцветными)
«Лесенка»
Цель:
Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
Описание:
Две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной изображена девочка, поднимающая по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающая по лесенке вниз.
«Музыкальные птенчики»
Цель:
Различать высоту звуков (высокий и низкий)
Описание:
Карточка и изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички – 5 штук. Комплект готовится на каждого ребенка.
«Кто поет»
Цель:
Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
Описание:
Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
«Угадай, на чем играю»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Описание:
Карточка из картона, на которой изображены музыкальные инструменты, картонные фишки.
«Звенящие колокольчики»
Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.
Описание:
Карточка разделена на три квадрата, на которой изображены музыкальные инструменты, условно обозначающие различные динамические оттенки в музыке: на первом – изображен один колокольчик, что соответствует негромкому звучанию музыки (p – пиано), на втором – обруч с двумя укрепленными на нем колокольчиками, что соответствует более громкому звучанию (mf- меццо форте), на третьем – тамбурин со множеством подвешенных к нему бубенчиков, что соответствует громкому звучанию музыки (f – форте)
«Узнай свой инструмент»
Цель:
Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.
Описание:
Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
«Карусель»
Цель:
Учить детей чувствовать изменения темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному.
Описание:
Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
«Петушок, курочка и цыпленок»
Цель:
Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Знать песни
«Петушок», «Курочка», «Цыпленок».
Описание:
Карточка разделена на три квадрата. На них дается контурное изображение петуха, курицы и цыпленка. Под каждым рисунком дается ритмический рисунок (составлен из зерен). В игре используется металлофон и ширма.
«Ритмическое лото»
Цель:
Упражнять детей в различении ритмических рисунков песен Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря».
а) «Мы идем с флажками» б) «Небо синее»
в) «Месяц май»
г) «Смелый пилот»
Описание:
Карточка разделена на четыре квадрата. В каждом квадрате рисунки, соответствующие содержанию данных песен. На маленьких карточках к этим песням даны ритмические рисунки в виде палочек разной длины, условно соответствующих коротким и долгим звукам. С обратной стороны карточки цветные, сходные по цвету с полосой на большой карточке. Для игры нужен металлофон и ширма.
Игры для развития ритмического, тембрового и динамического слуха:
«Музыкальные инструменты»
Цель:
Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов: триолы, аккордеона, жалейки, трещотки, цитры.
Описание:
Восемь карточек типа лото с цветными полосками внизу (две - с красной; две - с синей; две – с зеленой; две – с желтой). На четырех карточках каждого цвета по две пустые клетки, на других - четыре по одной. На всех остальных клетках дается контурное изображение, какого – либо музыкального инструмента, повторяющееся 4 раза. На 28 маленьких карточках нарисованы такие же инструменты, но цветные. Обратная сторона маленьких карточек соответствует цветной полосе на большой карточке. Для игры необходимо все перечисленные инструменты и ширма.
«Угадай, на чем играю?»
Цель:
Упражнять детей в различении музыкальных инструментов.
Описание:
Детям раздаются по несколько карточек. Ребенок – водящий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и закрывают вторую половину карточки фишкой. Для игры необходимы фишки и детские музыкальные инструменты.
«Музыкальный домик»
Цель:
Упражнять детей в исполнении не сложной попевки на различных музыкальных инструментах, различать тембр.
Описание:
Педагог показывает «музыкальный домик». Рассказывает, что домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться , то можно услышать их звуки из разных окон домика. Педагог исполняет мелодии на разных инструментах. Дети вызываются по одному, Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками , на которых изображены музыкальные инструменты, и выбирает нужную карточку. Затем задание выполняет другой ребенок, и так, пока не закроются все пустые окна домика. Для игры необходим «музыкальный домик», триола, треугольник, бубен, трещетка, металлофон, тарелки.
Игры для развития диатонического слуха:
«Громко – тихо запоем»
Цель:
Упражнять в различении динамических оттенков, воспринимать музыку разного характера.
Описание:
Выбирается водящий, он уходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Звенящие колокольчики»
Цель:
Упражнять детей в различении меняющихся динамических оттенков.
Описание:
Педагог исполняет произведение, дети, высказывают свое отношение к музыке, отмечают ее характер. Обобщая ответы, педагог обращает внимание на то, что музыка звучит не одинаково: то громче, то тише. Во время повторного исполнения дети внимательно слушают музыку, и выкладывают карточку с условным обозначением меняющейся динамики: когда музыка звучит тихо – кладут карточку с изображением одного колокольчика, когда музыка звучит чуть громче – карточка с изображением двух колокольчиков, когда музыка звучит громко – карточка с изображением тамбурина. При наличии пособия в игре могут участвовать все дети.
Игры на развитие музыкальной памяти:
«Назови композитора»
Цель:
Упражнять детей в развитии памяти. Расширять словарный запас.
Описание:
Детям показывают портреты композиторов: М Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, Шопена, Моцарта, предлагается назвать произведения этих композиторов. За правильный ответ дается жетон. Затем проигрывается то или иное произведение, отгадавший ребенок должен коротко рассказать о нем и получить следующий жетон выиграл тот, у кого больше всех жетонов.
«Угадай песню»
Цель:
Упражнять детей в развитии памяти.
Описание:
Детям раздаются карточки – картинки с изображением содержания знакомых песен.
Исполняется песня, узнав мелодию, дети закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Список литературы
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» младшая группа.
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» средняя группа.
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» старшая группа.
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» подготовительная группа.
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Левой – правой» марши в детском саду.
Предварительный просмотр:
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
Колмаков И.Р.
Игра для развития памяти и слуха
«Музыкальное лото по памяти»
Программное содержание. Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.
Игровой материал. Карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.
Ход игры. Педагог раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого-то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все картинки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке. Если это их картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.
Игра для развития памяти и слуха
«Какой инструмент лишний?»
Программное содержание. Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.
Ход игры. Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек 4-5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.
Игра
для развития чувства ритма
«Зонтик»
Цель: Закреплять у детей знания о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце.
Демонстрационный: фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики. С обратной стороны каждого большого кружочка нарисована нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая). Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным станом.
Раздаточный: металлофон, карточки на каждого ребенка с нотным станом, маленькие кружочки-зонтики.
Ход игры: Педагог: Нотки бегали, скакали и под вечер все устали. Посидим и отдохнем и у зонтика споем.
Нотку-зонтик ты возьми, сколько длится – назови. Дети (поют попевку «Зонтик»).
Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас. Быстро зонтик повернем, сколько длится – назовем.
Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет
со стола любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты
(целая, половинная, четвертная, восьмая, затем возвращает зонтик на стол.
Игра
для развития чувства ритма
«Воздушные шары»
Цель: Закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.
Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.
Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка. Все на шарики смотрел даже песенку запел.
(поет на слог «ля» попевку, прохлопывая ритм).
Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.
Ход игры: Педагог:
Медвежонку в магазине много шариков купили – Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку, Игра для развития чувства ритма
«Придумай имя и животное»
Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».
Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.
Ход игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д.
Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним- четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена.
Затем педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле-о-пард. Дети вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После педагог предлагает детям проиграть ритм на каком-либо инструменте.
Игра
для развития чувства ритма
«Ритмическое эхо»
Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте);
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
Примечания:
- Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
- Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
Игра
для развития чувства ритма
«Переводчик»
Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.
Дидактический материал: карточки с графиками ритмов знакомых песен.
Ход игры: Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы.
Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, используя хлопки, шлепки или притопы и заменяя текст ритмическими символами.
Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на фланелеграфе или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.
Игра для развития чувства ритма
«Угадай мелодию»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям- солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.
Игра для развития чувства ритма
«Долгие и короткие звуки»
Цель: Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.
Дидактический материал: карточки с различными группировками символов.
Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочередно сменяющиеся друг друга ритмические карточки.
Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами или между мальчиками и девочками.
Предложить детям проиграть ритмический рисунок на каком-либо детском музыкальном инструменте.
Игра
для развития чувства ритма
«Ритмическое лото»
Цель: Закреплять полученные знания детей в процессе развития чувства ритма.
Дидактический материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеечек (нотный стан, кружочки – долгие, короткие звуки, музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон).
Ход игры: Ребенок-ведущий играет на каком-либо инструменте простой ритмический рисунок. Дети должны на карточке выложить данный ритмический рисунок вверху, внизу или по середине нотного стана, ориентируясь на звучание музыкального инструмента.
Игра
для развития чувства ритма
«Определи по ритму»
Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте. Ручки, ручки, все за мною дружно повторяйте.
Педагог под музыку «Гопак» М. Мусоргский из оперы «Сорочинская ярмарка» прохлопывает ритмический рисунок на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детский инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
Игра
для развития чувства ритма
«Ручей»
Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.
Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.
- Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей? Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!
- Ты торопишься всегда, да, да, да, да! К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!
- Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой! Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!
- Ручеек, а где же я, я, я, я, я?
Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!
Игра для развития памяти и слуха
«Составь оркестр»
Программное содержание. Воспринимать и узнавать звучание различных оркестров: народного, симфонического, духового. Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).
Игровой материал. Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: Вариант 1. Детям раздаются карточки; звучит музыка (фрагмент) «Полянка», «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Или звучит «Полька» Д.Шостаковича из Первой балетной сюиты, «В пещере горного короля» Э.Грига или «Военный марш» Г.Свиридова. Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками русских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов, т.е. «собраться» в оркестр народных инструментов, в симфонический оркестр или в духовой оркестр.
Вариант 2. Детям раздаются карточки с изображением различных музыкальных инструментов, и предлагается собраться в подгруппы. Например, - народные инструменты, духовые, струнные, ударные, клавишные и т.д.
Игра для развития
звуковысотного слуха
«Три поросенка»
Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При
выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.
Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.
Игра для развития
звуковысотного слуха
«Звуки разные бывают»
Дети встают в круг. ««Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков», – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.
Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.
Игра для развития детского творчества
«Музыкальные птенчики»
Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества.
Игровой материал
Демонстрационный: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт., набор шапочек для «птичек».
Раздаточный: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт. комплект готовится на каждого ребёнка.
Ход игры:
Педагог
- Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали летать с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Педагог выбирает маму-птичку и птенчиков. Надевает на них шапочки и даёт им в руки изображения птиц.
Дети (поют попевку): Мы птенчики весёлые, у меем мы летать И с веточки на веточку н ам весело порхать
Дети - птенчики, поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик РЕ, птенчик СИ Не хочу к тебе лететь, б уду здесь я песни петь.
Затем свою песенку поёт мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. А мамочка волнуется: л ети-ка птенчик, вниз!
Спою я колыбельную, и ты уснёшь, малыш!
Каждый птенчик поочерёдно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.
Игра
для развития
звуковысотного слуха
«Домик-крошечка»
Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз.
Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.
Ход игры:
Педагог:
Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идёи, все идём. Свою песенку поём, да поём.
Приходите в теремок, в теремок.
Будем печь большой пирог, да пирог. С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт
себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу:
- По ступенькам я иду…
Затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу:
- В дом чудесный захожу!
Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.
Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт:
- По ступенькам вниз иду…
Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:
- По тропиночке уйду.
Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
Игра
для развития звуковысотного слуха
«Птичий концерт»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).
Ход игры:
Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.
Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.
Ведущий
На березовой верхушке Целый день поет кукушка: Дети
Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Ведущий
А синица целый день Поет громко:
Дети
Тень-тень, тень-тень!
Ведущий
Вторит дятел им:
Тук-тук-тук,
Долбя клювом старый сук.
Дети
Тук-тук-тук!
Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.
Игра
для развития тембрового слуха и чувства ритма
«Угадай на чем играю»
Игровой материал Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок- ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение раз личных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких.
Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
Игра
для развития чувства ритма
«Прогулка в парк»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек наклеена фланель).
Ход игры:
Дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым.
«Таня взяла мяч», - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится в свободное от занятий время.
«Музыкальный магазин»
Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей. Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, музыкальный молоточек, ложки, погремушки и т.д.)
Ход игры.
Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.
Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.
Игра
для развития тембрового слуха Игра
для развития тембрового слуха
«Весело - грустно»
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер
(закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.
На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова:
«Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.
Игра
для развития музыкальной памяти
«Сколько нас поет?»
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.
В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек, Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей.
Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего
Игра
для развития музыкальной памяти
«Волшебный волчок»
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
Игра
для развития музыкальной памяти
«Назови композитора»
Игровой материал. Проигрыватель с пластинками программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра
для развития музыкальной памяти
«Веселая пластинка»
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок — в центре нарисована картинка, передающая содержание песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому- нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди
маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Игра
для развития детского творчества
«Музыкальный телефон»
Игровой материал. К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска помещены рисунки, переедающие содержание знакомых детям песен.
Ход игры. Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель- ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему любую песню — она будет исполнена. Вращается диск телефона вправо, стрелка останавливается против рисунка, на котором изображены, например, гуси. Все поют песню «Гуси» А. Филиппенко. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется другая песня, которую поют все дети или индивидуально, по желанию. Перед исполнением песни дети должны назвать ее и имя композитора. В дальнейшем дети играют самостоятельно по типу концерта по заявкам
Игра
для развития детского творчества
«Музыкальная шкатулка»
Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).
Ход игры. В шкатулке помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.
В дальнейшем игра проводится как концерт.
Игра
для развития детского творчества
«Веселый маятник»
Игровой материал. На планшете изображен маятник, под ним рисунки, соответствующие содержанию какого-либо вида детской исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, танец, чтение стихотворения.
Ход игры . Д ети рассаживаются полукругом, в центре ведущий, он держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке,
изображающем поющих детей. Все или заранее выбранные дети исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий указывает стрелкой и объявляет следующий номер (называет имя ребенка и вид его деятельности). Таким образом организуется концерт детской художественной самодеятельности.
Игра проводится как развлечение.
Игра
для развития детского творчества
«Музыкальная карусель»
Игровой материал. Карусель — подвижный шестигранник, на каждой стороне которого крепится рисунок, характеризующий один из видов детской деятельности.
Ход игры. Дети садятся по кругу, ведущий в центре за столом, на котором устанавливается карусель. Дети загадывают, кто будет первым играть на металлофоне. Ведущий раскручивает карусель. Когда она останавливается, дети определяют, кто сидит перед картинкой с изображением играющего на металлофоне. Этот ребенок должен исполнить на металлофоне какую- либо мелодию.
Таким образом дети определяют, кто будет петь, танцевать, читать стихи.
Игра
для развития восприятия музыки
«Вертушка»
Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.
Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.
Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.
Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.
Игра
на определение характера музыки
«Снеговики настроения»
Цель. Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение, переданное в ней.
Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки: Весёлая, радостная, плясовая, задорная; Грустная, жалобная. На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий характер музыки.
Методика проведения
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
Желающие дети самостоятельно под музыку придумывают образ грустного и веселого снеговика.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр...
Картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...