План по самообразованию Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в программе «Социокультурные истоки» (2021 – 2022 уч. год)
материал (подготовительная группа)
План по самообразованию Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в программе «Социокультурные истоки»
(2021 – 2022 уч. год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_shishlyannikova_e.v._21-22_god.docx | 21.42 КБ |
Отчет по самообразованию | 56.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в программе «Социокультурные истоки»
(2021 – 2022 уч. год)
Воспитатель подготовительной группы:
Шишлянникова Е.В.
№ | Форма и название мероприятия | Сроки | Литература |
1 | Знакомство с учебными пособиями «Социокультурные истоки для детей старшего дошкольного возраста» (дидактический и методический материал); Тема: «Сказочное слово» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основе р.н.с. «Царевна – лягушка» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», личного опыта детей. 2. «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. 3.Игра-драмматизация «Путешествие по сказкам». 4.Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | сентябрь | 1.Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, 2018 г. 2.Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий»/Волгоград: Учитель, 2011. - 159 3.Камкин А.В, Кузьмин И.А. «Истоковедение». – 2-е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с. 4.Книга 1 «Традиции слова» 5.Книга 2 «Традиции образа» 6.Книга 3 «Традиции дела» 7.Книга 4 «Традиции праздника» Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2017.-24с. 8. Изучить статью в журнале «Дошкольное воспитание» №3 2018 9.Д. Эльконин. «Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей» «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». 10. Методическое пособие «Активные формы обучения в дошкольном образовании» (3-7 лет). Издание 5-е, дополненное. Под ред.И.А. Кузьмина - М.: Издательский дом «Истоки». 2012. - 224 с. 11.http://www.istoky-co.ru/main.php 12.https://nsportal.ru/user/386898/page/programma-sotsiokulturnye-istoki |
2 | Тема: «Напутственное слово» 1. Работа в круге: разговор с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского (стр.5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр.6-14), пословиц (стр.4) и личного опыта. 2. «Напутственное слово». Работа в паре (стр.18) 3. Выполнение задания на страницах 16-17- Найти напутственные слова в стихотворных строках из сказок А.С.Пушкина. 4. Оформление страницы альбома: рисунок «Василиса Прекрасная» 5.Игра «Доброе слово сказать - посошок в руку дать» | октябрь | |
3 | Тема: «Жизненный путь» 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Пёрышко Финиста Ясного-сокола» (стр.21-32), притчи «Старик и яблоня» (стр.33), пословиц (стр.20) и личного опыта детей. 2. Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей) 3.Выполнение задания «Этапы жизненного пути» 4. «Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | ноябрь | |
4 | Тема: «Светлый образ» 1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение») (стр.5-8) 2. Чтение фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике» (стр9-14) 3.Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 4.Оформление страницы альбома: рисунок | декабрь | |
5 | Тема: «Великий чудотворный образ» 1 Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва» (стр.19-23), фрагменту из Жития Преподобного Сергия Радонежского» (стр.24-25) 2.Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование) 3. Работа в паре «Светлый образ» (стр.26-27) 4. Выполнение задания | январь | |
6 | Тема: «Мастера и рукодельницы» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе рассказа П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр.5-12), пословиц (стр.4) 2.«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. 3.Выполнение задания (стр.14,16). 4. Оформление страницы альбома «Русские узоры» (стр. 15) | февраль | |
7 | Тема: «Старание и терпение» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (стр.26-32), и пословиц (стр. 20). 2. Игра «Куда иголочка, туда и ниточка». 3. Работа в паре «Старание и терпение» (стр.34-35). 4.Творческое задание «Иллюстрация к сказке» (стр.33) выполняется с детьми дома или на занятиях по изобразительной деятельности Подготовить консультацию для родителей «Учим ребёнка общаться» | март | |
8 | Тема: «Семейные традиции» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение») (стр.12-13), сказа П.П. Бажова Живинка в деле» (стр. 6-11), рассказа О. С. Абрамовой «Семейная радость» (стр.5), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2.Выполнение задания (стр.14). Весенний хоровод по усмотрению воспитателя. 3.Работа в паре «Семейные традиции» (стр.16). 4.Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) | апрель | |
9 | Тема: «Книга - праздник души» 1. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека (на основе серии книг для развития детей 6-7 лет). Организация выставки «Книга – праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 2.Работа в паре «Книга – праздник души». 3..Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах Альбома «Мои истоки» (на основе книг для развития). 4.«До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! | май |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Отчет по самообразованию по теме:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире по программе «Социокультурные истоки»
(2021 – 2022 уч. год)
Подготовительная группа «Фантазеры»
Воспитатель: Шишлянникова Е.В.
г.п. Пойковский 2022 год
Содержание
№ | Содержание по теме самообразования | Страница |
1. | Паспорт | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Актуальность выбранной темы | 4 |
4. | Цель и задачи | 4 |
5. | Предполагаемые результаты | 5 |
6. | Этапы реализации (направления) | 5 |
7. | План деятельности | 5 |
8. | Научно – методическое обеспечение | 10 |
9. | Условия реализации | 12 |
10. | Обобщение результатов | 15 |
Литература | 16 |
- Паспорт
1 | Наименование учреждения | Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок» |
2 | Воспитатель | Шишлянникова Евгения Владимировна |
3 | Название темы самообразования | «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире по программе «Социокультурные истоки» |
4 | Цель | Повышать уровнь профессиональной компетентности по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки». |
5 | Задачи | - Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения сетевых методических взаимодействий и мероприятий и т.д.; - Повышать уровень коммуникативных умений воспитанников средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»; - Повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного развития детей дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки». |
6 | Проблема | Происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. |
7 | Предполагаемый результат | - Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников; - Сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения; - Повышен уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей. |
- Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное Российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
- Актуальность выбранной темы
В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка, как средство и обучения, как средство социализации. Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе. Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные истоки» (авторы И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В.Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В работе с дошкольниками программа учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Внедрение и использование программы «Социокультурные истоки» в ДОУ может стать мощным средством формирования коммуникативных навыков и духовно-нравственного развития дошкольников на основе ознакомления с искусством, историей, культурой, бытом русского народа, развиваются творческие способности детей на основе активного освоения целостной культуры народа России.
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации данной программы для дошкольного образования, что позволит сформировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
- Цель и задачи
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.
Цель: Повышать уровнь профессиональной компетентности по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».
Задачи:
- Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения СМВ и мероприятий и т.д.;
- Повышать уровень коммуникативных умений воспитанников средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки»;
- Повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного развития детей дошкольного возраста средствами учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».
- Предполагаемые результаты
В соответствии поставленными целями и задачами ожидаются следующие результаты:
- повышение собственного профессионального уровня знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников;
- сформированность уровня необходимых коммуникативных умений воспитанников, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
- повышение уровня педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
- Этапы реализации (направления)
Этапы работы:
Первый этап. Подготовительный (сентябрь)
Второй этап. Основной (октябрь - апрель)
Третий этап. Заключительный (май)
- План образовательной деятельности
Образовательная деятельность требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания обучения и развития ребенка.
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями |
сентябрь | Знакомство с учебными пособиями «Социокультурные истоки для детей старшего дошкольного возраста» (дидактический и методический материал); Тема: «Сказочное слово» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основе р.н.с. «Царевна – лягушка» и сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», из личного опыта детей. 2. «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. 3.Игра-драмматизация «Путешествие по сказкам». 4.Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | - Знакомство родителей с программой «Социокультурные истоки». - Знакомство с учебными пособиями «Социокультурные истоки для дошкольников». - Анкетирование «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников» Цель: изучить отношение родителей к развитию коммуникативных навыков дошкольников. |
октябрь | Тема: «Напутственное слово» 1. Работа в круге: разговор с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского (стр.5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр.6-14), пословиц (стр.4) и личного опыта. 2. «Напутственное слово». Работа в паре (стр.18) 3. Выполнение задания на страницах 16-17- Найти напутственные слова в стихотворных строках из сказок А.С.Пушкина. 4. Оформление страницы альбома: рисунок «Василиса Прекрасная» 5.Игра «Доброе слово сказать - посошок в руку дать» | Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у старшего дошкольника через семью». |
ноябрь | Тема: «Жизненный путь» 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Пёрышко Финиста Ясного-сокола» (стр.21-32), притчи «Старик и яблоня» (стр.33), пословиц (стр.20) и личного опыта детей. 2. Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей) 3.Выполнение задания «Этапы жизненного пути» 4. «Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | Выполнение задания «Этапы жизненного пути» |
декабрь | Тема: «Светлый образ» 1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение») (стр.5-8) 2. Чтение фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике» (стр9-14) 3.Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 4.Оформление страницы альбома: рисунок | Подготовить педагогический вестник для педагогов «Игровая деятельность в социально коммуникативном развитии» |
январь | Тема: «Великий чудотворный образ» 1 Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва» (стр.19-23), фрагменту из Жития Преподобного Сергия Радонежского» (стр.24-25) 2.Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование) 3. Работа в паре «Светлый образ» (стр.26-27) 4. Выполнение задания | |
февраль | Тема: «Мастера и рукодельницы» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе рассказа П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр.5-12), пословиц (стр.4) 2.«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. 3.Выполнение задания (стр.14,16). 4. Оформление страницы альбома «Русские узоры» (стр. 15) | |
март | Тема: «Старание и терпение» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (стр.26-32), и пословиц (стр. 20). 2. Игра «Куда иголочка, туда и ниточка». 3. Работа в паре «Старание и терпение» (стр.34-35). 4.Творческое задание «Иллюстрация к сказке» (стр.33) выполняется с детьми дома или на занятиях по изобразительной деятельности Подготовить консультацию для родителей «Учим ребёнка общаться» | Подготовить консультацию для родителей «Учим ребёнка общаться» |
апрель | Тема: «Семейные традиции» 1.Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение») (стр.12-13), сказа П.П. Бажова Живинка в деле» (стр. 6-11), рассказа О. С. Абрамовой «Семейная радость» (стр.5), пословиц (стр.4) и личного опыта детей. 2.Выполнение задания (стр.14). 3.Работа в паре «Семейные традиции» (стр.16). 4.Оформление страницы альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) | Разучивание песни заклички «Весенний хоровод» |
май | Тема: «Книга - праздник души» 1. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека (на основе серии книг для развития детей 6-7 лет). Организация выставки «Книга – праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 2.Работа в паре «Книга – праздник души». 3.Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах Альбома «Мои истоки» (на основе книг для развития). 4.«До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! | Оформление страницы Альбома «Мои истоки» (стр. 27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности. |
Программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение занятий с родителями по программе «Социокультурные истоки»;
2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.
В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми. Содержание книг носит интегративный характер. В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, сказы, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной деятельности
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
Содержание деятельности | Занятие 1 сентябрь | Занятие 2 октябрь | Занятие 3 ноябрь | Занятие 4 декабрь | Занятие 5 январь | Занятие 6 февраль | Занятие 7 март | Занятие 8 апрель | Занятие 9 май | |
Основные социокультурные категории | Традиции слова | Традиции образа | Традиции дела | Традиции праздника | ||||||
Книги для развития (центральная сказка) | Русские народные сказки «Царевналягущка» (стр.4-10), А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (стр. 11-26), «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д.Ушинского Ветер и солнце» (стр. 5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр. 6- 14) «Перышко Финиста Ясна-сокола» (стр.21- 32), притчи «Старик и яблоня» (стр.33) | Произведение И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение») (стр.5-8), фрагментов«Жития преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия, «Чудо об источнике» (стр. 9-14). Рассказ «Куликовская битва» (стр.19-23) | Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр. 5-12) русские народные сказки «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (стр.26-32) | И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение») мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3. Развитие единого контекста в группе (стр.12-13), сказа П.П. Бажова «Живинка в деле» (стр. 6-11), рассказа О. С. Абрамовой «Семейная радость» (стр.5) | ||||||
Тема занятия | Сказочное слово | Напутственное слово | Жизненный путь | Светлый образ | Чудотворный образ | Мастера и рукодельницы | Старание и терпение | Семейные традиции | Книга – праздник души | |
Участие родителей в подготовке и проведении занятий | Первоначально е знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». Развитие общения в паре. | Работа в паре «Напутственное слово» (стр. 18). | Освоение социокультурной категории «Традиции слова». | Оформление страницы альбома «О Преподобном Сергии Радонежском» (стр.14) | Художественнопродуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). | Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр. 5-12), пословиц (стр.4). 2. выполнение задания (стр.14,16). | Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (стр.26-32), и пословиц (стр. 20). 2. Игра «куда иголочка, туда и ниточка». 3. Работа в паре «Старание и терпение» (стр.34-35). | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». .Организация выставки «Книга – праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет. | Ресурсный круг (с делегированием) «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми». | |
Система занятий с родителями Тема занятия Активное занятие | Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка» (стр.29) Занятие с родителями на тему «Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок» Семейное чтение книги 1 «Сказочное слово» | Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная» (стр.15) предлагается выполнить детям дома вместе с родителями Занятие с родителями на тему «Напутственное слово в семье» Семейное чтение 1 части «Напутственное слово» книги 2 | Ресурсный круг «Жизненный путь» . Оформление страницы альбома «Кем я хочу стать» (стр.35) Семейное чтение 2 части «Жизненный путь» книги 2 «Напутственное слово» | Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского». Семейное чтение 1 части «Светлый образ» книги 3 «Светлый образ». | Работа в паре «Светлый образ» (стр.26-27). Выполнение задания. Занятие с родителями на тему «Светлый образ» Семейное чтение 2 части книги 3 «Светлый образ» | Оформление страницы альбома «Русские узоры» (стр. 15) предлагается выполнить детям на занятии по изобразительной деятельности или дома. Семейное чтение 1 части «Мастера и рукодельницы» книги 4 | Творческое задание «Иллюстрация к сказке» (стр.33) выполняется с детьми дома. Занятие с родителями на тему «Старание и терпение». Семейное чтение 2 части «Старание и терпение» книги 4 «Мастера и рукодельницы». | Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) Семейное чтение 1 части «Семейные традиции» . книги 5 «Семейные традиции». | Ресурсный круг с делегиро – ванием Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Здравствуй школа!» Занятие с родителями на тему «Книга – праздник души». |
- Методическое обеспечение по программе «Социокультурные истоки» организуется в взаимодействии с развивающими книгами:
1. Традиции слова.
2. Традиции образа.
3. Традиции дела.
4. Традиции праздника.
Книги для развития являются эффективным средством социализации, в основе которой – формирование системы духовно – нравственных и социокультурных ценностей у детей и их родителей.
- Условия реализации
Условия реализации разделены на этапы:
Первый этап. Подготовительный (сентябрь)
- Диагностика уровня коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста;
- Определение цели и задач по теме самообразования;
- Изучение литературы, книг, методических рекомендации;
- Обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды;
- Составление плана, конспектов, картотек игр, пособий;
- Знакомство с работами других педагогов.
Второй этап. Основной (октябрь - апрель).
Интеграция образовательных областей осуществляется на основе единой системы социокультурных категорий и ценностей, образующих стержневую основу содержания воспитательно-образовательного процесса.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Программа «Социокультурные истоки» в реализации способствует формированию у детей:
- первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- о малой родине и Отечестве;
- о социокультурных ценностях нашего народа;
- об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область «Речевое развитие»
Программа «Социокультурные истоки» способствует формированию умений и навыков:
- работы с детской литературой;
- слушания чтения взрослыми литературных текстов в книгах для развития;
- запоминания понравившихся отрывков текстов;
- восприятия содержания книг для развития;
Задачи, реализуемые в Истоках:
- обогащение активного словаря
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- проявления личностного отношения, сопереживания героям литературных произведений;
- проявления интереса к родному слову в литературных произведениях;
- общения со взрослыми и сверстниками в процессе слушания и восприятия содержания книг для развития;
- развития грамматического строя речи, лексической и произносительной стороны речи;
- активного речевого развития дошкольников;
- развития вербальных и невербальных средств общения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Программа «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС способствует:
- формирования эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды развития;
- эмоционально-образного развития духовно-нравственного контекста осваиваемых категорий;
- эмоционально-чувственного развития;
- музыкально-творческого развития;
Программа «Социокультурные истоки» формирует у детей художественные умения и навыки:
- работы с разными изобразительными материалами;
- использования разнообразных технических приёмов в создании образов на страницах Альбома в книгах для развития и в Альбомах для рисования;
- передачи отношения к герою с помощью цвета, линии, формы, пространственного расположения;
- отражения действительности в художественнообразной форме;
- доведения рисунка до логического завершения;
- культуры слушания родной музыки, умения высказывать свои впечатления о прослушанном;
- выразительного исполнения родных песен;
- сочинять мелодию колыбельной песни;
- эмоционально-образно исполнять народные хороводы, используя мимику и пантомиму;
- инсценировать родные песни;
- подыгрывать простейшие мелодии на народных инструментах.
Образовательная область «Физическое развитие»
Программа «Социокультурные истоки» способствует:
- правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- овладению подвижными играми с правилами; ν становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек.
Провели беседы с детьми на тему: «О мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», «О старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет, пословиц из личного опыта детей.
Прочитали р.н. сказки «Царевна лягушка», А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-сокола»,
притчи «Старик и яблоня». Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок», русские народные сказки «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Рассказа О. С. Абрамовой «Семейная радость». Провели викторину с детьми «Узнай и назови сказку», «Отгадайте сказочного героя». Познакомились с играми «Куда иголочка, туда и ниточка», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей).
Оформили страницы Альбома «Наши ИСТОКИ»
Работали в парах, индивидуально.
Были проведены ряд занятий о праздниках: «Вербное Воскресение», «Благовещение», «Пасха». Дети узнали много интересного об этих праздниках. Закреплением знаний об этих православных праздниках послужили занятия по художественно – эстетическому развитию: дети лепили, рисовали веточки вербы, изготавливали поделки птиц из ткани, бумаги в технике оригами к празднику Благовещения. К Пасхе дети расписывали яйца, рисовали куличи, играли в пасхальные игры.
Третий этап. Заключительный (май)
В нашей группе создан духовно – нравственный патриотический уголок «Я живу в России» где имеется материал о родном округе, районе, посёлке – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка Пойковский», «Достопримечательности», карта района, символика округа, района (флаг, герб), папка «Край ставший судьбой» (история, традиции, коренные народы ХМАО, история, традиции русского народа России)
Пополнен материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки по темам «Мир и радость», «Из истории русского народного костюма», предметы старины, русские игрушки, куклы в национальных костюмах.
Изготовлены картотеки малых литературных произведений (пословицы, поговорки, словесных, народных, хороводных и дидактических игр)
Изготовили дидактическое пособие лэпбук «Россия – Родина моя» где содержится дидактический материал с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. В лэпбук «Россия – Родина моя» входят дидактические игры: «Узнай Храм» «Назови православный праздник», «Символы России»
Для формирования у детей представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, культурных и национальных традициях семей; отношение ребенка к самому себе, сверстникам в уголке оформлен лэпбук «Я и моя семья», где подобраны дидактические игры, картинки изображающие семью, членов семьи в отдельности, иллюстрации, книги и др.
Изготовили макет «Русская изба - горница» с целью - развивать игровую и познавательную активность дошкольников, создавать условия для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Приобщать детей к духовной культуре, к богатому культурному наследию русского народа.
Макет «Храм Василия Блаженного» с целью знакомства детей с внешним устройством Храма, часовни, с особенностями архитектуры, воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
Макет «Рождественский Вертеп» Рождественский вертеп - это кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках.
Провела семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников и их приобщения к историческим и культурным ценностям».
Семинар «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка».
В группе в течении года реализовали проект «В мире сказок», где дети глубже узнали о социокультурной категории «Слово», «Образ», «Дело».
Приняла участие в региональном конкурсе для педагогов «Моя Югра» в номинации: «Добрый мир книги», Занятие по Социокультурным истокам «Книга – праздник души», Диплом 1 место.
Формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием и развитием детей в семье. С этой целью для родителей проводились мероприятия:
- Консультации для родителей «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через семью», «Учим ребёнка общаться»;
- Совместное оформление родителей и детей страницы альбома «Традиции нашей семьи»;
- Оформили папку – передвижку на тему: «Истоки нравственности»;
- Выполнение домашнего задания «Этапы жизненного пути»;
- Интерактивное домашнее задание для родителей и детей рисунок «Кем я хочу стать»;
- Интерактивная презентация «Праздники и традиции, обычаи русского народа», «Быт русского народа, русской избы»;
- Итоговое мероприятие совместно родителей и детей «Книга – лучший друг!». Организация выставки «Книга – праздник души»;
Я считаю, что в результате проделанной работы имеются положительные результаты:
- дети научились понимать смысл литературных произведений;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- у детей сформировались представления о семейных и народных традициях;
- сложилось уважительное отношение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, к государству;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
-улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в совместных мероприятиях, праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.
Литература:
1. Бойчук И. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - №4. - С. 5-8.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, 2018 г.
3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Мозаика-Синтез, Москва 2013
4.Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград: Учитель, 2011. - 159 3.
5.Камкин, А.В, Кузьмин, И.А. Истоковедение. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2018 год.
7. Д. Эльконин. «Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей»
8. http://www.istoky-co.ru/main.php
9. https://nsportal.ru/user/386898/page/programma-sotsiokulturnye-istoki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....
План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...
Самообразование Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме
цель: теоритическое и эксперементальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Формирование у детей элементов экологического сознания к природе....