Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»
методическая разработка (подготовительная группа)
Открытое занятие "Саратовская гармоника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»
Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.
Задачи:
Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут. Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова. Узнавать и называть знакомые места города. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, картинки с музыкальными инструментами, дидактическая игра- пазлы «Памятные места Саратова», презентация «Саратовская гармоника», фломастеры, цветные карандаши, шаблоны гармошки, запись звучания саратовской гармошки, песня «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.
Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», словарная работа, чтение и заучивание стихотворений о гармошке, проведение виртуальных экскурсий по городу, разучивание танца «Валенки».
Ход занятия:
Все дети входят в зал. (Дети стоят)
Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (дети здороваются)
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А чтоб оно было у всех замечательным, я предлагаю всем встать в круг и передавать как эстафету наше настроение друг другу рукопожатием. Начинает воспитатель: «Я передаю вам своё настроение, и оно идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение у всех стало замечательным, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же это хорошее настроение останется с вами на протяжении всего дня».
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила, которые мы должны соблюдать на занятиях.
Все дети: С добрым утром, начат день,
Первым делом – гоним лень,
На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать!
Внимательно слушать, другим не мешать
Когда тебя спросят, тогда отвечать.
Воспитатель: Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массу положительных эмоций.
- Ребята, вы любите слушать музыку? Ответы детей
С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.
- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Ответы детей
Сейчас мы это и проверим. Я буду загадывать вам загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будите их отгадать.
(Загадывание загадки и показ картинок)
Воспитатель: - Молодцы. Все музыкальные инструменты вы назвали правильно!
Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы посвятим нашу встречу, а какому, вы узнаете из загадки:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет — только тронь.
Как зовут её? (Гармонь.)
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из символов родного края- это Саратовская гармошка.
СЛАЙД 1. «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»
СЛАЙД 2. Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.
СЛАЙД 3. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал её самой узнаваемой.
Воспитатель: Давайте послушаем как звучит саратовская гармошка. (Включаем звучание саратовской гармошки)
Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?
Дети: Колокольчики звенят.
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 4. Отличным мастером, много сделавшим для формирования музыкальных и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918 гг.). Ему и обязана своим названием саратовская гармоника. Его величали «Страдивари саратовской гармоники».
Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина, которая выделялась из всех фабрик и заводов своим уникальным производством.
СЛАЙД 5. Какие только гармошки там не придумывали мастера!
Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стих про гармошку.
Реб 1:
Если в руки я возьму гармошку
И сыграю если я на ней,
Сразу настроенье станет лучше
Сразу станет всем нам веселей.
Реб 2:
Колокольчики ударят звонко,
Звонко переборы зазвучат.
Вширь меха гармошки развернутся,
Увлекая в пляс парней, девчат.
Реб 3:
Рад тому, что город есть Саратов,
Что стоит на волжском берегу.
Без него задорную гармошку
Я себе представить не могу.
Реб 4:
Музыкальных много инструментов,
Но скажу вам, честно говоря,
То, что из Саратова гармошка
По России славится не зря!
СЛАЙД 6. Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне.
В суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.
Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (Ответы детей)
СЛАЙД 7. Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной Войны наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.
Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.
2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».
Воспитатель: А сейчас мы послушаем «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой, а наши девочки станцуют. (танец «Валенки»)
СЛАЙД 8. В апреле 2018 г. в Саратове состоялось открытие памятника Лидии Руслановой. Памятник представляет собой однофигурную композицию певицы, которая стоит в характерной позе - в момент исполнения народной песни.
Воспитатель: Ребята, кто узнал место, где установлен этот памятник? (Ответы детей)
СЛАЙД 9. В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.
СЛАЙД 10. В саратовском колледже им. Гагарина в 2013 году был открыт первый негосударственный музей саратовской гармошки. Экспозиция раскрывает историю создания инструмента. Среди экспонатов книги об истории инструмента, виниловые пластинки с записями мелодий и, конечно же, саратовские гармошки с колокольчиками.
СЛАЙД 11. Ребята, посмотрите внимательно…видели ли вы этот памятник? Где он находится?
12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова (проспект Столыпина) был установлен памятник Саратовской гармонике. Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день - в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.
Воспитатель: Мы с вами просмотрели некоторые памятники, а сейчас я предлагаю поиграть в дидактическую игру- пазлы «Памятные места Саратова».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать мастерами, которые разукрашивают гармошки.
(дети раскрашивают). Во время работы следить за осанкой.
Пальчиковая гимнастика: «ГАРМОШКА». (И. Лопухина)
Посмотри: моя ладошка, (положить руки на стол, ладонями вниз)
Как весёлая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (развести пальцы «веером», а затем
А потом опять сдвигаю. сдвинуть обратно)
Раз, два, три, раз, два, три, (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и
Я играю, посмотри! разводить в стороны)
Я ладошки раздвигаю, (соединять одноимённые пальчики)
Я на кнопки нажимаю!
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
Физминутка для осанки:
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы развесим на доску, чтоб наши гости и вы смогли ими полюбоваться.
Итог занятия:
- о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили?
- что нового вы узнали о них?
- про какие памятники вы сегодня узнали?
- как называют людей, которые играют на гармони?
- о чем вы расскажете дома своим родным?
Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.
Воспитатель:
«Гармонь - не просто ящик музыкальный,
Она - хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Своя, саратовская, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!»
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Фантазёры» на тему: «Дружат дети всей земли»
Открытое занятиев подготовительной группе «Фантазёры»на тему: «Дружат дети всей земли»...

Открытое занятие в подготовительной группе Тема "Берёза-символ Родины моей"
Открытое занятие в подготовительной группе по образовательной области "Художественно-эстетическое восприятие" тема "берёза-символ Родины моей"...

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Белоствольная берёза — символ Родины моей»
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по образовательным областям «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «му...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»
Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

«Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской» 22.05.2021 г.
Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Символы нашей страны»
Символы нашей страны....