Исторический обзор психологических особенностей детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Петрова Анна Викторовна

       В статье конфиренции изложены важные психологические изменения развития детей старшего дошкольного возраста.Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, волевая, действенно – практическая. Большую роль играет музыкально-игровая деятельность.

    В игре ребёнок отражает не только действия и операции с предметами, но и учится интонировать, развивает представления о звуковысотности. Существенные изменения в воспитательном процессе, в сознании и личности ребенка содержится в проявлении произвольности психического развития – способность целенаправленно руководить своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью, мышлением. Происходит становления и представления – я, как личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исторический обзор психологических особенностей детей дошкольного возраста

МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок»

 музыкальный руководитель

 Петровой А.В.

В дошкольном детстве формируется психическое развития ребёнка, закладывающая основу всех психических свойств и качеств личности, развитие основных принципов знаний, умений и навыков социального поведения, познавательных процессов и видов деятельности. Психология – гуманитарная научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. [5] Возрастные периоды развития ребёнка и психологические особенности близки по значимости в становлении личности, развивая её постепенно и отображая динамику. Психологические особенности – это свойства психического развития личности в конкретный возрастной период, отражающиеся в её характере, темпераменте, эмоциональном развитии, функционировании мыслительных и волевых процессов [7]. Психический процесс имеет свои тенденции и особенности развития в дошкольном возрасте. Их необходимо учитывать при выстраивание воспитательного маршрута дошкольника, так как от этого зависит выбор форм и методов воздействия на ребёнка.  Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьева считали: «Что детство строится по определенным законам, в соответствии с определенной логикой, представленной в периодизации психического и личностного развития»[1].

В период жизненного развития с рождения до года выделяется физическое, психологическое, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Процесс развития происходит скачкообразно и неравномерно. В первые полгода идет интенсивный рост развития сенсорной системы, развивается манипулятивные возможности и предметное восприятие. С года до двух лет, наблюдается формирование предметной деятельности, ребёнок использует предметы по функциональному назначению, выполняет соотносящие, а также процессуальные действия. В полтора года ребёнок начинает использовать предметы заместители, а к двум годам – пользуется воображаемыми предметами.У детей двух – трёх лет происходит становление продуктивного целеполагания, развитие речевого общения, формирование неагрессивного взаимодействия между детьми. Психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь носит не произвольный характер.Память проявляется в узнавании знакомых предметов или явлений. Мышление носит наглядно – действенный характер. Эмоции в этом возрасте крайне ситуативны. Происходит становление и интенсивное развитие активной речи в процессе диалога с взрослыми, требующий постоянной поддержки собеседника. На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образа «Я» – осознанных представлений о себе и устойчивого отношения к себе; взаимоотношения со сверстниками. Игра продолжает воздействовать на развитие психических процессов. Основным в игре становится воспроизведение отношений между людьми. Они имеют представления что шофер, это человек, который не только управляет машиной, но вступает в определенные отношения с пассажирами; доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. В процессе разворачивания такой цепочки и происходит постепенное выполнение принятой на себя роли, а значит началом ролевой игры. На пятом году жизни, речь ребёнка становится эффективней, он начинает строить собственные умозаключения, фантазировать, проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Рассказ в этом возрасте носит метод способствующий расширению кругозора ребёнка. Эмоциональные реакции становятся более стабильными, уравновешенными, главным объектом общения и партнёром по игре выступает сверстник. Сюжетная игра становится ведущей формой игровой деятельности и активно воздействует на психику ребенка. Внимание и память остается не произвольной, речь становится самостоятельной, увеличивается словарь, мышление становится речевым. Главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает ребёнок.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольника, когда появляются новые образования в психике ребенка. Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались педагогами и нашли свое освещение в работах российских ученых Н.Г. Александровой, М. А. Румер, Н.А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой. По их мнению, жизнь детей старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Происходит большой скачок в психологическом развитии ребёнка. Появляется способность произвольно управлять психическими процессами, а именно вниманием, поведением, восприятием и запоминанием. Внимание носит произвольный характер. Дети способны удерживать и управлять вниманием, направлять его используя приёмы, которые они приобрели от взрослых. В общение со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно учится размышлять и мыслить. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность приравнивания к людям, к сказочным и воображаемым персонажам, а также к игрушкам, изображениям. Обогащается речевое общение и обобщение при помощи выразительных движений, действий, которые отражают эмоциональное состояние и стремление к построению позитивных отношений. Речь становится внеситуативной, связной, внутренне согласованной и монологической. Продолжается стремительное развитие речи, способность к замещению слов, к символическим действиям и использования знаков, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а также память и воображение. Словарный запас превышает 2000 слов уже к 5 годам.  Доминирующим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Мышление этого возраста отличается способностью удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий, дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.  Ребенок этого возраста находится на этапе конкретного мышления, не отделившегося, в полной мере от восприятия и руководствуется воспринимаемыми внешними характеристиками.

В возрасте 6 – 7 лет у детей совершенствуется навыки произвольного контроля на всех этапах реализации деятельности. Восприятие становится самостоятельным процессом, ребёнок может произвольно определять задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы. Формируется произвольность памяти и внимания, ребёнок ставит перед собой особые цели, запомнить или быть внимательным, стремится к их выполнению. Происходит активное овладение различными действиями и координацией движения, осуществляется формирование образа тела и возникает ценностное отношение к нему. Развиваются творческие способности, ребенок живет в мире фантазий, сказок. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок может взять роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Игра развивает воображение, логическое мышление, помогает ребенку научиться устраивать свою деятельность, без помощи взрослых, а также развивает любознательность и самостоятельность. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.  

Музыкальная деятельность у детей 5-6 лет формирует и развивает полноценное и всесторонние развитие творческой личности. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая координация. В советской психологии экспериментальным путем А. Н. Леонтьевым и его сотрудниками была доказана прямая зависимость между звуковысотной чувствительностью и умением воспроизведения точной вокализации заданных звуков. Высота звуков выступает как функция, в основе которой лежит механизм рефлекторных процессов, включающий в качестве необходимого и решающего компонента, моторные реакции голосового аппарата в виде внешнего, громкого, или внутреннего, неслышного, пропевания высоты воспринимаемого звука [2].  А. Л. Арисменди опираясь на специальные психологические исследования и на собственною практику, утверждает, что детей необходимо учить интонировать, пропевая собственным голосом, отражать слышимые звуки, воспроизводить звуковысотные характеристики слышимого [1]. Ребенок становится активным к познавательной деятельности, способен внимательно изучать, наблюдать и определять характер, чувства музыки. Исследуя и делая анализ проигрываемому произведению, ребёнок может передать характер спокойной или подвижно-ритмичной мелодии с помощью подскока, тем самым передавая жестами настрой на весёлый лад произведения. Развитие эмоциональных способностей и рост творческого воображения даёт возможность детям легче усваивать главные ритмические и танцевальные движения (боковой галоп, попеременное выставления ноги на пятку и носок, шаг с приседанием, элементы народных и бальных танцев). Восприятие музыкальных произведений дают возможность чувствовать музыку, передавать образ в движении, развивать мышление, память, воображение. В активной речи ребёнка присутствует богатый словарь музыкальных терминов, прилагательные слова, которые помогают выразить эмоциональное переживание, ладовое чувство при восприятии мелодии и гармонии.

В 6-7 лет у детей расширяется голосовой аппарат, выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость голоса. Дети могут воспроизводить одноголосную последовательность звуков, при этом стараются передать образы животных, пользуясь знанием тембрового слуха, звуковысотного представления. Происходит рост тембрового слуха, что даёт активность в развитие гармонического слуха.  Ребенок может слышать какой инструмент звучит в мелодии (рояль, скрипка, флейта, баян), пробежала лисица или запрыгал воробей, а может зашагал медведь.

Таким образом, в развитии человека существуют определённые периоды, качественно отличающиеся друг от друга. Каждый период, именуемый в психологии «психологический возраст», отличается своеобразием, имеет качественно отличительную от других возрастов психологическую характеристику. Формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, волевая, действенно – практическая. Большую роль играет музыкально-игровая деятельность. В игре ребёнок отражает не только действия и операции с предметами, но и учится интонировать, развивает представления о звуковысотности. Существенные изменения в воспитательном процессе, в сознании и личности ребенка содержится в проявлении произвольности психического развития – способность целенаправленно руководить своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью, мышлением. Происходит становления и представления – я, как личности.

Список использованных источников

  1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание / Под ред. проф. М. Шуаре, Ю. В. Ванникова, Л. И. Айдаровой. – М.: Прогресс, 1989. – 176 с. – ISBN 5-01-001601-X
  2. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв. – М.: Изд-во ИПРАН, 1997. – 352 с. – ISBN 5-201-02252-9
  3. Войнова, А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников / А. Д. Войнова. – М.: Просвещение, 2007. – 196 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 199 с. – ISBN 978-5-534-02351-0.
  5. Лузина, Л. М. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной, С. Ю. Буренина, Г. Ф. Васильева, С. Б. Калинина, Н. А. Смирнова, Н. М. Шакирова – Псков: ПГПИ, 2003 – 71 с. – ISBN 5-87854-271-4
  6. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. для студ. учреж. выш. проф. Образования / М. С. Осеннева. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-7695-8155-7
  7. Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023
  8. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М.: Издательство Юайт, 2018. – 380 с. – ISBN 978-5-534-05250-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...