«Философия постмодерна»
статья
Постмодерн, пришедшая на смену «модерну», модерн – значит «новый».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Философия постмодерна» | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Философия постмодерна»
Музыкальный руководитель Петрова Анна Викторовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области
Распространение в современной философии понятия постмодернизм свидетельствует об определенной неудовлетворенности существующим положением дел во многих сферах культуры, искусства и самой философии.
Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (модерн – значит «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.
Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы). В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).
Поэтому постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях. Наиболее яркие представители постмодерна: Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.
Жак Деррида (1930-2004) французкий философ, эстетик, литературовед. В 1965 году разработал теорию знака и деконструкции. Основные объекты деконструкции Ж, Деррида являются знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора и др., которые для эстетики и искусства постмодернизма стали символом веры. Деконструкция Деррида является художественная транскрипция философии на основе данных гуманитарных наук, искусства и эстетики, структурный психоанализ философского языка, симультанная деструкция и реконструкция, разборка и сборка, оказавшая огромное влияние на современную философию и культуру. Интерпретация теории знака Ж. Деррида строится на анализе и переработке проблемы знака в феноменологии Гуссерля. Теория знака Ж. Деррида предстает как знак (указание, выражение), система знаков как текст, а текст как символ определенной культуры, эпохи. Знак представляет указание и выражение смысла и передает форму, если рассматривать с точки зрения формального анализа, а текст, то есть система знаков (общее) содержание произведения все вместе представляет символ культуры и эпохи - художественный текст. Художественный знак Ж. Деррида обладает следующими качествами:
1. двойной - объективно-субъективный - смысл; двуплановый - реально-идеальный - характер; двустороннее - рационально-эмоциональное - значение;
2. нерасторжимая связь со своими значениями, изменение которых повлечет за собой изменение всей знаковой структуры;
3. неподвласность жесткой системе;
4. широкая вариативность художественного языка.
Теория знака Ж. Деррида оказала большое влияние на последующие концепции постмодернизма, а также на культуру и искусство XX века. На сегодняшний день в постмодернизме теория знака подвергается радикальной переоценке. Деррида Ж. своей теорией знака привлек внимание исследователей к современному искусству и заставил задуматься, отойдя от трактовки традиционных понятий в искусстве, о месте символа и знака в искусстве XX века.
Теория знака Ж. Деррида - это попытка анализа искусства с точки зрения знака и символа, расширяющих культурное измерение человеческой жизни. Деррида Ж. предложил инновационное виденье эстетического поля в целом - его фактуры, концептуализации, восприятия. Для теории знака характерен переход к новой многомерной парадигме мышления на основе принципа дополнительности, художественно тонкого виденья.
Значимой составляющей философии постмодернизма считаются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это обозначает наличие в философии постмодернизма следующих основных «установок»:
- Так называемый реальный мир по сути иллюзорен.
- Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна.
- Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени.
Из предыдущего утверждения исходит также и тот вывод, что «конструкций» реальности может быть безграничное число и все они равны между собою, отсутствует более реальной, более настоящей, более беспристрастной конструкции, а следовательно и индивид не познает общество, а в целом только интерпретирует его.
Интересно отметить, что такой нигилизм постмодернизма чем-то напоминает восточную философию, дзен-буддизм, например. На Востоке еще за 1000 лет до постмодернистов провозглашался аналогичный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, в случае если Запад оказался «разочарованным», то Азия напротив – по истине блаженствует идеей многогранности и непостижимости правды в словах.
Постмодерн показал себя во многих областях, а не только лишь в философии: в литературе, художестве, кинематографа и т.п. На сегодняшний день постмодерн представляет собою особенное мировоззрение, характеризующееся в общем виде сомнением к традиционным реалистическим концепциям. Можно сказать, о том, что постмодерн в своём формировании миновал этап становления (появление и развитие идей постструктуралистов и постфрейдистов) и стадия формирования постмодернизма в своем смысле.
Список литературы
1. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм, критика концепций. - Москва: РГГУ, 2018.
2. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. шк.: изд. центр Академия, 2000. – С. 19–23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Философия моей профессии"
В данном материале я привожу свою размышления на тему современного значения профессии педагога, делюсь со своими читателями взглядом на свой опыт в работе с детьми....
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
Моя педагогическая философия
В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...