Наблюдения
методическая разработка

Сойни Юлия Николаевна

Первая группа раннего возраста 1-2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_pervaya_gr.rannego_vozrasta.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Первая группа раннего возраста 1-2 года

Сентябрь

Дни

недели, месяц

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

сентябрь

Живая природа-мир растений: деревья, кусты, цветы, травы

Живая природа - мир животных: птицы, насекомые, животные

Неживая природа (вода, солнце, небо, ветер, камни, песни, глина)

Явления общественной жизни

Понедельник

Наблюдение за листьями.

 Ц: Развивать у детей интерес к растениям.  Обратить внимание детей на разноцветные листья.

Вопросы: Что это? Какого цвета  у тебя листочек, Саша? А у  тебя, Маша? Где растут листочки? А сейчас где лежат листочки?

Словарь: листочки, желтый, красный, дерево.

Худ.слово: «Наша Танечка бежала, громко листьями шуршала: шур-шур-шур, шур-шур-шур!

Преемственность в деятельности:

Вместе покружитесь с листьями в руках. Походите и послушайте, как листья шуршат под ногами.

Наблюдение. Милые синички.

Ц: Развивать у детей интерес к птицам. Важно любоваться красотой птички, ее оперением, чудесным полетом, разными движениями. Рассмотрите, как цепко ухватывается птичка за шершавую кору, передвигаясь то вверх, то вниз.

Вопросы: Как выглядит синичка? Как передвигается?

Словарь: шустрая, волчок

Худ.слово: «Скачет шустрая синица,
 Ей на месте не сидится.
 Прыг-скок, прыг-скок,
 Завертелась как волчок».
Преемственность в деятельности: 

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку (присели)

Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо,влево)

И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)

Тири –тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)

Наблюдение «Чьи это камешки?»

Ц: Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов.

Вопросы и задания:

Медленно поворачиваем предмет и рассматриваем его. Предлагаем малышу самому взять камешек и так же рассмотреть. «Как красиво, камешек серый и ровная-ровная полоска черная. Обведи камешек пальчиком-гладкий! (Легко пальчик бежит.) Скажи: «Гладкий!» Вот какой камешек нашли мы  вот какой камешек нам бережок подарил!»

Словарь: лёгкий (тяжёлый), тёплый (холодный), камень, камешек

Наблюдаем и трудимся!

Ц: Воспитывать у детей гуманное отношение к живой природе. Определить вместе с детьми, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему сейчас.

«Дети, поглядите на наши цветочки. Они загрустили…(Как можно чаще подчеркивайте одушевленность растений: «Они- как мы»). Головки опустили, листочки поникли…Цветочки грустят.

Вопросы: Как вы думаете, почему они загрустили? Они хотят попить.

Словарь: цветочки, головки, растения.

Худ.слово: «У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог».

Преемственность в деятельности:

В земле должна быть водичка. Подойдите, потрогайте, земля мокрая или сухая? Жёсткая, сухая.

Что надо сделать, чтобы они могли напиться?

вторник

Ц: Воспитывать у детей гуманное отношение к живой природе.

Вопросы: Посмотрите, откуда к нам слетаются листья?

Словарь: пора, очарованье, краса.

Худ.слово: «Унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

Преемственность в деятельности:

Поищите, кто прячется на земле под листьями? Украсьте листьями свой уголок.

Ц: Воспитывать у детей гуманное отношение к птицам. Покормим нашу птичку. Это вызывает у птицы новое движение. Дети наблюдают, что делает птичка.

Вопросы: Как и чем клюёт зерна? Как летает? Как сидит на ветке? Чем держится?

Словарь: клюёт, летает, сидит, держится, зерна.

Сначала понаблюдайте, а потом предложите показать, как птичка летает, скачет, клюёт. Преемственность в деятельности:

«Покажите, как летает птичка, машет крыльями. Птичка живая, она летает. Посмотрите, птичка полетела, села на веточку. Позовем птичку: «Птичка, птичка, лети к нам!». Птичка клюёт: тук-тук! Что делает сейчас птичка?»

Ц: Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость.

Вопросы и задания:

Дети двумя пальчиками правой руки «ходят» по столу и приговаривают: «Мы по бережку пойдём, большой камешек найдем».

Словарь: ровный, гладкий, узкий, с трещинкой.

Худ.слово: «Этот камешек ровный и гладкий,

Этот- с трещинкой узкой, косой,

Этот камешек как шоколадка,

Этот- с синей, густой полосой!

Ц: Помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его.

Леечки должны быть яркими. Воды в них нужно налить столько, сколько необходимо для полива растения. Покажите, как нужно держать леечку, как поливать:

«Посмотрите, как я поливаю растения. У меня есть лейка, а в ней вода. В каждый горшочек я налью воды. Смотрите, я поливаю не стебель, а землю. Носик лейки опускаем вниз, к самой земле. Здесь важно обратить внимание куда «уходит» вода.

Вопросы:

Что мы делали?

Зачем  растениям нужна водичка?

Словарь: лейка, вода, земля.

Худ.слово: «Дам водички-он глотает

И немножко расцветает!»

среда

Ц: Развивать у детей добрые чувства к природе. В разную погоду понаблюдайте, как с   деревьев падают листья разные по цвету, красивые. «Посмотрите, как листья летят с дерева, они легко кружатся и опускаются на землю»

Словарь: кружатся, опускаются.

Худ.слово: «Мама с Лешенькой играли, кверху листики бросали: ах! Летят,летят…»

Преемственность в деятельности:

 «Мама Таню подхватила, как листочек закружила: вот-так-так!»

Ц: Развивать у детей добрые чувства к птицам. Обратите внимание детей, какие тоненькие ноги у птички и острые коготки на них, которыми она цепляется за кору деревьев.

Вопросы: Какие у птички ноги? Какие у птички коготки?

Словарь: тоненькие, острые, непоседа, невеличка, пшено.

Худ.слово: «Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка. Любит сало и пшено. Кто узнал её?

Приемственность в деятельности:

«Тинь-тинь-тинь,-поёт нам птичка. Полетели, как синички! (воспитатель бежит легко на носочках, взмахивая руками-крылашками). «Вот так птички- наши детки! Сели –милые- по веткам» (Воспитатель показывает, что можно опуститься на корточки в любом месте, помогает малышам «рассесться по веткам»). Отдохнули, посидели –и к синичке прилетели!». (Воспитатель манит детей, показывая птичку).

Ц: Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру.

Малыши с педагогом берут камешки, рассматривают.

Словарь: большой, маленький

Худ.слово: «А какой же из них самый самый?

Их в коробочке не сосчитать!

Я на берег приду вместе с мамой

Новый камешек буду искать!»

«Можно приложить один камешек к другому»- советует взрослый и показывает, как это делать- совместить краешки одного камешка и другого. «У Даши большой, у Максимки ещё больше, этот-маленький. Приложим Танин камешек к Максимкиному-ух, самый большой! Молодец! Аналогично находится самый маленький.

Ц: Воспитывать бережное отношение к растениям.

Хотите мне помочь? Может, вы сами хотите попробовать полить цветочек?»

Тогда лучше прописать так:

Приемы:

поощрение, положительный пример сверстника, привлечение внимания к результату труда.

четверг

Ц: Формирование познавательного, эстетического отношения детей к природе. Рассмотрите окраску листьев (жёлтые, красные, зеленые). Попросите ребенка принести листочек-большой, маленький, жёлтый, красный.

Словарь: большой, маленький

Преемственность в деятельности:

Составьте букет из них. «Листик, листик, ещё лист, и получится букет». Игра «Таня с Лешей отдыхали, красным (жёлтым) листиком махали: всё туда-сюда! Всё туда-сюда!»

Ц: Формирование познавательного отношения к птичке. «Посмотрите, птичка наклоняет голову, быстро опускает свой тонкий-тонкий клюв в трещинки, щелочки.

Вопросы: Что она там ищет? Она ищет мошек себе на обед.

Словарь:  трещинки, щелочки.

Худ.слово: «С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … (Синица)»

Преемственность в деятельности:

Все мушки, все козявочки спрятались от холода кто куда. Бедной птичке трудно искать еду. «На кормушку прилетели- посидели, поклевали». (Дети садятся на корточки, стучат согнутым указательным пальчиком по земле).

Ц:Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: весу.

«Мы по бережку пойдём-лёгкий камешек найдём!» Взрослый показывает, как взвешивать камешек на ладошке, приговаривает: Вопросы «Тяжёлый, и этот тяжёлый, а где же лёгкий?»

Словарь: тяжёлый, лёгкий

 Привлекает внимание детей к большому камешку. «Нет, он тяжёлый!»- заявляет Кирилка. И удивляется, когда камешек ложиться на его ладошку: «Лёгкий!» Дети смеются и по очереди взвешивают «странный» камень.

Ц:Приучать детей смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов.

Вопросы: Что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? Для Чего?

Словарь: цветок, море.

Худ.слово: «У меня живёт цветок. Он бы море выпить».

Приемственность в деятельности «Давай посмотрим на наши растения. Какие они у нас красивые! Мы с тобой их поливаем, они пьют воду и хорошо растут».

пятница

Ц: Создать благоприятные условия для гармоничного вхождения детей в мир природы.

Словарь: шуршат, летят, сад.

 Худ.слово: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят, листья под ногой шуршат, скоро голый будет сад». Преемственность в деятельности:

Предложить малышам: собрать листья сначала одного цвета (только жёлтые), затем другого, рассмотреть их. Из собранных листьев можно вместе сделать шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черенками. Игра: «Листочки летали, листочки кружились. Листочки упали и вниз опустились».

Ц: Формирование гуманного отношения к птичке.

Повесьте кормушку на ветку. Синички будут прилетать очень часто. «Посмотрите, дети, кто прилетел на обед? Синичка! Вопросы: Что она делает? Быстро- быстро клюёт. Какой тененький клюв! А вот ещё одна синичка. Синички не ссорятся. Вместе клюют.

Словарь: не ссорятся, клюют.

 Преемственность в деятельности:

Посмотрите, первая синичка перевернулась вниз головой и не падает. Почему? Да, коготками держится и не боится. Хорошо, что синичкам есть, где покушать…»

Предложите детям покормить игрушечную птичку. Посыпать на пол немножечко пшена, У одного ребенка пшено как будто в ладошке, птичка

Ц: Повысит интерес к предметам природы, развивать наблюдательность, умение различать их по ряду признаков. Развивать двигательную активность, ориентировку в пространстве. Активизировать словарь малышей. Воспитывать у них дружелюбие в общении.

Воспитатель зовет детей: «Камешки расшалились. Спрятались, затаились. Мы корзиночки возьмем, наши камешки найдём».

Словарь: корзиночка, на речном, кеглей, валик.

Худ.слово: Наши камешки-беда! Раскатились кто куда. Где они-сказать могу! На речном на берегу!

Воспитатель осматривает игрушки, приговаривая: «Под кубом нет; Таня, а за валиком нет? За валиком, а перед ним; посмотрим вместе: ой, камешек! Серый, гладкий-клади в корзиночку. Дима тоже нашёл! Где? Около кеглей? Сразу много камешков! Где мы их нашли? Какие они? Большие и маленькие. Кладите, Данилка и Оленька, в корзиночки! Максим, не нашёл? Данилка не жадный мальчик, пусть он с тобой поделиться. И Оля дала камешек. А теперь сам поищи.

Ц: Способствовать развитию наблюдательности, интереса. Воспитывать бережное, гуманное отношение к растениям.

Предложите детям самим посмотреть, как выглядит цветущая лилия. Может, цветки уже завяли? А может распустились новые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...