КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.
материал
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект педагогического совета | 22.38 КБ |
Презентация «Сюжетно-ролевая игра как условие социализации ребенка | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка в детском саду.»
ФИО: Дмитриева Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Г. Заринск
Декабрь, 2022
Выступление по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство успешной социализации детей в детском саду»
Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.
Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества». И.С. Кон
Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Для успешной социализации по Нейлу Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Реализуя программу дошкольного образования и воспитания, в которой содержание образовательной области «Социализация» является:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.
Игра — это отражение ребенком окружающей реальности;
Игра – это импровизация;
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
Игра — это школа воспитания чувств дошкольников;
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
Игра – действенное средство коррекции нарушений;
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
Игра – это работа ребенка над самим собой.
У дошкольников этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
При построении предметно - пространственной среды педагоги должны руководствоваться принципами В.А Петровского
· Открытости;
· Гибкого зонирования;
· Стабильности - динамичности;
· Полифункциональности;
· Гендерный подход.
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Центр сюжетно - ролевой игры.
В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Центр строительно-конструктивных игр.
В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др.
Центр экспериментирования.
Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.
Центр книги.
Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.
Центр театрализованных игр.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.
Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека. А помогаем им в этом мы взрослые. Предлагаю тоже немного поиграть и обменятся опытом.
Первое задание.
Педагогические ситуации
1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2. Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы:
Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре?
Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
3. Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».
Вопросы:
Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре?
Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Второе задание.
«Виртуозы»
Выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше атрибутов к сюжетно – ролевой игре.
Строительство города, Супермаркет, Спасатели.
И хочется закончить словами Шмакова Сталя Анатольевича
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального само погружения, активизации процесса познания мира».
С.А. Шмаков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое социализация? Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» . И.С. Кон
Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя: Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Содержание образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
По Н. Смелзер три стадии : Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей .
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Отечественные педагоги , психологи о роли игры в социализации дошкольника. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев, А.П Усова, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский ,, Н.К. Крупская,, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Ф.И. Фрадкина, Д.В. Менджерицкая и др.
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности; Игра – это импровизация; Игра – это самостоятельная деятельность ребенка; Игра - это школа воспитания чувств дошкольников; Игра – это средство интеллектуального развития ребенка; Игра – действенное средство коррекции нарушений; Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей; Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни; Игра – это работа ребенка над самим собой.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметно - игровая среда Принципы В.А Петровского Открытости; Гибкого зонирования; Стабильности -динамичности; Полифункциональности ; Гендерный подход.
1.Центр сюжетно - ролевой игры. 2.Центр строительно-конструктивных игр. 3.Центр экперементирования . 4.Центр книги. 5.Центр театрализованных игр.
Сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
« Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального само погружения, активизации процесса познания мира». С.А. Шмаков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Конспект выступления на педагогическом совете (разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту)
МБДОУ д/с №17 "Ягодка" Конспект выступления на педагогическом совете на тему:"Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту"....
Конспект выступления на педагогическом совете. Тема: "Театрализованная деятельность в развитии дошкольников"
Конспект выступленияна педагогическом советеТема: Театрализованная деятельность в развитии дошкольников“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали...
Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».
Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и ...
конспект выступления на педагогическом совете: Использование инновационных технологий в ОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Конспект выступления на педагогическом совете «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Цель: Распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования....
Конспект выступления на педагогическом совете «Готовность детей подготовительной группы к школе»
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать,видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.Что свойственно ребёнку, что бы он оказался готовым к школе....