Использование дидактических игр для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания старших дошкольников
методическая разработка
Использование дидактических игр для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания старших дошкольников
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Многие педагоги задумывались о необходимости экономического воспитания детей. Ян Амос Коменский Анна Демьяновна Шатова.
Голуб, Золотарева и многие другие
Целью моей работы было Формировать экономические представления старших дошкольников посредством дидактических игр
И исходя из этого я поставила следующие задачи:
Развивать знания детей о способах экономического поведения в бытовой, трудовой, учебной и игровой видах деятельности.
Развивать логику, мышление, творчество, воображение с помощью экономических представлений о мире.
Формировать активное желание использовать полученные методы экономического поведения в самостоятельной деятельности
Воспитывать бережное отношение к вещам и услугам, а также уважение к труду взрослых.
Свою работу над данной темой я разделила на три этапа:
На подготовительном этапе изучила литературу, провела педагогическую диагностику и составила перспективный план работы.
Практический этап – это непосредственная работа по повышению финансовой грамотности с детьми и их родителями.
На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика сформированности у дошкольников основ экономических знаний, которая показала эффективность использования дидактических игр.
В ходе педагогических наблюдений во время образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, а также используя методику Смоленцевой я увидела, что у большей части детей сформированность основ экономических знаний находится на среднем и низком уровне, то есть дети давали не более 7 правильных ответов.
Это ещё раз подтвердило необходимость и целесообразность осуществления работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
После изучения методической литературы наиболее приемлемыми при взаимодействии с детьми дошкольного возраста мне показались книги таких авторов как: Голуб «Экономическое воспитание дошкольников»
Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»
Шатова «Экономическое воспитание дошкольников»
Процесс экономического воспитания я реализовала через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дало мне возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное, говорить ребенку о мире экономики на понятном ему языке.
На занятиях использовала разнообразные методы – наблюдение за трудом взрослых, экскурсии, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы, просмотр видеороликов и презентаций.
Одной из форм экономического воспитания является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому развитию дошкольников. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.
При организации образовательного процесса я внедряла технологии:
проектной деятельности которая позволяет развивать познавательную активность, интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка.
Технология ТРИЗ, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Например, при беседе с детьми о истории денег, начинала с вопроса: «Что было бы, если б люди не придумали деньги?»
Икт-технологии позволяют оживить совместные образовательные отношения с воспитанниками, расширяют возможность преподнесения дидактического материала, усиливают познавательный интерес.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении.
Работа с детьми проходила в три этапа
Первый этап– ознакомление с основными экономическими понятиями
Я использовала такие дидактические игры как «Кем быть?», «Обмен», «Угадай, где продаются», «Что можно купить, что нельзя» и многие другие
Чтобы познакомить детей с профессиями взрослых, их функциями; с основными потребностями человека и способами их получения из окружающего мира; с денежными купюрами, монетами, ценовой категорией товаров, а также с ресурсами нашей страны.
На 2 этапе происходило закрепление полученных знаний и формирование творческих способностей дошкольников:
Закрепить знания о цене, деньгах, ценовой категории товаров, а также научить детей экономить помогали такие игры как «Что и когда лучше продавать?», «Товары – услуги», «Семейный бюджет».
Для формирования у детей представлений о торговых и промышленных организациях, я использовала игры «Товарный поезд», «Маршруты товаров», «Предприятия нашего города»
Знания о том, как правильно пользоваться ресурсами, чтобы они не закончились ребята приобрели во время работы над проектом «Бережем свет и воду»
На 3 этапе происходил перенос приобретенных экономических знаний и умений в практическую деятельность:
В этом мне помогли дидактические игры «Хочу и надо», «Современный город», «Чья реклама лучше», «Что быстрее купят», «Монополия» и реализация проекта «Царство экономики»
С помощью которых дети научились распределять бюджет на различные товары с учетом первичных и вторичных потребностей; познакомились с функциями рекламы и работой рекламного агентства; с понятием "бизнес";
У детей закрепились представления о доходах и расходах, о том, как идет оборот денег, а также умение получать прибыль.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя, могли выстроить партнерские отношения с детьми, я старалась вовлечь их в жизнь нашей группы.
Что помогло им наладить тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей, они получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности и познавательный интерес детей через совместное исследование предлагаемых тем. Работа над проектами проводилась в тесном сотрудничестве с библиотекой имени Пришвина.
На третьем - итоговом этапе было проведено педагогическое наблюдение, которое показало, что проведенная работа способствовала значительному росту количества детей у которых сформированность основ экономических знаний находится на высоком и среднем уровне.
Применение дидактических игр для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста помогло дошкольникам освоить способы экономического поведения в процессе трудовой, игровой, бытовой и учебной видах деятельности. У детей появился активный интерес в использовании полученных навыков и знаний по экономическому поведению в самостоятельной деятельности, стали проявляться навыки бережного отношения к вещам, услугам, уважительное отношение к труду взрослых, а также дошкольники стали лучше выполнять задания, демонстрирующие логику, воображение, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК....
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»
Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обу...
Дидактическая игра по финансовой грамотности "Сделай покупку" для старших дошкольников
Игры выполнены на основе кругов Эйлера. Инициировать ребенка самостоятельно выбрать покупку и расплатиться необходимым набором монет. Закрепление количественного счета в пределах 20....
Картотека дидактических и настольно печатных игр по формированию экономического воспитания у дошкольников
Дидактические и настольно печатные игры...
Конспект по финансовой грамотности и экономическому воспитанию на тему: «Экскурсия в магазин»
Аннотация.Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартног...
Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»
консультация для педагогов по финансовой грамотности...
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность.
Консультация для педагогов«Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях р...