Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»
материал
Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenar_praktikum_proektnaya_deyatelnost.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок»
г.о. Спасск - Дальний
Семинар - практикум
«Проектная деятельность в условиях ДОУ»
Старший воспитатель
Мокина В.Н.
2023г.
Семинар-практикум
"Проектная деятельность в условиях ДОУ"
Цель: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. 2.обучение педагогов проектной деятельности
- внедрение в педагогический процесс технологии проекта 4.развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов Программа семинара-практикума:
Теоретическая часть.
- Актуальность применения метода проектов в педагогике.
- Классификация проектной деятельности.
- Структура проекта. Его основные требования.
2 .Практическая часть.
- Разработка и презентация проектов.
3.Заключительная часть
Интеллектуальная разминка «Собери фразу»
Цель: Интеллектуальная разминка позволяет участникам семинара-
практикума снять эмоциональное и физическое напряжение, способствует положительному эмоциональному настрою.
Педагоги делятся на несколько групп. Затем каждая из групп получает лист цветной бумаги с изображенными на нем буквами:
- д, о, р, о, г, а, в;
- т, ы, с, я, ч, у;
- м, и, л, ь;
- н, а, ч, и, н, а, е, т, с, я;
- с, п, е, р, в, о г, о;
- ш, а, г, а.
Педагоги вырезают буквы и собирают из них слово или словосочетание.
После того как это задание выполнено, все группы собираются вместе
и составляют фразу «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».
Теоретическая часть.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
- Что же это такое проект? Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей,
раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка?
- Раскрытие творческого потенциала;
- Умение работать в группе ;
- Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
- Умение презентовать свою работу.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Виды проектной деятельности.
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы
В практике современных дошкольных учреждений следующая
классификация проектов
По составу участников | -индивидуальные, -групповые, -фронтальные; |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) |
Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) | |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико- ориентированные Исследовательско-творческие Ролево-игровые творческие |
. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско -исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
Рассмотрим способ разработки проектов:
В решении задачи, используют различные методы:
"Модель трёх вопросов"
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их
душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Весьма любопытно наблюдать как из отдельных , иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Содержание, то что дети уже знают. | План, тема проекта. | Источник новых знаний, т.е проекта. |
В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы , то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения ,коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Системная паутинка по проекту
Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС.
Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».
Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Рассмотрим разработку проекта по матрице Морозовой Л.Д.
Матрица проекта
- Название проекта
- Тематическое поле (предметы, объекты изучения, исследования)
- Проблема (актуальность проекта)
- Цель
- Задачи
- Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта, поэтапное планирование)
- Описание продукта, полученного в результате проекта (ожидаемый результат)
- Вид проекта
- Состав участников
- Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)
Образовательная область | Содержание | Задачи |
- Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап (пример) | Содержание деятельности | Сроки |
- Организационные формы работы над проектом:
Формы работы (пример) | Название | сроки |
НОД (занятия) | ||
Наблюдения | ||
Экспериментирование, моделирование | ||
Экскурсии | ||
Групповая работа | ||
Самостоятельная работа с родителями |
- Формы презентации проекта
- Результаты реализации проекта
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .
Практическая часть.
Предлагается всем участникам разбиться на группы и разработать проекты "Что такое Новый год", «Насекомые: пчела»,
«Сельскохозяйственная техника»
Презентация разработанных проектов.
Заключительная часть.
Завершается семинар-практикум рефлексией. Воспитателям предлагается продолжить предложение: «После занятия… я чувствую…; я знаю…;
я умею…».
Список литературы:
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Н.А. Виноградова, Н.Е. Микляева, Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы.,-М:Айрис-Пресс, 2009
- В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
- Современные технологии обучения дошкольников. Е.В.Михеева.- Волгоград: 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Семинар-практикум разработан с целью обеспечения условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединения усилий колл...
Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»
Семинар-практикум"Проектная деятельность в условиях ДОУ"Цель: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов; 2.Обеспечить условия для развития творчества и професси...
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практ...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Цель семинара-практикума: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ГБОУ Школы №69...
Семинар - практикум «Проектная деятельность в здоровьесберегающей деятельности ДОУ»
Методическая разработка семинара по представлению проектов по здоровьесбережению в детском саду компенсирующего вида....