«СВЕТЛАЯ ПАСХА»
проект (средняя группа)

Муравлева Ирина Андреевна

Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции, свое прошлое. И как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Скачать:


Предварительный просмотр:


Краткосрочный проект

«СВЕТЛАЯ ПАСХА»

 для детей среднего возраста

C:\Users\Люда\Desktop\l_8274-otkritki-Otkritka-kartinka-otkritka-na-pashu-otkritka-s-pashoy-pozdravlyayu-s-pashoy-s-prazdnikom-pashi-pozdravlenie-na-pashu-s-prazdnikom-pashi-Hristos-voskres.jpg



                                                                                                 

                                                                                                 

2023

Проект краткосрочный (средняя группа)

Тема: Светлая Пасха

Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.

Продолжительность: кратко-срочный  (1недели)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность: Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции, свое прошлое. И как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Мы обучаем наших детей практически с пеленок пользоваться все - возможными гаджетами, и вместо совместных прогулок и бесед просто даём в руки малышу планшет, телефон или сажаем перед телевизором. И так изо дня в день, из года в год. И вот ребенок уже вырос и, естественно, ему уже совсем неинтересны совместные с родителями праздники и вообще что-либо совместное. Его вообще уже ничего не интересует, кроме виртуальных игр и виртуального общения. Это страшно, но всё еще можно исправить. Мы можем учить своих детей чему угодно, но они впитают в себя наш пример, наше поведение и культуру. И пока мы, родители (мамы и папы, бабушки и дедушки) уважаем, чтим и соблюдаем наши обычаи и традиции, историю своей Родины, наши дети будут следовать за нами и с нами.

Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.

Проблема: Что мы знаем о православном празднике Пасха?

Цель:

  • Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
  • Выяснить значение слова «Пасха».
  • Как праздновать Пасху.
  • Узнать, какие существуют пасхальные традиции и обычаи.

Задачи:

  • Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
  • Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
  • Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
  • Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;
  • Развивать познавательные и творческие способности детей;
  • Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
  • Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности
  • Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность

Краткое содержание проекта:

Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях  празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Методы и формы работы по реализации проекта:

  • словесный
  • метод обследования, наглядности
  • проблемно-мотивационный
  • практический
  • сотворчество

Ожидаемые результаты:

  • Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
  • Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
  • Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей.
  • Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  • Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Продукт проекта: Выставка  поделок «Светлая Пасха».

Этапы реализации:

  1. Этап аналитический (предварительная работа): выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование. Подбор литературы (сказки, стихи,загадки по соответствующей теме), фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе, подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание в виде консультации). Формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
  2. Этап организационный: Создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала. Беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания  (совместное окрашивание яиц с родителями). Подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
  3. Этап практический: проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы. Изготовление пасхальных курочек для яичек (оригами). Лепка (украшение пасхального яичка), рисование (кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов. Игра-драматизация «Колобок».
  4. Работа с родителями: анкетирование, консультации, привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
  5. Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.
  6. Этап заключительный: подведение итогов и результатов работы над проектом, организация выставки творческих работ детей совместно с родителями. Самоанализ.

Содержание проекта:

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Утренняя гимнастика.
  • Пасхальная физкультминутка.
  • Пасхальная игра «Красная горка».
  • Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке».
  • Пасхальная игра «Катание яиц».
  • Пасхальная игра «Чоканье яйцами».
  • Подвижная игра «Найди яйцо».

Цели: Развивать интерес детей к спортивно-массовым мероприятиям, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности. Формировать морально-волевые качества (целеустремленность, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов). Создать детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, формировать праздничную культуру, знакомит с традициями праздника.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Консультация для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц».
  • Анкетирование родителей «Что вы знаете о Пасхе».
  • Консультация для родителей «Способы окраски пасхальных яиц».
  • Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
  • Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?».
  • Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику  Пасхе».
  • Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов  и муляжей по данной теме.
  • Пасхальные приметы.

Цель: Узнать о традиции празднования Пасхи, приобщение детей и родителей к народному культурному празднованию Светлого Христова  Воскресенья.

Дидактические игры на пасхальный лад (яйца) «Угадай сколько», «Найди пару по цвету», «Найди пару по рисунку», «Найди лишнее».

Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел; закреплять умение решать задачи, примеры .

Опытно – экспериментальная деятельность:

  1. Эксперимент «С яйцом ».
  2. Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»

Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).


Образовательная область: «Речевое развитие»

Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

  • Беседа «Почему мы красим яйца?»
  • Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
  • Чтение пасхальной сказки «Колобок» в обработке.
  • Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе).


Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»

Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме

  • Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»
  • Стихи о Пасхе, о весне.
  • Загадки.
  • Драматизация р.н.с. «Колобок».

Цель: знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать познавательную активность.

Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)

Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.

Рисование «Украшаем пасхальный кулич ».

Цели: Вызвать интерес к рисованию новых фантазийных образов по замыслу. Совершенствовать технику рисования гуашью. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить примеры создания фантазийных образов.

Лепка в стиле пластиллинографии «Украсим яички».

Цели: Закреплять умение скатывать и скручивать пластилин, наносить его на основу, изображая рисунок. (Крапинки и др.)

Аппликация: «Веточка Вербы».

Цели: учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы  аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки; закрепить навыки последовательности работы , приемов лепки на картоне; прививать чувство удовлетворения от результатов совместной деятельности.

Закреплять умение скатывать и скручивать пластилин, наносить его на основу, изображая рисунок. ( крапинки и др.)

Индивидуальная и групповая работа:

  • Развитие мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам).
  • Индивидуальная работа по развитию речи.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой пекарей, воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, радоваться успехам других, смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «Кулич», «Пасха», «Светлое Христово Воскресенье» (в новом значении этого слова), «предки», «традиции», «обряды», обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюже

  • Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи».
  • Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол».
  • Дидактическая игра «Собери сказку».
  • Дидактическая игра «Собери яйцо».

Конечный результат.

  1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
  2. Выставка творческих работ детей совместно с родителями. Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
  3. Обобщение и распространение опыта.
  4. Презентация проекта.


Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.

Пусть в ваших душах всегда царит любовь и милосердие. Христос воскресе! (Воистину воскресе!)

Использованная литература:

  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  2. 100 занимательных экспериментов Дж. Андруз и К.Найтон
  3. Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»
  5. 1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
  6. 2. Интернет ресурсы:
  7. http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,
  8. http://www.sunhome.ru/cards/28, •http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B9%D1
  9. %86%D0%B0_%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5.
  10. 3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
  11. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под редакцией Л.А. Парамоновой

                                     

 

   

                 

                 

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

"Пасха, светлая Пасха"

"Пасха, светлая Пасха"...

«Пасха, светлая Пасха». Консультация для родителей.

«Пасха, светлая Пасха». Консультация для родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях....