Статья на тему: «Триз метод моделирования в доу»
статья
Всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_metod_modelirovaniya_v_dou.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Триз метод моделирования в доу»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые.
Психическое развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические системы. Осмысление опыта отдельных наук привело к попыткам использовать моделирование при решении педагогических задач. Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних времен, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-педагогических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов. А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Элыйнин, ЛИП Фридман, Н.Г.Салмина и другие).
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
-формирование целостной картины мира;
-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
-развитие речи, памяти, творческого воображения.
ТРИЗ хорошо «зарекомендовала» себя в изодеятельности, математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.
Основные пути решения этих задач:
- интенсифицировать подачу информации в различных игровых ситуациях перейти на качественно новый, другой уровень и знакомить детей с системой;
- выстраивать всю информацию структурно и знакомить детей с системой, в которой легче просматриваются закономерности развивающих понятий и явлений;
- переход одной информации в другую; взаимосвязь между ними.
Отработав первые навыки, ребенок сможет сам выстраивать структуру из любых доступных ему понятий и заполнить ее содержанием, используя известную ему информацию.
Обращение к технологии ТРИЗ вызвано тем, что ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач.
Метод моделирования в системе ТРИЗ приводит к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Моделирование условий задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание или повествование (история, стихотворение, рассказ, сказка), как сочиненного самим ребенком, так и прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице, на системном операторе. Например, цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.
Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: «Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода».
Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.
Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема —удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы, теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус — модель Земли, игрушки — модель предметов...) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели.
Метод моделирования:
- развивает у детей умения с помощью графической аналогии составлять
- описательные рассказы о предметах, временах года и т.д.;
- знакомит их с характерными особенностями предметов с помощью условных обозначений;
- развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление;
- развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Педагог, применяя данный метод в работе с детьми любого возраста, помогает им усваивать знания, закрепляя и систематизируя их, развивает детское мышление, подготавливая почву для его совершенствования, готовит ребенка к школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алышуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. - М, 1991.
2. Аляева И. Развитие творческих способностей студентов по технологии ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3.
3. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.
4. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.-
5. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моде- лированию //Дошкольное воспитание.-1982. - №3.
6. Ветрова Н.М., Формирование у детей старшего дошкольного возраста
способности к перцептивной абстракции приемами моделирования. // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск., 1972.
7. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении //Начальная школа.- 2004.- №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...
Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...
Методическая разработка по О.О. «Познание» Тема: «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»
ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста...
Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....
Конспект первого занятия-знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирование маленькими человечками")
Знакомство детей с методом "Моделирование маленькими человечками". Доказываем существование МЧ....
Конспект второго занятия-знакомства с технологией ТРИЗ, методом "Моделирования маленькими человечками" (составление схем)
Вторая часть знакомства с технологией ТРИЗ (метод "Моделирования маленькими человечками"). В данной части ребята продолжают знакомство с методом, учатся составлять схемы предметов и веществ....
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод "Моделирование маленькими человечками". Для детей 5-7 лет.
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод «Моделирования маленькими человечками». Для понимания детьми происходящих процессов на микроуровне, рекомендуется провести...