Проект "Эколята-дошколята". Из опыта работы.
проект (подготовительная группа)

Сергеева Елена Игоревна

Проект "Эколята-дошколта" направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Данный опыт содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей и родителей. Прилагается ссылка на просмотр опыта работы по реализации проекта экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata-doshkolyata._iz_opyta_raboty._.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение воспитателей,

работающих на группах старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Проект «Эколята – Дошколята». Из опыта работы

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Сергеева Е.И.

г. Зима, 2023

«Ребенку нужно прежде всего дать инструменты,

с помощью которых он сможет самостоятельно

анализировать действительность»

Н.Е. Веракса, российский профессор,

доктор психологических наук

                Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Елена Игоревна Сергеева, работаю воспитателем в подготовительной к школе группе комбинированной направленности МКДОУ «Детский сад № 56». Представляю вашему вниманию опыт работы по реализации долгосрочного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята», имеющего экологическую направленность.

                Современное дошкольное образование ориентировано на организацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как сквозного механизма развития личности ребенка.

                Целью взрослого является создание условий для развития детской любознательности и познавательной инициативы (ФГОС и образовательная программа дошкольного образования), а главной задачей педагога – поощрять и чутко направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Изучая методическую литературу, я обратилась к исследованиям А.И. Савенкова, который отмечал, что ребенку естественнее и потому гораздо легче познавать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя опыты, делая на их основе собственные суждения и выводы, чем получать уже полученные кем-то знания в «готовом виде»».

                По моему мнению наиболее целесообразным путем организации познавательно-исследовательской деятельности является проектный.

          (На слайд) Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

                Нельзя не согласиться с данной трактовкой, так как исходным пунктом проектной деятельности и темами проектов являются детские интересы, затрагивающие разные сферы действительности. В основе любой культурной практики лежит проблема, сформулированная как вопрос. Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску  деятельности. И все это есть в проекте! А еще проектная деятельность – это тесное сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Хочется отметить, что родителям принадлежит особая роль в организации культурных практик в рамках проектов. План проведения мероприятий и содержание проекта, согласование сроков и обсуждение совместных дел, все это привело нас к доверию и взаимопониманию, за что им огромная благодарность.

                Очень важным моментом в работе с дошкольниками является моя позиция как взрослого человека, ведь превращение ребенка в культурную творческую личность зависит во многом от нас, педагогов. А что для этого нужно? Конечно, создать необходимые для этого условия. И одним из важных педагогических условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

         Среду в группе я создаю сама, своими руками, привлекая к сотрудничеству родителей. Она отвечает требованиям стандарта: яркая, безопасная, к тому же легко трансформируемая и мотивирует детей к познавательной деятельности. В группе имеются продукты детского творчества, которые мы используем в различных видах детской деятельности.

Педагогическое сопровождение осуществляю на основе имеющихся у воспитанников знаний, опыта, умений детей действовать самостоятельно. Считаю важной и необходимой мотивацию детей. По инициативе детей в группе используем разные формы деятельности по экологическому направлению: коллекционирование, самостоятельное исследование, экспериментирование, свободное рисование, самостоятельное объединение детей на основе общих игровых интересов.

                Проектная деятельность нашла особое место в нашей группе. У нас есть один проект, который мы с ребятами реализуем уже несколько лет. Это – долгосрочный социально-образовательный проект «Эколята –Дошколята».

В процессе реализации этого проекта применяется множество форм взаимодействия с дошкольниками, с семьями воспитанников. Например, проведение экологических акций. Они служат хорошей экологической пропагандой среди детей и родителей, что очень ценно.

(«Прилетайте птицы к нам», «Елочка живи», «Наш зеленый детский сад» и др.).

           Использую детское проектирование как одну из форм организации культурных практик. На слайде вы видите, какие проекты уже были представлены в нашей группе. (представить несколько детских проектов: «Красная Книга Иркутской области», «Берегите насекомых», «Жемчужина Сибири – Озеро Байкал» и многое другое.

Но более подробно я хочу рассказать о тех формах, которые, на мой взгляд, являются наиболее современными, интересными, эффективными. Это – детское фотографирование, детская мультипликация, театр, и конечно же, игра.

Игры в дошкольном образовательном учреждении – это неисчерпаемый источник познания для детей, это – клад их интеллектуального, физического, психического и социального развития. Именно такими являются экологические игры. Они очень часто возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Ребята интересуются сезонными явлениями, жизнью животных и растений, задавая вопросы. Ответы на многие вопросы мы находим именно в игре.

На основе экологических игр наши воспитанники стараются правильно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам, вырабатывают необходимое поведение. Так, играя с насекомыми, растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, упражняются в навыках поведения и общения с ними. В то же время ребенок не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу.

                 С помощью игровых приёмов у детей расширился круг познавательных интересов, они быстрее и проще стали усваивать новую информацию, приобрели некоторые умения и навыки, отрабатывая их на практике.

Очень интересным современным методом в ходе реализации проекта стало детское фотографирование. Например, при реализации исследовательского мини-проекта «Наш веселый огород» дети фиксировали все этапы посадки овощей, способы ухода, этапы роста овощей.

Использование фототехники сделало процесс наблюдения и исследования наглядным, вызвало у детей повышенный интерес и положительные эмоции, позволило провести нам сравнение и сделать вывод. Теперь по фотографии и видеоматериалу можно вспомнить, как это происходило от начала и до конца. Также способ фотографирования дал возможность представить всем результаты совместной работы.

В этом году мы с ребятами начали работу над созданием мультфильмов серии «Экология в сказках». Детская мультипликация – еще один метод активного, плодотворного привлечения детей к совместной деятельности, она отвечает требованиям современных образовательных стандартов. Мультфильмы, сделанные своими руками, вызывают у детей удовлетворение и восторг. Через создание мультфильмов дети приобщаются к природе, у них развивается кругозор, фантазия и воображение, они начинают замечать прекрасное рядом. Это можно объяснить тем, что сюжеты, которые переживают персонажи, чем-то схожи с жизнью. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, представляя себя персонажами из мультфильма.

Создавая мультфильм (в данный момент – это сказка «Как снегирь и синица подружились»), дети сами придумали сценарий, изготовили декорации, персонажи мультфильма, потом озвучили каждого героя сказки. Так, создавая сюжет, мы осваиваем новые виды продуктивной деятельности. Этапы покадровой сьемки, систематическое перемещение персонажей очень заинтересовали детей, и стали одним из любимых занятий.

Наша мультстудия только начала свою работу. Мы только учимся, но нам с ребятами нравится постигать этот прекрасный мир мультипликации. В нашей копилке есть уже первый мультфильм, а в планах мы хотим создать цикл мультфильмов о природе Сибирского края.

В работе с детьми применяю еще один эффективный и интересный метод экологического воспитания дошкольников – театрализацию, в частности, удивительный театр тантамаресок. Он позволяет ребенку стать творцом, реализовать себя и раскрыться, приобрести опыт в самостоятельной деятельности, обогатиться в эмоциональной, речевой и коммуникативной сферах.

Каждая сценка или постановка у нас является не только уникальной, но и индивидуальной. Дети ведут себя, как настоящие герои, рассуждают, нравится им это поведение или нет, каких они играют героев, положительных или отрицательных.

Хочу отметить, что работа по проекту «Эколята – Дошколята» дает хорошие результаты. В этом году мы стали участниками социально-значимого эколого-просветительского проекта среди дошкольных образовательных организаций Иркутской области «Когда я вырасту большим», являемся победителями регионального этапа всероссийского фестиваля «Праздник эколят – молодых защитников природы» и лауреатами всероссийского фестиваля «Праздник эколят».

Главными нашими помощниками в реализации проекта являются маленькие друзья, защитники природы – Эколята.

Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях в рамках проекта не проходит бесследно. Дети начинают активно проявлять любопытство, задавать вопросы, а моя задача – сориентировать ребёнка, помочь обнаружить проблему, вызвать к ней интерес и привлечь детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью. Поэтому все это происходит в непринужденной для детей форме, я для них – равный партнер по игре.

                Этот универсальный метод – метод проектирования, позволил нам получить ощутимые практические результаты в виде продукты детской деятельности и публично их презентовать. Они представлены в виде детских проектов, выставки детских работ,  макетов, настольных игр, фотоальбомов, театральных постановок, самодельных книг и пр. При этом у детей я заметила проявление чувства удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки.

                На этом мы не останавливаемся, мы продолжаем работу по проекту «Эколята – Дошколята». У дошколят есть еще много вопросов, в которых им еще предстоит разобраться.

                Таким образом, можно сделать вывод. Культурная практика организации проекта актуальна в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Такой подход позволяет педагогу отойти от планирования формальных мероприятий к планированию образовательных мероприятий развивающего характера, что является инновационным способом проектирования содержания образовательной деятельности, основанной на поддержке познавательных и исследовательских культурных практик.        

                       https://youtu.be/Jb7XKPtvzfU - Из опыта работы. Проект «Эколята-дошколята»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....