Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ
статья (младшая группа)

Выступление на педагогическом совете «Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Выступление на педагогическом совете

«Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Баженова О.В.

Р.п. Мучкапский

 2023год

Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных (это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мир) и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта, осязания, обоняния и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах.

Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:

  1. Наблюдения.

Наблюдение является одним из основным приемом исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.

2.Решение проблемных ситуаций.

 Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.

«Почему весной сосулька плачет?»

«Щенок приглашает друзей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?»

3.Беседы.

Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой — маленький или большой?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).

  1. Опыты и эксперименты.

Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.

  1. Проекты.

Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой. «Вода-водичка», «Огород на окне».

Виды исследовательской деятельности

 во второй младшей группе

Виды

Цели

«Песок и его свойства»

Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром).

«Солнце»

Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла.

«Камни»        

Формирование представлений о камнях, развитие использования различных органов чувств для исследования (визуальным способом, методом тактильных ощущений).

Опыт» Легкий-тяжелый»

Учить детей определять относительный вес предметов

«Снег, какой он?»

Выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки).

«Чем пахнет?»

Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния

«Вода и её свойства»

Расширение представлений о воде, её значимости в жизнедеятельности человека, проведение разнообразных экспериментов.

«Тонет — не тонет»

Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта.

«Бумажный кораблик»

Расширение знаний о свойствах бумаги.

«Катитесь, шарики»

Совершенствование способности наблюдать за ходом эксперимента, развитие навыка передачи данных об исследовании при помощи речи.

«Почему распускаются почки?»

Обучение проведению длительного наблюдения,

расширение знаний об условиях роста растений.

Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково - исследовательская деятельность младших дошкольников

Представленный материал позволяет проводить поисково-исследовательскую деятельность в игровой форме...

"Исследовательская деятельность младших дошкольников"

   Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками....

Познавательно - исследовательская деятельность младших дошкольников

Материал содержит фотоотчёт  по экспериментированию в младшей группе ДОУ....

Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»городского округа Мытищи Московской области...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...