Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ
статья (младшая группа)
Выступление на педагогическом совете «Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Выступление на педагогическом совете
«Исследовательская деятельность младших дошкольников в условиях ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Баженова О.В.
Р.п. Мучкапский
2023год
Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных (это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мир) и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта, осязания, обоняния и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах.
Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:
- Наблюдения.
Наблюдение является одним из основным приемом исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.
2.Решение проблемных ситуаций.
Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.
«Почему весной сосулька плачет?»
«Щенок приглашает друзей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?»
3.Беседы.
Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой — маленький или большой?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).
- Опыты и эксперименты.
Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.
- Проекты.
Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой. «Вода-водичка», «Огород на окне».
Виды исследовательской деятельности
во второй младшей группе
Виды | Цели |
«Песок и его свойства» | Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром). |
«Солнце» | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. |
«Камни» | Формирование представлений о камнях, развитие использования различных органов чувств для исследования (визуальным способом, методом тактильных ощущений). |
Опыт» Легкий-тяжелый» | Учить детей определять относительный вес предметов |
«Снег, какой он?» | Выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки). |
«Чем пахнет?» | Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния |
«Вода и её свойства» | Расширение представлений о воде, её значимости в жизнедеятельности человека, проведение разнообразных экспериментов. |
«Тонет — не тонет» | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. |
«Бумажный кораблик» | Расширение знаний о свойствах бумаги. |
«Катитесь, шарики» | Совершенствование способности наблюдать за ходом эксперимента, развитие навыка передачи данных об исследовании при помощи речи. |
«Почему распускаются почки?» | Обучение проведению длительного наблюдения, расширение знаний об условиях роста растений. |
Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково - исследовательская деятельность младших дошкольников
Представленный материал позволяет проводить поисково-исследовательскую деятельность в игровой форме...
Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников при планировании прогулки
опыт работы...
"Исследовательская деятельность младших дошкольников"
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками....
Познавательно - исследовательская деятельность младших дошкольников
Материал содержит фотоотчёт по экспериментированию в младшей группе ДОУ....
Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»городского округа Мытищи Московской области...
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...