Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)
проект (младшая группа) на тему

Шестакова Наталья Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»

городского округа Мытищи Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект "Огород на окне"

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

                                                             

 

 

 

 

 

 Подготовила: воспитатель

Шестакова Н.А.

 

 

Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По продолжительности: краткосрочный (февраль - март).

ПРОБЛЕМА:

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выращивание овощных культур в комнатных условиях.

ЦЕЛЬ:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

ЗАДАЧИ:

• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда

ГИПОТЕЗА:

Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.

Материально-техническое оснащение:

1. компьютер

2. принтер

3. ламинатор

4. бумага

5. коробка из-под тортика

6. искусственный коврик

7. самоклеящаяся плёнка

8. пластиковые стаканы

9. семена овощных культур

10. земля

11. палочки деревянные

12. лейки

13. ватман

14. фотоаппарат

Участники проекта:

1. дети

2. родители

3. педагоги II младшей группы

Информационное оснащение:

1. интернет-ресурсы

2. детская художественная литература

3. методическая литература

4. дидактические пособия (плакаты, таблицы и пр.)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП (подготовительный)

• Выбор темы проекта

• Постановка цели и задач проекта

• Определение последовательности выполнения работы

• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород

• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей

• Закупка посадочного материала и земли

• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта

• Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями

II ЭТАП (основной, реализация проекта)

Виды детской деятельности.

Познавательно – исследовательская:

• Экспериментирование

• Наблюдение

• Рассматривание

• Решение проблемных ситуаций

• Исследование

• Интеллектуальные игры

Коммуникативная:

• Беседа

• Ситуативный разговор

• Составление и отгадывание загадок

Игровая:

• Игры с правилами

• Дидактические игры

• Игровые ситуации

Трудовая:

• Труд в природе

• Поручение

• Наблюдение за трудом взрослых

Чтение художественной литературы:

• Чтение и обсуждение

• Заучивание

Продуктивная:

• Рисование

• Лепка

• Аппликация

• Изготовление атрибутов для огорода

• Создание макета огорода на окне

Двигательная:

• Подвижные игры с правилами

• Физкультминутки

Содержание работы на II ЭТАПЕ:

1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».

2. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах

3. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

4. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».

5. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

III ЭТАП (заключительный)

• Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде.

  • Оформление стенгазеты «От семени к ростку».

• Участие в районном конкурсе «Огород на окне».

• Презентация проекта на педагогическом совете.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Макет «Огород на окне».

 

 

image

image

image

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx614.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»

городского округа Мытищи Московской области

Проект "Огород на окне" 

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

                                                             

 Подготовила: воспитатель

Шестакова Н.А.


Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По продолжительности: краткосрочный (февраль - март).

ПРОБЛЕМА:

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выращивание овощных культур в комнатных условиях.

ЦЕЛЬ:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

ЗАДАЧИ:

• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда

ГИПОТЕЗА:

Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.

Материально-техническое оснащение:

1. компьютер

2. принтер

3. ламинатор

4. бумага

5. коробка из-под тортика

6. искусственный коврик

7. самоклеящаяся плёнка

8. пластиковые стаканы

9. семена овощных культур

10. земля

11. палочки деревянные

12. лейки

13. ватман

14. фотоаппарат

Участники проекта:

1. дети

2. родители

3. педагоги II младшей группы

Информационное оснащение:

1. интернет-ресурсы

2. детская художественная литература

3. методическая литература

4. дидактические пособия (плакаты, таблицы и пр.)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП (подготовительный)

• Выбор темы проекта

• Постановка цели и задач проекта

• Определение последовательности выполнения работы

• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород

• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей

• Закупка посадочного материала и земли

• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта

• Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями

II ЭТАП (основной, реализация проекта)

Виды детской деятельности.

Познавательно – исследовательская:

• Экспериментирование

• Наблюдение

• Рассматривание

• Решение проблемных ситуаций

• Исследование

• Интеллектуальные игры

Коммуникативная:

• Беседа

• Ситуативный разговор

• Составление и отгадывание загадок

Игровая:

• Игры с правилами

• Дидактические игры

• Игровые ситуации

Трудовая:

• Труд в природе

• Поручение

• Наблюдение за трудом взрослых

Чтение художественной литературы:

• Чтение и обсуждение

• Заучивание

Продуктивная:

• Рисование

• Лепка

• Аппликация

• Изготовление атрибутов для огорода

• Создание макета огорода на окне

Двигательная:

• Подвижные игры с правилами

• Физкультминутки

Содержание работы на II ЭТАПЕ:

1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».

2. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах

3. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

4. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».

5. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

III ЭТАП (заключительный)

• Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде.

  • Оформление стенгазеты «От семени к ростку».

• Участие в районном конкурсе «Огород на окне».

• Презентация проекта на педагогическом совете.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Макет «Огород на окне».

F:\Огород\IMG_6643.JPG

F:\Огород\IMG_6646.JPG

F:\Огород\IMG_6647.JPG

F:\Огород\IMG_6648.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Тема: «В мире пуговиц» как способ развития познавательно-исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста

Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития познавательной деятельности у малышей, и следовательно,  вспомогательным материалом для исследования. Пуговицы являются уд...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Рекомендации  для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...