«Я ребенок, и я имею право».
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие – развлечение, которое помогло познакомить детей с их правами и обязанностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я ребенок, и я имею право».
Цель: Формирование правовой культуры через ознакомления с основными
правами, изложенными в конвенции о правах ребёнка.
Задачи:
Занятие
Тема: «Я ребенок, и я имею право».
Виноградова О. А.
Цель: Формирование правовой культуры через ознакомления с основными правами, изложенными в конвенции о правах ребёнка.
Задачи:
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать умение, называть свои права и анализировать поступки других.
- Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: плакаты, знаки к игре, «Декларация прав ребенка», иллюстрации к сказкам, магнитофон, ручки, памятки.
Оформление:
- Плакаты «Что такое право», «Что такое закон», «Конвенция».
- Рисунки детей.
- Выставка детский книг.
- Звучит музыка из песни «Чему учат в школе».
Ход занятия:
- Вступительная часть
- Беседа
- Чтение стихотворения «Право детей».
II. Основная часть
- Игра «Разрешается-не разрешается.
- Викторина «Право».
- Разбор ситуаций.
- Дискуссия «Я имею право»
- Рисунки детей «Я имею права» (предшествующая работа).
III. Заключительная часть
- Чтение детьми стихов о правах
- Чтение стихотворения воспитателем
- Памятка для детей «Твои права и обязанности.
Материал к занятию:
- Вводная часть.
Звучит песня «Чему учат в школе». Воспитатель не сообщает детям темы занятия, беседует и зачитывает стихотворение по которому дети сами определяют тему занятия.
Воспитатель: давным –давно, тысячи лет на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют права и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху.
- Что же такое закон?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный закон нашей страны, это конституция. Она была принята 12 декабря 1993 г.
Чтение стихотворения:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный теплый дом
Видеть тихий мирный сон
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один
Воспитатель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что такое право (Ответы детей)
Право – это правила, по которым живут люди, они определяют отношение людей в обществе.
Права ребенка надо знать,
не только знать,
но соблюдать
Тогда легко нам будет жить
Играть, дружить и не тужить
Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (ответы детей).
А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)
И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенной Нации (ООН).
Почему же был принят этот документ, защищающий права ребенка? Потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Дети нуждаются в особой защите. Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожаленью, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой являются сиротство и инвалидность. Конвенция стоит на страже детей. И в ней говорится, что ребенок имеет право знать свои права.
Воспитатель вывешивает плакаты «Права ребенка», дети знакомятся.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы вам было легче запомнить права, предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается»
Д/Игра «Разрешается – запрещается»
- «Посмотри на этот знак
Человек поднял флаг
Слушать мнение ребенка (разрешается).
- Вот в углу стоит мальчонка
Плачет, надрывается
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается).
- С мамой дети должны жить
Ей цветы всегда дарить
Это (разрешается)
- Эта гнать обозначает
Мать с ребенком разлучают
Это (запрещается).
- Рисовать и петь, учиться
Если заболел-лечиться
Это (разрешается)
- Этот трудится ребенок
Мало у него силенок
В детстве тяжкая работа
(запрещается).
- Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить-
Это (разрешается)
- Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Молодцы ребята с заданием вы справились отлично. Познакомились с некоторыми правилами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежи. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас с вами узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Викторина по сказкам.
Воспитатель: Ребята сейчас мы проведем небольшую викторину.
На доске и у вас на карточках написаны
с левой стороны названия сказок, с правой нарушенное право.
1. | «Гарри Потер» | Нарушение прав на неприкосновенность |
2. | «Золотой ключик» | Нарушение прав на жизнь |
3. | «Золушка» | Нарушение прав на отдых |
4. | «Три поросенка» | Нарушение прав на неприкосновенность жилья |
5. | «Колобок» | Нарушение прав на жизнь |
6. | «Красная шапочка» | Право на личную неприкосновенность |
7. | «Дюймовочка» | Право на личную неприкосновенность |
На доске 3 листа:
- Право на бесплатное образование
- Право на свободный труд, защита от безработиц
- Право на неприкосновенность жилья.
Ребята, давайте поговорим о героях сказки «Приключения Буратино». Какие конституционный права были нарушены в этой сказке?
- Полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Право на неприкосновенность жилья).
- Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы).
- Буратино продал свою азбуку, и не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование).
Переходим к другой сказке. Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Право на жизнь
- Право на получение образования
- Право на владение имуществом
Рассмотрите рисунки. Сказка – «Лиса и заяц». К какой сказке относится правая иллюстрация? Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
- Право на жизнь
- Право на неприкосновенности жилья
- Право на справедливый суд
- Право на труд
К какой сказке относится вторая иллюстрация? Лягушка-путешественница? Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
- Право на свободное передвижение
- Право на образование
- Право на труд
Ребята, читайте книги, они помогут вам, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свое право. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных детей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека).
Воспитатель: в нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам школьникам.
Воспитатель: какие права есть у вас, школьников?
- Право на учебу
- Право на отдых между уроками
- Право на каникулы
- Право на занятия в кружках и секциях
Воспитатель: Дети у вас есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности у школьников? (ответы детей).
- Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников).
- Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами.
- Ходить опрятными.
- Выполнять устав школы.
Воспитатель: Вы имеете обязанности перед обществом, в котором возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и другие уважали его.
Разбор ситуации- 1,2,3,4 (ситуации прилагаются)
Мы с вами рассмотрели ситуации. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться. Хотите, чтобы все считали вас самостоятельными и ответственными людьми? Выполняйте свои права. Права есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает право от рождения. Все мы люди, и мы равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе- Всеобщей декларации прав человека.
Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.
Сейчас прошу выйти всех детей и прочесть:
- Как хорошо, что есть права.
Закон на строго защищает
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
- В своих правах мы все равны
И взрослые и дети
Все расы, веры, языка –
Все люди на планете.
- На любовь имеют право
Все ребята на земле
На заботу и на ласку
Право жить в своей семье.
- Сохранить свое здоровье-
Право есть у нас такое,
Заболев, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
- В школу ходят все детишки,
Это право есть у нас
Пишем там, читаем книжки
Всему учат в школе нас.
- Никто не может вас пытать
Делать больно, обижать
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.
- О правах своих послушав,
Ты запомни крепко их
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Воспитатель: Этих прав лишить не может,
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет.
Быть счастливым вам всегда.
В итоге хочу закончить наше занятие, стихотворение «Право»
Очень много стран на свете
Это знает каждый.
Кто, скажите в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много-выбирайте
Там король, здесь президент!
Про царей и про вождей,
Но главней, нужней, важней
Для страны-ребенок.
Кем он станет завтра
Маленький и нежный
Всей земли права его-
Право на надежду
Воспитатель раздает памятки «Твои права и обязанности».
Ход занятия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я ребенок ....и я имею право
Я ребенок .... и я имею право...
Совместная деятельность по правовому воспитанию «Я ребенок и я имею право»
Совместная деятельность по правовому воспитанию «Я ребенок и я имею право»...
Проект "Я-ребенок и я имею право!"
Конспект театрализованного занятия в подготовительной и логопедической группах...
Конспект ОД «Я - ребенок и я имею право» в подготовительной к школе группе
Обобщение знаний детей по правовой культуре .Закрепить знания детей о Конвенции ООН, об оcновных правах, перечисленных в ней;помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я ребенок, и я имею право…!»
Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности. Права — это уста...
Консультация для родителей «Я – РЕБЕНОК и я имею ПРАВО»
Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня &nd...
Рабочая программа кружка «Я – ребенок, и я имею право…» по формирование нравственно - правовых представлений посредством дидактической сказки
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, наси...