«Скоро в школу»
проект (подготовительная группа)

Черных Анна Сергеевна

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_skoro_v_shk.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Долгосрочный проект

«Скоро в школу»

(подготовительная группа)

Подготовили: воспитатели

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

2022-2023 год

Паспорт проекта.

Тема:

«Скоро в школу »

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители, логопед, психолог, музыкальный руководитель.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2022г. – май 2023г.

Разработчик:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.                                                                                                                                 

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная работа с родителями.

Цель:

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

формирование положительной учебной мотивации;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Предполагаемый результат:

- Сформированность у детей подготовительной группы«внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- Накопление большого багажа знаний о школе;

- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- Подготовка руки к письму;

- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

                                                        Актуальность.

        

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.  Для других ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу.

 Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе! Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

 Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, но и  родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу.

 Как настроить ребёнка на учёбу? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

  Этапы реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2022г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка  необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей.

- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

II Этап (Октябрь 2022г. – апрель 2023г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

-беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая  работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных  процессов;

- развивающая  работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе,  развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;

III Этап (Май 2023г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

- Проводя работу по  проекту «Скоро в школу мы пойдем» в период с 2022-2023 годы можно сделать следующие выводы:

-  Проект «Скоро в школу »  хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе

Сроки выполнения

                                         Название мероприятий

  Ответственные

Сентябрь

Октябрь

-Словесные и дидактические игры школьной тематики: «Домино «Первоклассник».

- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

- Беседа о школе.

- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Л.А. Арсенова ,M. Зощенко «Пора вставать!»

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

- Слушание детских песен

"Буквы и слова" с.Ольга Безымянная, м. Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» с. М. Пляцковский,  м.  В. Шаинский.

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос..

- Экскурсия в школу (презентация)

Работа с родителями:

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Консультация «Леворукий ребёнок»

Воспитатели

 группы:

 Черных А.С.

  Агеева Е.Г.

 

Логопед:

Долганова Н.А.

Ноябрь

-Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

- Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»

- Беседа о правилах поведения в школе

- НОД «Школьные принадлежности»

- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

Рассматривание лепбука «Скоро в школу».

- Слушание песни «Первый раз в первый класс», с. и м. С.Ярушина

-Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Работа с родителями:

- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

 - Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу»

Воспитатели группы:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

Психолог:

Декабрь

- НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех».

- Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть».

- Конструирование «Здание школы»

- Слушание песни «Первоклашка» С: Ю Энтин. М: В. Шаинский.

Работа с родителями:

- Консультация  «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

Воспитатели

группы:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

Январь

- Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

- Чтение и беседа :  Л.Толстой «Филиппок».

- Слушание песни «Наташка - первоклашка» ,с. К.Ибряев, м.Ю.Чичков

- Просмотр мультфильмов на школьную тему.

Работа по лепбуку «Скоро в школу».

 Работа с родителями:

Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

- Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Воспитатели

 группы

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

Февраль

- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

- Составление рассказа по картине «В школу»

- Беседы: «Мы будущие первоклассники».

Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.

- Час загадок и ребусов о школе.

Работа с родителями:

- Консультация «Готовим руку к письму»

- Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей.

Воспитатели

 группы:

 Черных А.С.

 Агеева Е.Г.

Март

- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

- Чтение рассказа М. Зощенко. «Не надо врать».

- Слушание и пение музыкальных произведений о школе.

- Сюжетно-ролевая игра «Школа».

- занятия с лепбуком «Скоро в школу»

Работа с родителями:

Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

-Шесть правил адаптации ребенка к школе.

Воспитатели

группы:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

Апрель

- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» В. Моруга

- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Работа с родителями:

Консультация для родителей будущего первоклассника:

- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

- Родителям на заметку «Комната первоклассника»

Воспитатели

 группы:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

Май

- Дидактические игры «Готов ли ты к школе».

- Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» .

- Рисование «Школьный ранец»

- Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

Работа с родителями:

- Родит. собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

- Открытый показ НОД для родителей .

- Оформление фото альбома, презентации  о проделанной работе по проекту.

- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

Воспитатели

группы:

Черных А.С.

Агеева Е.Г.

                                                                                   Список литературы:

  1. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  2. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
  3. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
  4. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
  5. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
  6. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
  7. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...