План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"
план-конспект занятия (средняя группа)

Анастасия Евгеньевна Демкина

План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"

(4-ый Год обучения)

 

Цели:

  1.  обогащать знания детей по лексическим темам «одежда» и «обувь», активизировать словарь детей, работать над грамматическим строем речи; расширение представлений об используемой на кухне посуде, ее назначении;
  2. развивать мыслительные операции на основе игр на сравнение и анализ;
  3. воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.

Игровая задача: назови материал из чего сделана посуда.

Игровые правила: быть внимательным, назови какая бывает посуда.

Оборудование: стихотворение; картинки с классификацией посуды, с посудой для игры «Какая бывает посуда?» «Разрезные картинки», «Какой, какая, какое»; фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический ковшик, деревянная ложка, мяч, муляжи яблок и тарелки красного, желтого, зеленого цвета.

 

 

Ход занятия

1.Организационный момент

 Отгадайте загадку ребята:

 

Я рукотворная, звучащая,

 

Воды не боюсь,

 

Для еды гожусь,

 

А ударь - разобьюсь.

 

 - Посуда.

 

 – Молодцы, а теперь, ребята, садимся заниматься. Сядьте ровненько, спинки прямые.

 

2. Вступительная беседа

 А почему посуда названа «рукотворной»?

 

Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.

 

Дефектолог - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

 

Дети: — Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.

 

Дефектолог: - Что значит «годится для еды»?

 

Дети: — Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.

Дефектолог: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?

 

Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

 

3. Сообщение игровой задачи

– Сегодня мы будем говорить о том, из чего сделана посуда и для чего она нам служит.

4. Основная часть

 

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

 - Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать. Дефектолог за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек. 

 - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

 

Игра «Какая бывает посуда?»

Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря прилагательных.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева?

Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.)

Посуда сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая)

Посуда сделана из стекла, она какая? (Стеклянная) и т.д.

 

Дидактическая игра на подбор определении: «Запомни и повтори.»

Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.

Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.

Размещаем на доске предметные картинки.

- чашка, блюдце, ложка;

-кастрюля, сковорода, лопаточка;

-кофейник, чайник, тарелка;

- солонка, салатница, дуршлаг;

-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цели: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением различной посуды.

-Я вам предлагаю сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.

Игра на развитие речевых навыков, «Какой, какая, какое»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

 

На столике расставлена посуда из различных материалов.

 

- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.

 

- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.

 

- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.

 

- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.

 

- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.

 

- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.

 

- Самовар из железа, какой? – железный самовар.

 

- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.

 

- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.

 

- А как нужно относиться к посуде?

 

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

 

5. Физминутка

 

Мы тарелки дружно мыли

 

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

 

А потом их вытирали и на полку убирали.

 

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

 

А потом мы отдыхали,

 

дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)

 

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

 

Игра с мячом «Назови ласково»

 

  Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Кружка-кружечка, кастрюля-кастрюлька

 

- Для чего нужна посуда? Ответы детей.

-Что бы есть из неё, готовить в ней и т.д.

 

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

 

 - А как нужно относиться к посуде?

 

Игра: «Разложи еду по тарелкам»

Цель: повторить цвета, разучить новые слова, тренируя мышление, память.

Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов яблоки (муляжи).  Например, красное яблоко – на красную тарелку, желтое яблоко – на желтую, зеленое яблоко – на зеленую.

 

    Составление рассказа о посуде

Цель: активизировать словарь детей, учить пользоваться правильно соотносить слова

Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.

- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.

- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

  

 Итог:

- Молодцы, ребята, хорошо поработали!

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- А что вызвало у вас затруднение?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"

(4-ый Год обучения)

Цели:

  1.  обогащать знания детей по лексическим темам «одежда» и «обувь», активизировать словарь детей, работать над грамматическим строем речи; расширение представлений об используемой на кухне посуде, ее назначении;
  2. развивать мыслительные операции на основе игр на сравнение и анализ;
  3. воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.

Игровая задача: назови материал из чего сделана посуда.

Игровые правила: быть внимательным, назови какая бывает посуда.

Оборудование: стихотворение; картинки с классификацией посуды, с посудой для игры «Какая бывает посуда?» «Разрезные картинки», «Какой, какая, какое»; фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический ковшик, деревянная ложка, мяч, муляжи яблок и тарелки красного, желтого, зеленого цвета.

Ход занятия

1.Организационный момент

 Отгадайте загадку ребята:

Я рукотворная, звучащая,

Воды не боюсь,

Для еды гожусь,

А ударь - разобьюсь.

 - Посуда.

 – Молодцы, а теперь, ребята, садимся заниматься. Сядьте ровненько, спинки прямые.

2. Вступительная беседа

 А почему посуда названа «рукотворной»?

Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.

Дефектолог - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

Дети: — Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.

Дефектолог: - Что значит «годится для еды»?

Дети: — Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.

Дефектолог: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?

Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

3. Сообщение игровой задачи

– Сегодня мы будем говорить о том, из чего сделана посуда и для чего она нам служит.

4. Основная часть

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

 - Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать. Дефектолог за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек.  

 - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Игра «Какая бывает посуда?» 

Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря прилагательных.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева?

Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.)

Посуда сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая)

Посуда сделана из стекла, она какая? (Стеклянная) и т.д.

Дидактическая игра на подбор определении: «Запомни и повтори.»

Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.

Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.

Размещаем на доске предметные картинки.

- чашка, блюдце, ложка;

-кастрюля, сковорода, лопаточка;

-кофейник, чайник, тарелка;

- солонка, салатница, дуршлаг;

-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цели: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением различной посуды.

-Я вам предлагаю сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.

Игра на развитие речевых навыков, «Какой, какая, какое»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

На столике расставлена посуда из различных материалов.

- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.

- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.

- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.

- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.

- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.

- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.

- Самовар из железа, какой? – железный самовар.

- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.

- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.

- А как нужно относиться к посуде?

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

5. Физминутка

Мы тарелки дружно мыли

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

А потом их вытирали и на полку убирали.

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

А потом мы отдыхали,

дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

Игра с мячом «Назови ласково»

  Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Кружка-кружечка, кастрюля-кастрюлька

- Для чего нужна посуда? Ответы детей.

-Что бы есть из неё, готовить в ней и т.д.

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

 - А как нужно относиться к посуде?

Игра: «Разложи еду по тарелкам»

Цель: повторить цвета, разучить новые слова, тренируя мышление, память.

Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов яблоки (муляжи).  Например, красное яблоко – на красную тарелку, желтое яблоко – на желтую, зеленое яблоко – на зеленую.

    Составление рассказа о посуде

Цель: активизировать словарь детей, учить пользоваться правильно соотносить слова

Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.

- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.

- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

   

 Итог:

- Молодцы, ребята, хорошо поработали!

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- А что вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на занятиях по развитию речи

Теоретический материал для подготовки педагога-воспитателя к данной теме....

Развитие познавательной активности детей 6-7 лет средствами дидактических игр на занятиях по развитию речи

Система работы подробно описывает все этапы деятельности воспитателя по теме....

План-конспект проведения дидактической игры "Чудесный мешочек" с детьми 1 младшей группы

Конспект дидактической игры для детей 2-3 лет "Чудесный мешочек" с целью совершенствования тактильных ощущений и восприятия, закрепление знаний у детей основных цветов и названия геометричес...

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...