План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"
план-конспект занятия (средняя группа)
План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"
(4-ый Год обучения)
Цели:
- обогащать знания детей по лексическим темам «одежда» и «обувь», активизировать словарь детей, работать над грамматическим строем речи; расширение представлений об используемой на кухне посуде, ее назначении;
- развивать мыслительные операции на основе игр на сравнение и анализ;
- воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.
Игровая задача: назови материал из чего сделана посуда.
Игровые правила: быть внимательным, назови какая бывает посуда.
Оборудование: стихотворение; картинки с классификацией посуды, с посудой для игры «Какая бывает посуда?» «Разрезные картинки», «Какой, какая, какое»; фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический ковшик, деревянная ложка, мяч, муляжи яблок и тарелки красного, желтого, зеленого цвета.
Ход занятия
1.Организационный момент
Отгадайте загадку ребята:
Я рукотворная, звучащая,
Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь - разобьюсь.
- Посуда.
– Молодцы, а теперь, ребята, садимся заниматься. Сядьте ровненько, спинки прямые.
2. Вступительная беседа
А почему посуда названа «рукотворной»?
Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.
Дефектолог - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?
Дети: — Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.
Дефектолог: - Что значит «годится для еды»?
Дети: — Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.
Дефектолог: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?
Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.
3. Сообщение игровой задачи
– Сегодня мы будем говорить о том, из чего сделана посуда и для чего она нам служит.
4. Основная часть
Дидактическая игра «Звучащая посуда»
- Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать. Дефектолог за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек.
- Как вы думаете, почему такой разный звук?
Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.
Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?
Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.
Игра «Какая бывает посуда?»
Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря прилагательных.
- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева?
Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.)
Посуда сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая)
Посуда сделана из стекла, она какая? (Стеклянная) и т.д.
Дидактическая игра на подбор определении: «Запомни и повтори.»
Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.
Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.
Размещаем на доске предметные картинки.
- чашка, блюдце, ложка;
-кастрюля, сковорода, лопаточка;
-кофейник, чайник, тарелка;
- солонка, салатница, дуршлаг;
-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цели: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением различной посуды.
-Я вам предлагаю сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.
Игра на развитие речевых навыков, «Какой, какая, какое»
Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.
На столике расставлена посуда из различных материалов.
- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.
- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.
- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.
- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.
- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.
- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.
- Самовар из железа, какой? – железный самовар.
- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.
- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.
- А как нужно относиться к посуде?
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
5. Физминутка
Мы тарелки дружно мыли
Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)
А потом их вытирали и на полку убирали.
Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)
А потом мы отдыхали,
дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)
Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
Кружка-кружечка, кастрюля-кастрюлька
- Для чего нужна посуда? Ответы детей.
-Что бы есть из неё, готовить в ней и т.д.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- А как нужно относиться к посуде?
Игра: «Разложи еду по тарелкам»
Цель: повторить цвета, разучить новые слова, тренируя мышление, память.
Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов яблоки (муляжи). Например, красное яблоко – на красную тарелку, желтое яблоко – на желтую, зеленое яблоко – на зеленую.
Составление рассказа о посуде
Цель: активизировать словарь детей, учить пользоваться правильно соотносить слова
Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
Итог:
- Молодцы, ребята, хорошо поработали!
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
- А что вызвало у вас затруднение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План-Конспект дидактической игры для занятия по развитию речи тему "Посуда"
(4-ый Год обучения)
Цели:
- обогащать знания детей по лексическим темам «одежда» и «обувь», активизировать словарь детей, работать над грамматическим строем речи; расширение представлений об используемой на кухне посуде, ее назначении;
- развивать мыслительные операции на основе игр на сравнение и анализ;
- воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.
Игровая задача: назови материал из чего сделана посуда.
Игровые правила: быть внимательным, назови какая бывает посуда.
Оборудование: стихотворение; картинки с классификацией посуды, с посудой для игры «Какая бывает посуда?» «Разрезные картинки», «Какой, какая, какое»; фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический ковшик, деревянная ложка, мяч, муляжи яблок и тарелки красного, желтого, зеленого цвета.
Ход занятия
1.Организационный момент
Отгадайте загадку ребята:
Я рукотворная, звучащая,
Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь - разобьюсь.
- Посуда.
– Молодцы, а теперь, ребята, садимся заниматься. Сядьте ровненько, спинки прямые.
2. Вступительная беседа
А почему посуда названа «рукотворной»?
Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.
Дефектолог - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?
Дети: — Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.
Дефектолог: - Что значит «годится для еды»?
Дети: — Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.
Дефектолог: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?
Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.
3. Сообщение игровой задачи
– Сегодня мы будем говорить о том, из чего сделана посуда и для чего она нам служит.
4. Основная часть
Дидактическая игра «Звучащая посуда»
- Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать. Дефектолог за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек.
- Как вы думаете, почему такой разный звук?
Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.
Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?
Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.
Игра «Какая бывает посуда?»
Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря прилагательных.
- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева?
Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.)
Посуда сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая)
Посуда сделана из стекла, она какая? (Стеклянная) и т.д.
Дидактическая игра на подбор определении: «Запомни и повтори.»
Цель: уточнение, закрепление и активизация словаря существительных.
Развитие слухового внимания зрительной и вербальной памяти.
Размещаем на доске предметные картинки.
- чашка, блюдце, ложка;
-кастрюля, сковорода, лопаточка;
-кофейник, чайник, тарелка;
- солонка, салатница, дуршлаг;
-перечница, горчичница, соусница, конфетница; и т. д.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цели: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением различной посуды.
-Я вам предлагаю сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.
Игра на развитие речевых навыков, «Какой, какая, какое»
Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.
На столике расставлена посуда из различных материалов.
- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.
- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.
- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.
- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.
- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.
- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.
- Самовар из железа, какой? – железный самовар.
- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.
- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.
- А как нужно относиться к посуде?
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
5. Физминутка
Мы тарелки дружно мыли
Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)
А потом их вытирали и на полку убирали.
Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)
А потом мы отдыхали,
дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)
Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
Кружка-кружечка, кастрюля-кастрюлька
- Для чего нужна посуда? Ответы детей.
-Что бы есть из неё, готовить в ней и т.д.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- А как нужно относиться к посуде?
Игра: «Разложи еду по тарелкам»
Цель: повторить цвета, разучить новые слова, тренируя мышление, память.
Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов яблоки (муляжи). Например, красное яблоко – на красную тарелку, желтое яблоко – на желтую, зеленое яблоко – на зеленую.
Составление рассказа о посуде
Цель: активизировать словарь детей, учить пользоваться правильно соотносить слова
Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
Итог:
- Молодцы, ребята, хорошо поработали!
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
- А что вызвало у вас затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на занятиях по развитию речи
Теоретический материал для подготовки педагога-воспитателя к данной теме....
Развитие познавательной активности детей 6-7 лет средствами дидактических игр на занятиях по развитию речи
Система работы подробно описывает все этапы деятельности воспитателя по теме....
План-конспект проведения дидактической игры "Чудесный мешочек" с детьми 1 младшей группы
Конспект дидактической игры для детей 2-3 лет "Чудесный мешочек" с целью совершенствования тактильных ощущений и восприятия, закрепление знаний у детей основных цветов и названия геометричес...
Дидактические игры на занятиях по развитию речи
Дидактические игры...
Дидактические игры и упражнения для развития речи (материалы родителям для занятий с детьми)
материалы для дошкольников по развитию речи...
Дидактические игры и упражнения для развития речи (материалы родителям для занятий с детьми)
материалы для дошкольников по развитию речи...
Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»
Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...