Проектное задание "Общая и профессиональная культура педагога: специфика и взаимосвязь"
проект

Проектное задание выполнялось в рамках дисциплины "Введение в специальность"

Актуальность: современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения – одна из самых актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектное задание29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Калининградской области Профессиональная Образовательная организация «Педагогический колледж»

ОП.06 Введение в специальность

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Общая и профессиональная культура педагога: специфика и взаимосвязь

Выполнено обучающейся

Курс 1      Семестр 2

Группа СПО

Форма обучения – очная

Образовательная программа 44.02.01 Дошкольное образование

Руководитель:

Содержание:

Исходные данные………………………………………………………………3

Актуальность…………………………………………………………...………5

Цель проектного задания………………………………………………………6

Задачи проектного задания…………………………………………………….7

Анализ имеющихся ресурсов………………………………………………….8

Этапы проектного задания…………………………………………………….9

Описание проектного задания………………………………………………..10

Список использованной литературы……………………………………...…25

Приложение……………………………………………………………………...

Исходные данные:

Требование федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по учебной дисциплине «Введение в специальность»; Конвенция о правах ребёнка.

В детстве нас часто спрашивали: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» этот вопрос продолжают задавать до самого окончания школы. Парикмахер, космонавт, ветеринар, принцесса, археолог… Можно услышать столько разных ответов.

Выбор будущей профессии – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Но с какой легкостью об этом задумываются дети. Может это потому, что они уверены в результате?

Это одно из качеств, что отличает ребенка от взрослого. Сколько бы препятствий не вставало на пути он не подумает: «Может это не мое?» А будет с большим упорством двигаться к цели, используя все возможные пути. Может это звучит странно, но при близком общении с детьми становится очень заметным. У них все проще. Пожалуй, это одна  из причин, почему я хочу работать именно с детьми. Взрослым есть чему у них поучиться.

Самый главный человек для малыша – мама. Именно мама помогает сделать первые шаги в познании мира. Психологи утверждают, что детям до 3 лет просто необходимо быть рядом с мамой, чтобы они могли вырасти уверенными, любознательными, здоровыми людьми. Но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы и  в 2 года некоторым малышам приходится идти в детский сад.

Воспитатель – это вечный ребенок, который по иронии судьбы является первым, после мамы, учителем, который встречается детям на их жизненном пути.

Пожалуй, воспитатель – это тот же архитектор, строитель. Ему приходится выкладывать кирпичик за кирпичиком башни так, чтобы она не  рухнула в будущем.

Воспитывать детей значит искренне их любить, без причин, отдавать им себя всего, подготовить их, научить. Труд воспитателя может быть трудным, нелегким, отнимающим порой все физические и душевные силы, но не рутинным, неинтересным его не назовешь. Ты не только учишь детей, но и постоянно узнаешь что-то новое от них. Постоянно меняешься, развиваешься и, отдавая всего себя, получаешь не меньше.

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни». (В. А. Сухомлинский)


Актуальность:

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения – одна из самых актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.


Цель проектного задания:

Цель проекта – изучение специфики и взаимосвязи общей и профессиональной культуры педагога, анализ теоретической основы культуры педагога и способы реализации в педагогической деятельности.


Задачи проектного задания:

  • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам специфики и взаимосвязи общей и профессиональной культуры педагога;
  • Теоретическое изучение особенностей специфики и взаимосвязи общей и профессиональной культуры педагога;
  • Разработка практической части проектного задания. Составление рекомендаций по теме общей и профессиональной культуре педагога;
  • Овладение умением анализа процесса и результатов проделанной работы;
  • Подготовка продукта проектного задания. Рекомендации для педагога.

Анализ имеющихся ресурсов:

  1. В. С. Кукушин  «Введение в педагогическую деятельность»; 2005г.
  2. Н. А. Седова «Введение в педагогическую деятельность»; 2015г.
  3. И. Ф. Яруллин «Педагогика: введение в педагогическую деятельность»; 2013г.
  4. В. А. Сластенин «Педагогика»; 2002г.

Ресурсы, которые необходимо создать:

Памятка «Молодому воспитателю»

Формат проектного задания

  • По целевому назначению: учебный;
  • По доминирующей деятельности: практикоориентированный;
  • По комплексности: монопроект;
  • По составу участников: персональный;
  • По срокам исполнения: среднесрочный.

Этапы проектного задания:

1) Предпроектный.

Временные рамки: 16.01.2019 – 30.01.2019

На данном этапе выбрала тему проекта «Общая и профессиональная культура педагога: специфика и взаимосвязь»

2) Реализация.

Временные рамки: 31.01.2019 – 28.02.2019

На этапе реализации изложила материал по обозначенной проблеме и вопросам в соответствии с планом, представила результаты в форме продукта.

3) Рефлексивный.

Временные рамки: 01.03.2019 – 09.03.2019

На рефлексивном этапе выполнила анализ проделанной работы, сделала выводы по материалу, который был раскрыт на этапе реализации проектного задания

4) Послепроектный.

Временные рамки: 10.03.2019 – 01.04.2019

На послепроектном этапе разработала программу самообразования.


Описание  проектного задания.

На  предпроектном этапе выбрала тему проектной работы, задания, определила план работы: изучила литературу, определила содержание проектной части, выделила основные понятия.

Основные понятия:

1) Педагог – это специалист, формирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность.

2) Культура человека - это усвоенный и повседневно проявляемый им, сложившийся и признаваемый в среде жизнедеятельности опыт поведения, отношений, общения.

3) Педагогическая культура – это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.

4) Общая культура - совокупность достижений человеческого общества, которые должны быть достоянием каждого, безотносительно к характеру его профессиональных занятий.

5) Профессиональная культура - часть общей культуры, представляющая усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса.


        На этапе реализации изложила материал по выбранной теме, представила результаты в форме продукта.

Педагогическая культура- часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлели духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс.

Профессионально-педагогическая культура базируется на общей культуре личности, выступая как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности педагога культуры в целом, педагогической культуры общества, и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности». Культурологический подход к педагогическому образованию (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А.Сластенин и др.) основывается на признании профессионально-педагогической культуры учителя, как интеграции природных и приобретенных личностных свойств, главным условием и результатом его профессионального становления, инструментом реализации индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет персонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяется, прежде всего, мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования.

Основой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, которая проявляется в:

• разносторонности, широком кругозоре, эрудиции;

• высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, людьми, природой;

• культуре мышления, эмоциональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д.

Одним из основных общекультурных свойств человека является его универсальность. «Если человек, овладевающий той или иной профессией, замыкается в своем узко профессиональном мире, — пишет Ю.П.Азаров, — то, во-первых, он теряется как личность, а, во-вторых, неизбежно сужается его профессиональный диапазон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах творчества и питаются не только в своей области, но и в смежных областях, порой и прямо противоположных видах деятельности».

Вместе с тем общая культура далеко не сводится к универсальности, разносторонности личности. Для характеристики подлинно культурного человека чаще пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность».

Духовность — сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не только образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, но, прежде всего, предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» (лат. spiritus) — дуновение, тончайший воздух, дыхание. Отмечая, что «духовная культура» и «духовность» не синонимичные понятия, Е.И.Артамонова утверждает, что духовная культура личности проявляет ее духовность, а духовность выступает целью развития индивидуальной духовной культуры учителя1.

Интеллигентность как характерная черта культурного человека не сводится к получению высшего образования и интеллектуальной профессии. Вот какую характеристику интеллигента дает выдающийся ученый в области истории русской и мировой культуры Д.С.Лихачев: «Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу; даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)».

В содержание общей культуры педагога входят и жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д. Культурным называют человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором; соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целостную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:

аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере. В педагогике исторически сложилась система объективных ценностей, которые определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости от субъективного восприятия и принятия им этих ценностей.

Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. В последнее время наблюдается возросший интерес к понятию «педагогическая технология». Это обусловливается многими причинами, например, тем, что развитие педагогической науки имеет не только теоретическую сторону, но и нуждается в практических экспериментах, разработках, позволяющих исследовать различные теории и гипотезы. Педагогическая теория во многом расходится с реально действующей практикой воспитания и обучения, в данном случае педагогическая технология выступает в роли связующего звена: на основе теоретических выкладок строятся модели, и разрабатывается технология их реализации. Педагогическая технология содержит такой немаловажный компонент, как «технология педагогической деятельности». Рассматривая его, стоит отметить, что педагогическая деятельность непременно должна иметь целостный системный целенаправленный характер, что является основой для разработки технологии педагогической деятельности. Эта технология строится как система поэтапного решения задач педагогического анализа, планирования, целеполагания, организации, оценки и коррекции. То есть, технология педагогической деятельности являет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в учебном заведении. Существуют различные способы решения педагогических задач. Исходя из условия соответствия цели и деятельности субъекта обучения условиям осуществления этой деятельности, в каждом конкретном случае выбирается наиболее подходящие способы решения задач, составляющих учебно-воспитательный процесс.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.


На рефлексивном этапе выполнила анализ проделанной работы, провела работу над материалом, который был раскрыт на этапе реализации.


На послепроектном этапе подобрала список литературы, который в дальнейшем поможет мне, как педагогу


Список использованной литературы:

  1. В. С. Кукушин  «Введение в педагогическую деятельность»; 2005г.
  2. Н. А. Седова «Введение в педагогическую деятельность»; 2015г.
  3. И. Ф. Яруллин «Педагогика: введение в педагогическую деятельность»; 2013г.
  4. В. А. Сластенин «Педагогика»; 2002г.
  5. https://studfiles.net/preview/1700776/page:4/
  6. http://turboreferat.ru/pedagogy/professionalnaya-kultura-uchitelya/9565-50513-page1.html
  7. https://referatbank.ru/referat/preview/25896/kursovaya-obschaya-i-professionalnaya-kultura-socialnogo-pedagoga.html
  8. https://megaobuchalka.ru/9/11550.html
  9. https://studopedia.info/2-20670.html
  10. https://megalektsii.ru/s1731t1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этика в профессиональной культуре педагога

Содержание.   Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...

Проект "Этика в профессиональной культуре педагога"

Проект на курсах: "Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии"...

"Основа профессиональной культуры педагога"

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...

Этика в профессиональной культуре педагога

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.  Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедлив...

Консультация для педагогов: «Профессиональная культура педагога в ДОУ. Как избежать конфликтов с участниками образовательной деятельности.»

   Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его...