Цель: Распространение опыта среди педагогов по РППС по сенсорному развитию в 1 младшей группе.
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры -занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте -это игра. Именно в процессе игры ребёнок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает и переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым.
При поступлении детей в детский сад за детьми первой младшей группы, я отметила, что у некоторых детей нет навыков поведения за столом, навыков самообслуживания (одевания и раздевания), не правильно держат карандаш, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по рисованию, лепке, конструированию и т. д. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики : неловкость, несогласованность рук. Ребята моментально утомлялись, имели низкую работоспособность. Все это и подтолкнуло меня к созданию в группе предметно – развивающей среды по развитию сенсорного восприятия. Ведь работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Я считаю, что при отсутствии нужной предметно – развивающей среды у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, пропадает интерес к игровой деятельности. Поэтому я решила сделать в группе развивающее сенсорное пространство используя различные дидактические игры и пособия.
Сенсорное развитие ребенка -это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине , положении в пространстве ,а также запахе и вкусе.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение ,слух ,вкус ,обоняние и осязание. Важность сенсорного воспитания- это основа интеллектуального развития:
·развивает внимание;
·дает ребенку возможность освоить новые способы предметно-познавательной деятельности;
·развивает проницательность - это основа развития воображения;
·способствует расширению словарного запаса ребенка ;
·влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других типов памяти.
Дидактические игры на застегивание - расстегивание пуговиц и замков разработаны и изготовлены с целью обучения детей элементам самообслуживания- самостоятельному застегиванию и растегиванию одежды. Все предложенные игры способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, названий геометрических фигур. Ведь застегивать пуговицы на себе очень трудно, да и скучно, не каждый ребёнок будет с увлечением пытаться застегнуть пуговку на простой одежде, а такие игры являются подготовительным этапом для освоения самостоятельного застегивания пуговиц и замков на себе.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» для детей младшего дошкольного возраста. Данная игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребёнка. Кроме того, она будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит знания основных цветов и понятия «большая», «маленькая», «много», «мало» Дидактическая игра « Волшебные резиночки ». Развивает мелкую моторику рук, внимание, воображение, творчество. Предложить детям натянуть резиночки в разных направлениях ,соединить желтую с зеленой, красную с синей и т.д. Дидактическая игра «Вкладыши». Развивать умение детей различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру; обогащать словарный запас, формировать умение ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, целостное восприятие, познавательный интерес.
Тактильные игры - это игры , направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи.