«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
материал
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Воспитатель: Пукова Г.В.
«Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский.
Актуальность.
Сказка является важнейшей составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста. Именно со сказки у ребёнка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Воспитание сказкой способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, формированию гармонично развитой личности, помогает в доступной форме осуществить передачу опыта предыдущих поколений, патриотическому воспитанию.
Чтение художественной литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Я считаю работу со сказкой - наиболее доступным средством нравственного воспитания ребенка.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки прочно вошли в детский быт. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет такой стороны воспитания, на которую художественная литература не оказывала бы влияния. (слайд 2)
Исходя из вышесказанного, мною была поставлена цель:
- воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками
Для достижения поставленной цели, определила для себя задачи:
- создать в группе комфортную для детей предметно-развивающую среду, соответствующую образовательным программам, возрасту, развитию активной познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств.
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;
- развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию воображение;
- с помощью консультаций и бесед помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Для достижения и решения поставленных задачи был составлен план работы с детьми:
- чтение русских народных сказок, обсуждение характера героев, их черты характера;
- беседа по сюжету сказки;
- пересказ сказки;
- решение нравственных ситуаций;
- проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольного, пальчикового театра и кукол бибабо;
- рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;
- слушание сказок в аудизаписи («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса и т.п.);
- просмотр мультфильмов («Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.п.).
- дидактические игры;
- развлечения;
- продуктивная деятельность;
- выставки творческих работ.
Проведена работа с родителями:
- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»;
- папка-передвижка для родителей: «Какие проблемы решают сказки»;
- памятки с рекомендациями по организации домашнего чтения;
- акция «Подари книгу группе» (оформление книжного центра);
- родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка».
- индивидуальные беседы и консультации.
В своей работе руководствовалась следующими принципами: (слайд 3)
1. Принцип системности и организованности.
Занятия и игры проводились по намеченному плану и постепенно усложняются по мере освоения материала, ежедневно повторялись.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Число детей, участвующих в занятиях, зависело от целей. С некоторыми детьми проводила индивидуальные занятия, которые позволяют формировать необходимые умения: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
3. Принцип координации деятельности педагогов.
Осуществляла взаимодействие со специалистами ДОУ.
4.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Работа с родителями построена таким образом, что они могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
В своей практической деятельности я применяла следующие игровые технологии: (слайд 4)
- подвижные игры с текстами;
- народные и хороводные игры;
- настольно-печатные и дидактические игры;
- игры-драматизации, игры-манипуляции;
- сюжетно-пальчиковые упражнения.
Пространство групповой комнаты организовала в виде уголков: (слайд 5)
- книжный уголок;
- театрализованный уголок (перчаточный театр, настольный театр, музыкальные инструменты);
- аудиовидеотека (телевизор, двд магнитофон, познавательно-обучающие программы для детей, сказки, классическая, детская музыка);
- уголок социального развития (фотографии, семейные альбомы, иллюстрации);
- уголок сюжетно-ролевых игр (предметы быта, куклы, посуда, кроватки, сундучок с предметами-заместителями); (слайд 6)
- природный уголок (комнатные растения, оборудование);
- уголок «Наряжайка» (сундучок с юбками, платками, костюмы сказочных героев, сшитые родителями);
- уголок свободного творчества (художественный материал, инструменты, оборудование);
- уголок релаксации и уединения (мини-бассейн, наполненный бросовым материалом, телефон, фотоальбомы);
- сенсорный уголок (вкладыши, шнуровки, игрушки-забавы, пластиковые коробки, конструктор);
- уголок двигательной активности (спортивное оборудование, изготовленное совместно с родителями, массажные коврики, обручи и т.п.).
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал следующие данные: (слайд 7)
- высокий уровень: 4 . – 22%;
- средний уровень: 6 . - 33%;
- низкий уровень: 8 – 45%.
В результате проделанной работы были достигнуты положительные результаты, которые видны на графике: (слайд 8)
- высокий –8 – 45%;
- средний –8 -45%;
- низкий – 2 – 10%.
Вывод. Подводя итог моей работы, можно сделать вывод, что у детей развился устойчивый интерес к сказкам, воспитанники стали эмоционально отзывчивы и научились выражать свои мысли и чувства; сформировалось доброжелательное отношение друг к другу, к взрослым. По результатам анкетирования 96% родителей осознали ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка. Работу в данном направлении планирую продолжать дальше. (слайд 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : - воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками З адачи : создать в группе комфортную для детей предметно-развивающую среду, соответствующую образовательным программам, возрасту, развитию активной познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств ; формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей; развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему; развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию воображение; с помощью консультаций и бесед помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
В своей работе руководствовалась следующими принципами : 1. Принцип системности и организованности. 2 . Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. 3 . Принцип координации деятельности педагогов. 4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Игровые технологии:
Развивающая предметно-пространственная среда группы К нижный уголок Т еатрализованный уголок А удиовидеотека И гровой уголок
Развивающая предметно-пространственная среда группы П риродный уголок Уголок двигательной активности С енсорный уголок У голок свободного творчества
Мониторинг уровня развития детей на начало учебного года:
Мониторинг уровня развития детей на конец учебного года:
Спасибо за внимание! Всем творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
отчёт по самообразоательной работе...
консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "
Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ...
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данная тема мною выбрана для изучения влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей старшег...
отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данный отчет по теме " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посред...
Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....