«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
материал

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Воспитатель: Пукова Г.В.

«Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский.

Актуальность.

Сказка является важнейшей составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста. Именно со сказки у ребёнка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Воспитание сказкой способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, формированию гармонично развитой личности, помогает в доступной форме осуществить передачу опыта предыдущих поколений, патриотическому воспитанию.

Чтение художественной литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Я считаю работу со сказкой  - наиболее  доступным средством  нравственного воспитания ребенка.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки прочно вошли в детский быт. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет такой стороны воспитания, на которую художественная литература не оказывала бы влияния. (слайд 2)

Исходя из вышесказанного, мною была поставлена цель:

- воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками

Для достижения поставленной цели, определила для себя задачи:

- создать в группе комфортную для детей предметно-развивающую среду, соответствующую образовательным программам, возрасту, развитию активной познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств.

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;

- развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию воображение;

- с помощью консультаций и бесед помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Для достижения и решения поставленных задачи был составлен план работы с детьми:

- чтение русских народных сказок, обсуждение характера героев, их черты характера;

- беседа по сюжету сказки;

- пересказ сказки;

- решение нравственных ситуаций;

- проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольного, пальчикового театра и кукол бибабо;

- рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;

- слушание сказок в аудизаписи («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса и т.п.);

- просмотр мультфильмов («Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.п.).

- дидактические игры;

- развлечения;

- продуктивная деятельность;

- выставки творческих работ.

 Проведена работа с родителями:

- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»;

- папка-передвижка для родителей: «Какие проблемы решают сказки»;

- памятки с рекомендациями по организации домашнего чтения;

- акция «Подари книгу группе» (оформление книжного центра);

- родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка».

- индивидуальные беседы и консультации.

В своей работе руководствовалась следующими принципами: (слайд 3)

1. Принцип системности и организованности.

Занятия и игры проводились по намеченному плану и постепенно усложняются по мере освоения материала, ежедневно повторялись.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Число детей, участвующих в занятиях, зависело от целей. С некоторыми детьми проводила индивидуальные занятия, которые позволяют формировать необходимые умения: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

3. Принцип координации деятельности педагогов.

Осуществляла взаимодействие со специалистами ДОУ.

4.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Работа с родителями построена таким образом, что они могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

В своей практической деятельности я применяла следующие игровые технологии: (слайд 4)

- подвижные игры с текстами;

- народные и хороводные игры;

- настольно-печатные и дидактические игры;

- игры-драматизации, игры-манипуляции;

- сюжетно-пальчиковые упражнения.

Пространство групповой комнаты организовала в виде уголков: (слайд 5)

- книжный уголок;

- театрализованный уголок (перчаточный театр, настольный театр, музыкальные инструменты);

- аудиовидеотека (телевизор, двд магнитофон, познавательно-обучающие  программы для детей,   сказки, классическая, детская музыка);

- уголок социального развития (фотографии, семейные альбомы, иллюстрации);

- уголок сюжетно-ролевых игр (предметы быта, куклы, посуда, кроватки, сундучок с предметами-заместителями); (слайд 6)

- природный уголок (комнатные растения, оборудование);

- уголок «Наряжайка» (сундучок с юбками, платками, костюмы сказочных героев, сшитые родителями);

- уголок свободного творчества (художественный материал, инструменты, оборудование);

- уголок релаксации и уединения (мини-бассейн, наполненный бросовым материалом, телефон, фотоальбомы);

- сенсорный уголок (вкладыши, шнуровки, игрушки-забавы, пластиковые коробки, конструктор);

- уголок двигательной активности (спортивное оборудование, изготовленное совместно с родителями, массажные коврики, обручи и т.п.).

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал следующие данные: (слайд 7)

- высокий уровень:  4 . – 22%;

- средний уровень: 6 . -  33%;

 - низкий уровень:  8 – 45%.

В результате проделанной работы были достигнуты положительные  результаты, которые видны на графике: (слайд 8)

- высокий –8 – 45%;

- средний –8 -45%;

- низкий – 2 – 10%.

Вывод. Подводя итог моей работы, можно сделать вывод, что у детей развился устойчивый интерес к сказкам, воспитанники стали эмоционально отзывчивы и научились выражать свои мысли и чувства; сформировалось доброжелательное отношение друг к другу, к взрослым. По результатам анкетирования 96% родителей осознали ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка. Работу в данном направлении планирую продолжать дальше. (слайд 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Подготовила: Воспитатель Пукова Г.В. МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Слайд 2

Цель : - воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками З адачи : создать в группе комфортную для детей предметно-развивающую среду, соответствующую образовательным программам, возрасту, развитию активной познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств ; формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимости в жизни людей; развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему; развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию воображение; с помощью консультаций и бесед помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Слайд 3

В своей работе руководствовалась следующими принципами : 1. Принцип системности и организованности. 2 . Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. 3 . Принцип координации деятельности педагогов. 4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Слайд 4

Игровые технологии:

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда группы К нижный уголок Т еатрализованный уголок А удиовидеотека И гровой уголок

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда группы П риродный уголок Уголок двигательной активности С енсорный уголок У голок свободного творчества

Слайд 7

Мониторинг уровня развития детей на начало учебного года:

Слайд 8

Мониторинг уровня развития детей на конец учебного года:

Слайд 9

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "

Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок  ...

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....